Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Нравственно-патриотическое воспитание учащихся средствами краеведения»
Выпуск №29 Июнь 2010 | Статей в выпуске: 89


Все статьи автора(2) Татьяна Юрьевна Батяева,
воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ ЦРР № 14 Калининского района г. Новосибирска

Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста

В последние годы все реже встречаются практически здоровые дети. Наиболее часто встречаются патологии нервной системы, опорно-двигательного аппарата, патологии дыхательной системы, патологии органов зрения.

Нарушения осанки возникают у детей при хронических заболеваниях, как проявление их общей функциональной слабости, ослабления мышечно-связочного аппарата. Такие дети, как правило, неловки, неуклюжи, физически неразвиты. Уже к 4 годам у детей отмечаются нарушения осанки, которые к 7 годам встречаются у каждого третьего ребенка. Этот дефект отрицательно сказывается не только на внешнем виде (сутулая спина и плечи, опущенная голова, асимметрия плеч, деформация грудной клетки), но и на состоянии прикуса (смыкание челюстей), работе сердца, легких, желудка, печени, кишечника и других внутренних органов ребенка, а также на зрении.

ОСАНКА – это умение человека держать свое тело в различных положениях, привычная поза непринужденно стоящего человека. На характер осанки человека большое влияние оказывает позвоночник, так как он является основным костным стержнем и связующим звеном костей скелета. Позвоночник обеспечивает вертикальное положение тела, удерживает его в равновесии, поддерживает тяжесть головы и верхней части туловища. В вертикальном положении позвоночник удерживается с помощью мышц, которые его окружают (мышцы спины и брюшного пресса). Эти мышцы образуют естественный мышечный корсет. Он оказывает большое влияние на формирование правильной осанки. При этом основное значение имеет равномерное развитие и правильное распределение мышечной тяги на позвоночник. Если мышцы туловища развиты равномерно, и тяга сгибателей уравновешивается тягой разгибателей, то корпус и голова находятся в прямом, красивом положении. Позвоночник имеет 4 изгиба, 2 из них обращены выпуклостью вперед (шейный и поясничный лордоз) и 2 – выпуклостью назад (грудной и крестцовый кифоз). Появляются они в раннем детском возрасте и окончательно формируются к 6-7 годам, а закрепляются к 18-20. Исправление различных видов нарушений осанки – процесс длительный, поэтому легче предупредить заболевание, чем лечить.

ПЛОСКОСТОПИЕ. Стопа – орган опоры и передвижения. Обнаружение плоскостопия требует особого и своевременного внимания, даже в самых начальных формах. Проявление плоскостопия может сопровождаться жалобами ребенка на боль в ногах при ходьбе, быструю утомляемость во время длительных прогулок. Уплощение стоп может приводить к нарушению осанки и искривлению позвоночника.

Причины и факторы, способствующие нарушениям осанки:

1. Нерациональный режим (раннее усаживание ребенка раннего возраста в подушки, ношение ребенка постоянно в одной руке, преждевременное (минуя стадию ползания) начало обучения ходьбе, привычка во время прогулок постоянно держать ребенка за одну и ту же руку.

2. Частые хронические заболевания, продолжительная болезнь ребенка (гипотония мышц, рахит, пороки развития позвоночника, близорукость, косоглазие, туберкулез и т.д.).

3. Неправильная поза, с использованием инвентаря, не отвечающего возрастным особенностям детей, при выполнении различных видов деятельности (рисование, работа на земельном участке и т.д.). Неправильный подбор мебели, сильно высокий или низкий стол.

4. «Вредные привычки»:

– сидеть горбясь,

– стоять с упором на одну ногу,

– ходить с наклоненной вниз головой, опущенными и сведенными вперед плечами,

– рисовать, рассматривать картинки, читать лежа на боку (особенно при длительном постельном режиме в период болезни).

5. Неправильная организация ночного сна детей (узкая, короткая кровать, мягкие перины, высокие подушки); привычка спать на одном боку, свернувшись «калачиком», согнув тело, поджав ноги к животу, влечет нарушение кровообращения и нормального положения позвоночника.

6. Однообразные интенсивные движения:

– отталкивание одной и той же ногой при езде на самокате;

– прыжки на одной и той же ноге (игра в «классики»);

– длительная езда на велосипеде, особенно при занятии таким видом спорта (человек сидит за рулем велосипеда с резко согнутым корпусом и наклоненной вперед головой);

– занятия только боксом без общей физической подготовки – поднимаются плечи, корпус несколько нагибается вперед, в результате чего образуется сутулая осанка;

– при распашной гребле и гребле на каноэ.

7. Перетягивание живота в верхней его части тугими резинками, поясами – этим вызываются изменения во внутренних органах брюшной полости, нарушается правильное, глубокое дыхание, координированное движение многих мышц, поддерживающих позвоночник и препятствующих его деформации.

8. Понижение слуха на одно ухо (человек, желая получше слышать, все время склоняет или поворачивает голову к говорящему).

9. Нарушение обмена в соединительной ткани, к которым часто имеется наследственная предрасположенность.

Профилактика плоскостопия

1. Укрепление мышц, поддерживающих свод стопы (ходьба босиком по неровному, но мягкому грунту (песок, земля).          В ежедневную утреннюю гимнастику вводят ряд упражнений (ходьба на носках, пятках, внешнем крае стопы и т.д., плавание).

2. Ношение рациональной обуви:

– соответствие обуви длине и ширине стопы;

– иметь широкий носок и широкий каблук (для дошкольников 0,8 см, для младших школьников 1-2 см);

– иметь эластичную подошву;

– двух-трехлетним менять обувь на большую 2-3 раза в год, каждый раз на номер больше, четырех-шестилетним – два раза;

– не допускать, чтобы ребенок ходил постоянно в кедах, кроссовках, резиновой обуви; стелька – супинатор.

3. Ограничение нагрузки на нижние конечности.

4. Воспитание правильной походки (при ходьбе и стоянии носки смотрят прямо вперед, нагрузка приходится на пятку, 4 и 5 пальцы, внутренний свод не опускается).

Профилактика нарушений осанки

1. Необходима правильная организация общего и двигательного режима.

2. Контроль за осанкой ребенка в течение всего дня (использовать коррекционные стены в группах).

3. Воспитывать правильные привычные позы при занятиях игрушками и во время сна (опасна поза «калачиком»). Правильная поза во время сна – прямое симметричное положение туловища.

4. Постель должна быть жесткой, подушка плоской.

5. Менять позы во время проведения занятий (стоя, сидя, лежа).

6. Физминутка – одно из ценных мероприятий в борьбе с утомляемостью детей и длительной нагрузкой на позвоночник.

Исправление различных видов нарушений осанки – процесс длительный, поэтому легче предупредить заболевание, чем лечить. По данным НИИТО, 30-40% дошкольников имеют нарушения осанки, а среди школьников – 90%. Значит, именно в детском саду надо начинать профилактику и лечение нарушений осанки и плоскостопия.

В нашем детском саду создано 6 ортопедических групп, которые посещают дети с различной патологией – асимметричная осанка, круглая, кругловогнутая, сутулая спина, сколиоз, плоская спина, крыловидные лопатки, поясничный гиперлордоз, рахитическая деформация грудной клетки, голеней, ФНШОП, плоскостопие, вальгусная деформация стоп, приведенные стопы (косолапость). Но и эти группы оказались переполненными (по 15 человек в группе, при норме 8-12 человек). В них учебно-воспитательный процесс тесно переплетается с лечебно-оздоровительным, так как дети страдают не только патологией опорно-двигательного аппарата, но и заболеваниями нервной системы, органов зрения; являются часто и длительно болеющими.

Исправление различных нарушений осанки – процесс длительный. Формирование нового, правильного стереотипа осанки и ликвидация порочных условных рефлексов требуют особенно строгого подхода к организации занятий.

Ребята занимаются лечебной гимнастикой 3 раза в неделю в специально оборудованном зале, где происходит укрепление мышечного корсета, развивается ловкость, силовая выносливость мышц; 2 раза в неделю дети посещают занятия по лечебному плаванию, на ежедневной утренней гимнастике постоянно, изо дня в день, происходит укрепление сводов стопы (профилактика плоскостопия), укрепление мышц спины и брюшного пресса.

Все дети ортопедических групп проходят 2 раза в год массаж (10-15 процедур), по необходимости – физиолечение. В этих группах создан ортопедический режим, основная задача которого – выработка у детей представления о правильной осанке и путем подбора специальных и общеразвивающих упражнений создание предпосылки для ее формирования. Дети спят на ровной жесткой постели без подушек или с небольшим валиком под шеей. В группе имеется коррекционная стена (без плинтуса), к которой дети встают спиной, касаясь пятками, ягодицами, лопатками, затылком, проверяют осанку и закрепляют навык правильной осанки.

В каждой группе осуществлен подбор мебели (столов, стульев) соответственно росту каждого ребенка. Во время проведения познавательных занятий регулярно проводятся физкультурные паузы и физкультминутки. После дневного сна проходит процедура закаливания, дети делают специальные упражнения для укрепления сводов стопы, ходят по «дорожке здоровья». Воспитатели и медики работают в тесном контакте с родителями, так как для того, чтобы был положительный результат, занятия в детском саду должны обязательно подкрепляться выполнением комплекса корригирующей гимнастики дома.

Кроме ортопедического режима, в ДОУ созданы все условия для укрепления сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, укрепления костно-мышечной системы. Ежедневно в каждой группе проводится утренняя гигиеническая гимнастика, включая не только общеразвивающие упражнения, для формирования и закрепления правильной осанки, но и для лечения и профилактики плоскостопия. Занятия по лечебной физкультуре проводятся 3 раза в неделю, занятия в бассейне – 2 раза в неделю. Каждый ребенок получает 2-3 курса массажа по 10-15 процедур. В зимнее время каждую неделю ребята ходят на лыжах под руководством опытного инструктора. Ежедневно проводится гимнастика после сна, закаливание, упражнения для лечения и профилактики плоскостопия.

У нас функционирует физиокабинет, где дети получают электрофорез, ультразвук, кварц (УФО), ингаляции, ультратонотерапию. Есть и фитобар, где получают витаминные сборы, иммуностимулирующие, общеукрепляющие, седативные сборы. В осенне-зимние, весенние периоды повышенной заболеваемости ОРВИ детям капают в нос малавит, эпам, водный настой прополиса. Вся лечебная и коррекционная работа проводится под контролем врача ЛФК, который регулярно проводит осмотры детей, вносит необходимые изменения.

 Один из блоков коррекционной работы – работа с воспитателями, не только групп детей с НОДА, но и обычных массовых групп. Запланирован и проводится целый цикл семинаров, консультаций, педсоветов по работе с детьми НОДА (ведь такие дети есть и в обычных группах). Еще один нелегкий раздел – работа с родителями, которую ведут и воспитатели, и врач ЛФК. Это и информация о патологии ОДА в приемных, данные обследования детей, регулярно вывешиваем таблицы и графики об изменении силы мышц спины, брюшного пресса, кистевой динамометрии. Регулярно проводятся индивидуальные консультации родителей и их ребенка, проводятся родительские собрания по разным разделам работы. Ведь только совместными усилиями ДОУ и родителей можно добиться улучшения и стабилизации состояния детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 12)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела