Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Нравственно-патриотическое воспитание учащихся средствами краеведения»
Выпуск №29 Июнь 2010 | Статей в выпуске: 89


Все статьи автора(2) Олеся Петровна Рудакова,
воспитатель МБДОУ ЦРР д/с № 14 «Алёнка»
Калининского района г. Новосибирска

Использование музейной педагогики в речевом развитии дошкольников

Сейчас в образовательных учреждениях разного типа музейно-выставочные средства активно используются для решения задач воспитательного характера – патриотического, эстетического, этического, духовно-нравственного воспитания, воспитания гражданственности. Существует опыт использования музейно-педагогических средств в образовательной деятельности учреждения. С помощью средств музейной педагогики происходит формирование морально-ценностных категорий, разных аспектов патриотизма и др. Но не все дошкольные учреждения используют музейные экспонаты для познавательного и речевого развития детей.

Основная идея работы нашего педагогического коллектива по внедрению музейной педагогики в образовательный процесс ДОУ – это формирование познавательного интереса и развития речи дошкольников.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их «мини-музеями». В помещении дошкольного учреждения имеется музей «Родные истоки», и дети имеют возможность знакомиться с экспонатами этого музея (работа начата в 2007-08 учебном году и продолжается до настоящего времени).

Организованный в ДОУ музей – это своеобразная машина времени. За считанные минуты дети вместе с педагогом могут совершить увлекательное путешествие не только в прошлое и день сегодняшний, но и заглянуть в будущее, сопоставить, сравнить события, предметы разных времен. Такой музей вызывает интерес к историческому прошлому предметов нашего окружения. Музей расширяет представления детей об окружающем мире, знакомит с народной культурой, обогащает словарный запас дошкольников, хранит словесный ключ к пониманию фольклорных сказок, многие реалии которых давно ушли из жизни не только современных городских детей, но и их родителей.

Музей дошкольного образовательного учреждения и мини-музеи в группах ведут в меру своих возможностей поисковую и исследовательскую работу в соответствии с воспитательно-образовательными задачами детского сада. Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты, развивая тем самым коммуникативные способности, формируя навыки общения, что, безусловно, важно в развитии речи детей.

В каждой возрастной группе были созданы мини-музеи. Содержание, оформление и назначение мини-музеев отражают специфику возраста детей данной группы. Эти музеи богаты не только экспонатами, но и научным фондом, который используется на занятиях по развитию речи.

На базе мини-музеев я провожу занятия по ознакомлению с окружающим миром и природой, по развитию речи, по изобразительной деятельности. С помощью музейных экспонатов у дошкольников формируются художественно-эстетические, коммуникативно-речевые, художественно-речевые компетенции.

Также в музейной работе я использую технические средства: фонд звукозаписей, фотографий, диафильмов и видеофильмов и других музейных экспонатов, которые играют важную роль в развитии речи детей.

Организация мною занятий предполагает активность детей, им надо самим догадаться, для чего был нужен и как использовался тот или иной предмет. Структура занятий по развитию речи с использованием музейных экспонатов определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы. Это обогащение и активизация словаря, работа над смысловой стороной слова, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи, развитие элементарного осознания языковых явлений и др.; при этом главной задачей на занятии (особенно со старшими дошкольниками) является развитие связной монологической речи. Именно взаимосвязь разных речевых задач создает предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков.

В группе младшего возраста я даю названия предметов быта и демонстрирую способы действия с ними. Для большей доступности материала ввожу игровые персонажи, которые встречаются в фольклорных произведениях: Лиса, Медведь, Заяц и др. Они рассказывают детям о предметах быта, стимулируя и удерживая их интерес к рассматриваемому объекту.

Постепенно я расширяю представления детей о целесообразности создания предметов быта, которые делают жизнь людей удобной. Дошкольники должны понять и выразить словами, насколько важны высококачественные предметы быта (деревянная мебель отличается прочностью, полезна для здоровья; тефлоновая посуда сохраняет качество продуктов и т.д.), стараюсь предоставить возможность детям увидеть и сравнить предметы прошлого и словесно обосновать разницу между ними, например, та же самая посуда, мебель и т.д.

Во время бесед побуждаю детей находить связь между назначением предмета и его строением, назначением и материалом; устанавливать причинно-следственную связь между предметом и его пользой (например, холодильник предохраняет продукты от порчи и т.д.). Важно показать ребенку, как человек изменял предметы, делал их более удобными и полезными, нужно открыть перед ним перспективу: как еще можно изменить предмет, сделать его проще, красивее и удобнее – такие задания даю во время составления творческих рассказов.

Занятия по развитию речи с использованием музейных экспонатов провожу в различной форме: традиционной и нетрадиционной, а также внедряя новые приемы и подходы в развитии речи дошкольников. Планируя, в такие занятия добавляю музейные экспонаты, или, наоборот, на основе музейного экспоната провожу занятия. В проведении занятий и совместной деятельности по развитию речи использую следующие приемы: беседа, составление описательных и творческих рассказов, чтение художественной литературы, рассматривание картин, театрализованная деятельность и др.

Дети любят стихи, любят их слушать и произносить. Часто в совместной деятельности мы учим стихи о музейных экспонатах, например, о посуде, или о диких животных. Также я использую для развития речи детей загадки, пословицы или поговорки. Использую разные словесные игры, например, игру «Опиши, а я отгадаю».

Мы знаем, как рано ребенок начинает интересоваться миром звуков, отзываться на него, проявлять рано выраженную чуткость к восприятию ритма. Очень любят мои воспитанники слушать художественное чтение. Выразительное чтение доводит до сознания детей все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что дети начинают активно пользоваться этим богатством. Это возможно только при условии, если художественный образ и слово преподносятся детям в своей живой, ненарушимой целости.

Даже сказки К.И. Чуковского, написанные в начале прошлого века, изобилуют деталями, с которыми современные дети не сталкиваются. Откуда, например, в маминой спальне взялся Умывальник и зачем ему медный таз? Что такое ушат и лохань? Всё это можно увидеть в нашем музее. Мало кто из детей может догадаться, какая это избушка или кудель, или лохань. Произнести новое слово один раз мало, его надо произносить возможно чаще, изыскивая для этого подходящие моменты: только в таком случае новое слово войдет в жизнь и в активный словесный запас детей. Для того чтобы восприятие детьми сказки было эмоциональным, я использую музейные экспонаты, фланелеграф или настольный театр. Побуждаю детей к построению логических цепочек, например, «Что сначала, что потом». Чтобы детям проще было пересказывать сказку, я использую современный метод развития речи – это мнемотаблицы.

Ежедневно беседую с ребятами на разные темы. Главным преимуществом беседы является неявное акцентирование внимания на речи воспитателя, её восприятие детьми. Я выделяю беседу как один из ценнейших приемов развития речи детей, планово проводимые занятия, цель которых – углубить, уточнить и систематизировать слова путем представления и знания детей. Беседа выявляет, как велика у детей потребность выражать свои мысли, как развязывается их язык, раз тема беседы соответствует их интересам. Если темой беседы являются музейные экспонаты, то это приводится к законченному описанию, сравнению, выяснению значения того или другого предмета.

Один и тот же рассказ или сказку рассказываю детям несколько раз, сами дети тоже рассказывают сказки. При составлении описательных рассказов также использую музейные экспонаты. Составить описательный рассказ можно по любому музейному экспонату, будь-то экспонат из музея ДОУ или из мини-музея любой группы. Для детей младшего возраста использую более упрощенную форму составления описательного рассказа.

Если тема занятия «Посуда и ее классификация», беру музейный экспонат – самовар. Водила детей в музей детского сада «Родные истоки», рассмотрели самовар, потрогали. Для закрепления использовала силуэтные карточки и картинки с изображением посуды. Дети складывают логическую цепочку посуды. Например, самовар – чайник, который кипятили на печи – электрочайник.

Дети составляют описательный рассказ и при рассматривании картин, например «Любуемся красотой осени», занятие проводила по методике Мурашковской. Этот метод заключается в следующем: дети смотрят в подзорную трубу, тем самым четко выделяют каждую деталь, они называют, кто что обнаружил. Каждую находку схематически фиксирую на доске.

Посещения музея детьми дошкольного возраста посвящаются знакомству с предметами быта, народным искусством и культурой.

Таким образом, музей способствует решению образовательных задач, в частности, задач речевого, художественно-эстетического и познавательного развития детей. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 25)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела