Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Нравственно-патриотическое воспитание учащихся средствами краеведения»
Выпуск №29 Июнь 2010 | Статей в выпуске: 89


Все статьи автора(2) Андрей Викторович Смутнев,
педагог дополнительного образования,
руководитель кафедры туризма и спорта
ЦРТДиЮ Заельцовского района г. Новосибирска

Ресурсы туризма и краеведения в нравственном и патриотическом воспитании

Если обратиться к различным директивным документам последних лет в области образования, то можно заметить отчетливый сдвиг приоритетов в сторону воспитательной работы. Например, в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29.12.2001 г., сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Необходимость мер, направленных на повышение воспитательного потенциала образовательного процесса, обусловлена как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества. С одной стороны, усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, развивается диалог культур, Россия активно включается в мировое сообщество. Все это повышает социальный запрос на духовно-нравственную, творческую, деятельную, развивающуюся личность. С другой стороны, нарастают негативные явления: бездуховность, социальное расслоение, социальная незащищенность граждан, криминализация общества, пропаганда насилия в средствах массовой информации. Как следствие этих процессов – рост подростковой преступности, беспризорности и безнадзорности, наркомании, снижение общей культуры молодежи, усиление националистических, сектантских влияний на детей и молодежь.

Ничего особенно нового в закономерном понимании органами власти необходимости, как самой воспитательной работы, так и ее усиления, нет. Более того, «волны» осознания важности воспитания достаточно регулярно прокатывались по российскому образованию, по крайней мере, с 1920 года… И, надо сказать, были в этом направлении у нас и выдающиеся успехи, и досадные просчеты. Особенно сложно и противоречиво складывалась в этой ситуации судьба нравственно-патриотического воспитания, но и здесь у нас случались выдающиеся успехи, поэтому и особенно обидно видеть нынешнее состояние этого раздела воспитания. Такое впечатление, что мы бредем ночью по полю, усеянному брошенными граблями – иногда наступаешь на новые, а иногда чувствуешь, что, вот, эти – до боли знакомые…

Первые грабли, как водится, в нравственно-патриотическом воспитании самые безнравственные и апатриотичные: воспитание, оказывается, требует вложения очень больших финансовых средств, во-первых, и, кто эти средства вносит, тот и заказывает направление движения, во-вторых… Почему об этом начисто забыли современные реформаторы, абсолютно непонятно, так как даже коммунисты, отрицающие всеобъемлющую власть денег, на финансирование этого направления воспитательной работы не скупились.

А вот вторые грабли, видимо, достались нам от коммунистического прошлого – это такое однобокое понимание патриотизма, которое нашим руководящим товарищам слышится только в печатном шаге кирзовых сапог и бряцании оружия. Почему-то под патриотическим воспитанием у нас понимают только военно-патриотическое, наверное, все остальное понимая пустой блажью – какие такие Пришвин и Паустовский?

Говорить про третьи грабли даже как-то стыдно, так как еще с дохристианских времен существует пословица: «Сколько ни говори слово «халва», во рту слаще не станет!» Тем не менее, у нас же патриотическое воспитание часто определяется только количеством употреблений слова «патриотический» и никакими другими реальными факторами. Не говоря уже о таких тонкостях, что «внешний» показной патриотизм всегда на проверку оказывается более жидким, чем внутреннее глубинное чувство Родины.

А такое глубинное неподдельное чувство любви к своему отечеству возможно только через его познание, которое невозможно без прямого соприкосновения с родной страной и ее людьми, природой, историей и традициями. При всех достоинствах современных информационных возможностей рядовому россиянину, в том числе и школьнику, вероятнее найти материалы про Йеллоустоун или Грандканьон, чем, скажем, о достопримечательностях Салаирского кряжа… Да, и любить свою Родину по телевизору – это, наверно, все-таки нонсенс…

Возможность такого познания родной земли через соприкосновение и сопричастие дает туристско-краеведческая деятельность. Являющиеся ее неотъемлемой составляющей экскурсии, походы, путешествия и экспедиции позволяют их участникам почувствовать себя частью нашей страны, ее природы и истории. Даже прохождение спортивного похода, в целях которого не прописаны никакие краеведческие исследования, невозможно без сбора информации и глубокого документального изучения района проведения похода. При проведении любого похода, даже если это и не декларируется, проводится ряд краеведческих наблюдений, которые позволяют расширить и на практике закрепить собранный ранее материал. Но самое главное – при этом в памяти человека остаются отчетливые образы и картины, которые, собственно говоря, и составляют то чувство Родины, которое делает человека настоящим патриотом.

Что касается нравственного воспитания, то нет другой такой сферы деятельности детей и подростков, где бы с такой частотой и естественностью возникали ситуации, требующие от школьника совершения нравственного выбора, и с такой энергией, методичностью и последовательностью реализовывались последствия сделанного выбора. Никакими беседами, лекциями и массовыми акциями не воспитать в человеке чувства дружбы и взаимопомощи, «товарищеского локтя», которые естественно возникают при преодолении природного маршрута. Ведь туристско-краеведческая деятельность изначально призвана способствовать решению таких задач, как:

– сохранение исторической преемственности поколений; развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

– формирование духовно-нравственных качеств личности;

– воспитание патриотов России; граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость; развитие культуры межэтнических отношений;

– разностороннее развитие обучающихся; формирование их творческих способностей; создание условий для самореализации личности; воспитание у детей и молодежи целостного миропонимания, современного научного мировоззрения;

– формирование основ культуры здоровья, сознательного отношения к семейной жизни;

– формирование трудовой мотивации;

– формирование социальной и коммуникативной компетентности учащихся.

В процессе туристско-краеведческой деятельности создаются условия для непрерывного развития личности на всех ступенях образовательного процесса. Туризм и краеведение трансформируют социальный опыт, включающий знания, опыт осуществления способов деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений. Дополняя друг друга, туристская и краеведческая деятельности служат единой цели: целостному развитию личности обучающегося. Единственная проблема, которая существенно затрудняет нравственно-патриотическое воспитание учащихся средствами туризма и краеведения – это действия целого ряда разноименных сил, суммарная действующая которых приводит к неимоверному повышению стоимости этой деятельности, что при практическом отсутствии государственного финансирования и материальной несостоятельности большого количества семей с детьми ведет к постоянному сокращению количества учащихся, которым доступен этот вид деятельности…

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 31)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела