Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Нравственно-патриотическое воспитание учащихся средствами краеведения»
Выпуск №29 Июнь 2010 | Статей в выпуске: 89


Все статьи автора(5) Любовь Васильевна Шишкина,
педагог дополнительного образования,
руководитель лекторских групп
музея истории школы МБОУ СОШ № 187
Ленинского района г. Новосибирска

Воспитание патриотических чувств школьников путём изучения малой Родины

Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя.

Сенека

Завершающийся учебный год в МБОУ СОШ № 187 выдался традиционно насыщенным событиями различной направленности. Этому способствовали не только значимые для всей страны Год Учителя и празднование 65-летия Великой Победы над фашизмом, но и многолетние традиции самого образовательного учреждения. Тем более что 2009-2010 учебный год для нас юбилейный – школе исполнилось 35 лет.

К празднованию в разной степени подключились все участники школьной жизни, и, конечно, музей истории школы не остался в стороне. Были собраны дополнительные экспонаты, проведена работа по более подробному описанию фондов, организованы разнообразные по форме музейные занятия. В ходе тематических экскурсий, посвящённых событиях и людям разных лет, выявлен особый интерес слушателей к тому, чем и благодаря чему наша школа отличается от остальных. Разнообразие ответов на этот вопрос открыло новые направления поисковой и исследовательской деятельности музея.

Так, уже собраны многочисленные свидетельства того, что одним из приоритетов нашей школы было и является взаимодействие с окружающим социумом. Область проживания (жилмассив), наряду с семьёй, двором, школой, является для человека малой Родиной. Узнавая о её истории, традициях, иных характерных чертах, растущий человек осваивает ценности и нормы жизни в обществе, которые находят свое отражение в патриотических чувствах и уважительном отношении к Родине в целом. Этим обусловлено решение рассмотреть историю 187-ой, учитывая особенности жилмассива, на котором она находится и в неразрывной связи с которым развивается. Первые результаты краеведческой работы представлены ниже в данной статье.

Итак, Станиславский – это компактный жилмассив площадью 49 Га.

Своим названием он обязан Константину Сергеевичу Станиславскому, известному театральному деятелю: актёру, режиссёру, преподавателю, автору книг для тех, кто неравнодушен к искусству.

Расположен жилмасссив в месте пересечения главных магистралей Ленинского района: улиц Немировича-Данченко, Станиславского и Ударной. Строительство началось в 1962 году по проекту архитекторов Е.И. Засядь-Волк и И.К. Ершовой. До этого здесь была обширная низменность («яма», как иногда говорят местные жители) с незначительными очагами частного сектора. Основную часть территории занимал огромный пустырь, заросший высокой густой травой. Для детворы заросли полыни были отличным местом отдыха: младшие играли в прятки, подростки проводили время с гитарами у костров. Кроме того, большой радостью для ребят являлись небольшие чистые водоем и река Тулка. Летом там можно было купаться, ловить рыбу и пиявок, раков и лягушек. Водились на реке и дикие утки, которых детвора подкармливала, стараясь поймать и приучить.

Учились ребята неподалеку, в школе № 15, которая открылась в середине 60-х и стояла на небольшой возвышенности.

Активная застройка жилмассива началась с нескольких близняшек – пятиэтажек. Вскоре 5-этажные типовые дома выстроились дружными рядами в нескольких областях микроучастка. Через некоторое время вдоль улицы Ударная появился ряд девятиэтажных панельных домов с торговыми и административными помещениями на первых этажах. Внутри микрорайона возникло также несколько девятиэтажных «свечек».

Знаковой постройкой является так называемая Китайская Стена – несколько 9-этажек, которые объединили в один большой извилистый дом. По бытующей среди местных жителей легенде, построена Китайка на месте старого кладбища и служит своеобразной границей между этой жизнью и потусторонним миром. Вне зависимости от правдивости легенды, такой дом можно назвать удачным архитектурным решением, с помощью которого жилмассив приобрёл яркую отличительную черту и логическую завершённость.

По мере динамичного развития жилмассива возникла необходимость в открытии ещё одной школы, которой впоследствии был присвоен номер 187. Решено было расположить её на месте одного из озёр. Окружающие частные дома снесли, расселив жителей в уже отстроенные многоквартирные жилища, водоёмы засыпали и в 1974 году приступили к работам. Вот как говорит о тех трудных днях Альбина Ивановна Чистилина, первый директор нового образовательного учреждения: «…вспоминаю тот день, когда я оказалась на месте будущей застройки школы. Болото с плавающими вёдрами, дети, катающиеся на самодельных плотах… Не верилось, что здесь можно что-то построить». Тем не менее, 1 сентября 1974 года школа приняла в свои стены 1150 учеников и 34 педагога. Через некоторое время рядом со школой был разбит парк и построен каток, а на месте ещё находящегося по соседству озера появились 2 детских сада и чуть позже поликлиника № 24.

Жилмассив приобрёл целостный благоустроенный вид, жители могли похвастаться наличием большого стадиона, кинотеатром «Искра», библиотекой семейного чтения, художественной школой. Троллейбусную линию с площади Станиславского провели до жилмассива. И сегодня хорошая транспортная развязка трамвайными, троллейбусными и автобусными маршрутами связывает его с другими районами Новосибирска.

Станиславский жилмассив продолжает изменятся. Например, некоторое время назад силами жителей, представителей бизнеса и при поддержке депутата областного Совета депутатов Сергея Александровича Ковалёва у него появились собственные «зелёные ворота». Это небольшой сквер рядом с конечной остановкой троллейбусов – место для отдыха детей, бабушек и молодежи. За микрорынком «Станиславский», на взгорке построена ровная пешеходная дорога, высажены деревья, разбиты цветочные клумбы, оборудована детская площадка.

Наша школа меняется вместе с жилмассивом и старается быть полезной разным категориям его жителей. Неразрывную связь школы и жилмассива уже сейчас доказывает имеющийся опыт сотрудничества с различными представителями социума (отдельными людьми, организациями, учреждениями). Он выражается не только в виде достигнутых целей и осуществлённых проектах, но и в особой дружелюбной атмосфере сотрудничества, доверительных отношений и положительных эмоций.

Вот уже 10 лет олицетворяет и оберегает такую атмосферу хранящийся в музее талисман – Школярчик Станиславчик. Имя подсказывает нам, что данный герой выступает собирательным образом участника школьной жизни и назван в честь нашего родного жилмассива. Прообразом Школярчика-Станиславчика стал самый солнечный ученик школы, результативный спортсмен, доброжелательный ребенок – Сергей Шаврин. Школярчик оформлен в виде куклы, автором которой выступила в 2000 году Наталья Александровна Корчуганова, учитель технологии, руководитель детского объединения «Мастерская кукол».

Внешний вид и концептуальные основы талисмана определяются специальным Положением, в котором в частности сказано: «Внешний вид талисмана может меняться со временем, исходя из современных условий жизни. Но неизменным остается суть Школярчика – дарить радость общения и чувства сопричастности ко всем начинаниям школьного сообщества».

В заключении следует отметить, что представленные материалы – лишь начало серьёзной работы по изучению малой Родины учащихся школы 187. В планах на следующий год – повышение интереса и осведомлённости школьников, родителей, гостей школы относительно истории жилмассива и отдельных объектов культурной и общественной жизни посредством экскурсионной работы, индивидуальной поисковой и научно-исследовательской деятельности, оформления экспозиции жилмассива в музее.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 119)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 1)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела