Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Нравственно-патриотическое воспитание учащихся средствами краеведения»
Выпуск №29 Июнь 2010 | Статей в выпуске: 89


Оксана Викторовна Аулова,
воспитатель МБДОУ детский сад № 72
Калининского района г. Новосибирска

Мини-музей «Кукла – лучший друг»

Наш детский сад – один из многих детских садов Калининского района города Новосибирска, но и у нашего детского сада есть своя особенность. На здании около главного входа красуются два молодых орлёнка, что символизирует название нашего детского сада. Постройки и веранды на участках сразу «бросаются в глаза», так как они излучают тепло и доброту, которые сотрудники детского сада дарят детям. Работают в нашем коллективе очень мудрые и компетентные педагоги, которые умеют найти индивидуальный подход к каждому ребёнку, всегда находят правильный и разумный выход из любой ситуации и готовы в любую минуту прийти на помощь своему воспитаннику, когда он в ней нуждается. В течение нескольких лет педагоги нашего детского сада разрабатывают и внедряют различные образовательные технологии. В частности, успешно используется метод проектов. Один из проектов нашего детского сада – «Мини-музей в детском саду».

Почему встала необходимость создания мини-музеев в детском саду. В нашем большом городе очень много музеев, но в процессе взаимодействия с семьями воспитанников – это беседы, анкетирование, тесты и т.д. – мы выяснили, что большая часть воспитанников детского сада ни разу не были в музеях. Причины этого могут быть различными: родители много работают, и у них не остаётся времени на общение с детьми; родители не знают с какого возраста можно посещать с детьми музеи и, наверное, самая главная проблема современных родителей – нежелание развивать своих детей. Многие родители считают, что ребёнок дошкольного возраста все необходимые знания получит в детском саду.

Для того чтобы привлечь внимание родителей к музеям и расширить кругозор детей – мы решили создать мини-музеи в группах. Теперь у нас в детском саду имеются мини-музеи динозавров, часов, кукол, мини-музей «Русская изба», «Зоопарк», мини-музей Калининского района, который включает в себя всю историю района, картинная галерея из солёного теста.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать большие экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность.

Более подробно мне хотелось бы рассказать о мини-музее кукол, который расположен в общеразвивающей группе № 11 нашего детского сада (воспитатели Аулова О.В., Мершиёва О.А.).

Как к нам пришла идея создать мини-музей кукол. Оглянитесь вокруг. Как часто, особенно в метро вечером после работы, люди становятся похожими на манекены, на большие куклы со стеклянными глазами. И если, что совсем не редкость, человек в какой-то момент жизни вдруг может почувствовать себя игрушкой в руках судьбы – куклой, то и куклы, оказывается, могут очеловечиться и даже помогать своим хозяевам не хуже доброй бабушки или волшебной феи.

Древние легенды утверждают, что любимые куклы не только развлекают малыша, но и охраняют от дурного глаза и могут даже вылечить ребёнка, «взять на себя его страдания».

Наш мини-музей расположен в соответствии с предъявляемыми требованиями, удобно вписываясь в интерьер группы. Экспонаты расположены на полках и стеллажах, в изготовлении которых большую часть принимали родители, совместно с воспитателями группы. Целью создания мини-музея кукол было познакомить детей с историей куклы, откуда она появилась, из чего изготавливалась, и как кукла трансформировалась в течение многих десятилетий до наших дней, познакомить со словом «музей».

Интеллектуальное развитие детей средствами музейной педагогики – новое и весьма успешное направление работы в дошкольном образовании. Поэтому мы в нашем мини-музее постарались собрать те экспонаты, которые будут доступны и понятны детям с младшего дошкольного возраста. Экспонатами мини-музея стали не только современные куклы, но и куклы, сделанные руками воспитателей, а также мам и бабушек, совместно с их детьми. Так, мама Полины Р. связала для нашего музея куклу, а Аня с мамой сделали кукол из бумаги. Куклы-обереги из ткани мы делали с детьми на занятиях, и как приятно было видеть восторг детей и радость мам, когда этих кукол дети дарили им на 8 Марта.

Изготовление куклы-оберега

Также в нашем музее есть несколько видов кукол-«матрешек», с которыми очень любят играть дети. Ведь экспонаты мини-музеев всегда доступны для детей. Они в любое время могут их рассмотреть, потрогать, поиграть. Ещё в нашем мини-музее есть экспонаты, изготовленные из пластика, фарфора, резины, бумаги, дерева и т.д.

Мини-музей открыт постоянно, и дети с воспитателями других групп могут в любое время приходить на экскурсию. Надо отметить, что и сами воспитатели, и все посетители группы всегда просят разрешения потрогать ту или иную куклу, подёргать за верёвочки (куклы би-ба-бо) и делают это с огромным удовольствием, с неподдельным интересом наблюдая за движением игрушек, которые вызывают восторг и радость на лицах малышей.

Основное назначение мини-музея – развивающее: дети узнают историю куклы, учатся играть с ней, развивается моторика пальцев, сенсорика, звукоподражание. Дошкольники знакомятся со словом «музей», придумывают новые названия экспонатам. Дети подготовительной группы могут сами проводить экскурсии в мини-музее для младших дошкольников.

Детство – незабываемые страницы в жизни каждого человека. Как хочется порой вернуться туда, где остался мир детской чистоты, доверчивости, искреннего восторга. Наш мини-музей оказался очень познавательным и увлекательным, вызвал большой эмоциональный отклик в душах детей и их родителей. Была организована богатейшая выставка кукол, сделанных руками детей и их родителей из различного материала, а совместная работа ещё больше сплотила коллектив: воспитатели – дети – родители. От того, каким было детство человека, во многом зависит его мировосприятие, отношение к действительности, характер и в конечном счёте, судьба…

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 44)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела