Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Нравственно-патриотическое воспитание учащихся средствами краеведения»
Выпуск №29 Июнь 2010 | Статей в выпуске: 89


Екатерина Константиновна Дорофеева,
руководитель физкультурно-спортивного и
туристско-краеведческого отдела МБОУ ДОД г. Новосибирска
«Центр внешкольной работы «Пашинский»

Патриотическое воспитание в системе дополнительного образования (на примере ЦВР «Пашинский»)

Для каждого из нас необъятные просторы Родины начинаются с того места, края, области, в котором мы родились и выросли, где живем, учимся, работаем. Этот край особенно дорог и близок нашему сердцу. Родные картинки, запечатленные в детской памяти, сопровождают повзрослевших детей долгие годы. Поэтому существует необходимость формирования знаний о Родине среди подрастающего поколения, изучения истории, людей, которые жили в предшествующие периоды. Давно замечено, что человек лучше всего бережет и хранит именно то, что он знает и любит. Воспитание патриотизма, любви к своей стране невозможно, если ребенок не знает истории своей малой родины.

Под краеведением в системе дополнительного образования в Центре «Пашинский» считают изучение воспитанниками природы, экономики, культуры своей местности, микрорайона, района, города, области. Занятия в учреждениях дополнительного образования в отличие от школьных уроков представляют обучающимся поле деятельности, которое дает им возможность реализовать полученные знания в играх, конкурсах, самостоятельных краеведческих исследованиях и экскурсиях, проявить свою действенную любовь к городу, селу. Это может проявляться, например, в благоустройстве памятников истории и культуры, просветительской, лекционной, экскурсоводческой, музейно-поисковой, экспедиционной работе.

Изучение культуры родного края будет более эффективным и увлекательным, если его сопровождать активной туристической деятельностью. Одной из психологических характеристик подросткового возраста является стремление к самостоятельности, «взрослой» деятельности. Это особенность детей 13-15 лет и позволяет довольно продуктивно учить их тому, как нужно вести себя на природе, как организовать свой собственный туристический поход, узнать, чем занимаются «профессиональные», «серьезные» туристы в краеведческой деятельности.

Краеведение – не только эффективный способ решения учебно-воспитательных задач, но и возможность приобщиться к научно-исследовательской работе каждого ребёнка. Вряд ли можно найти другую отрасль исторического знания, которая позволяла бы столь быстро включить обучающегося в научную работу.

В последние годы заметно повысился интерес к краеведению, понимание его большого образовательного и воспитательного потенциала. Это обусловлено, на наш взгляд, несколькими факторами:

– растущим пониманием в современном обществе значения изучения истории Родины, патриотического воспитания школьников;

– стремлением к познанию всего многообразия природы, экономики и культуры нашей огромной страны с ее большими региональными различиями;

– поиском новых форм, методов, целей воспитания, основанных на этнопедагогике, на традиционных нравственных ценностях, к которым относятся патриотизм, гражданственность, человеческая порядочность.

В Центре «Пашинский» действует четыре объединения туристско-краеведческого направления. Но воспитанники принимают активное участие в местных мероприятиях, организованными работниками Центра. Педагоги придумывают разнообразные формы работы, которые помогают удерживать интерес детей.

В Центре внешкольной работы ведется постоянная деятельность по патриотическому воспитанию молодого поколения через краеведение. Молодежный актив «МАКСиУМ» систематически проводит мероприятия для учащихся СОШ м/р Пашино: станционные игры «Я патриот своей страны!», интеллектуальные игры, посвященные истории г. Новосибирска. Центр сотрудничает с обществом ветеранов микрорайона Пашино, для которого проводятся акции «Мы помним Вас!» (поздравление с праздниками ветеранов на дому), праздничные концерты художественной самодеятельности воспитанников детских объединений. Силами воспитанников Центра поддерживается порядок возле мемориальной доски на улице Сталинградской битвы.

Регулярно проводятся мероприятия патриотической направленности: «Мы факел победы – достойно несем!», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Мужество воспитывается с детства», «День Победы», «Вахта памяти», «Уроки мужества» и др. Возрождается традиция проведения в учреждении мероприятий, посвященных государственным праздникам с использованием государственных атрибутов и символов Калининского района, м/р Пашино.

Мемориал «Защитникам Отечества» является традиционным местом проведения торжественных и праздничных мероприятий с учащимися образовательных учреждений м/р Пашино. Коллектив и воспитанники Центра поддерживают порядок у мемориального комплекса и в сквере «Пашинский».

Большое значение в вопросах нравственного и патриотического воспитания молодежи имеет проведение и участие в конкурсах и соревнованиях, посвященных памятным датам города и России. Педагоги совместно с воспитанниками Центра, выезжая на конкурсы и соревнования различных уровней, обязательно посещают местные музеи и достопримечательности, знакомятся с культурой данной местности.

Педагоги Центра внешкольной работы «Пашинский», работающие в туристско-краеведческом направлении, особое внимание уделяют экскурсоводческой, музейно-поисковой, экспедиционной работе. Уже на протяжении многих лет воспитанники объединений регулярно посещают музеи и исторические места Сибирского региона. Участвуют в археологических экспедициях совместно с поисковыми отрядами города. Поход для воспитанников – это не просто отдых, а участие в настоящих исследовательских работах.

Особое место в воспитательном процессе занимает участие обучающихся в научно-практических конференциях, фестивалях, соревнованиях, конкурсах. Ученики краеведческого кружка в этом учебном году принимают участие в городских и районных конкурсах. По уже проведенным этапам воспитанники стали победителями и призерами в конкурсной системе акций экологического просвещения подростков и школьников «Мой адрес – планета земля», конкурсе «Географическая мозаика», конкурсе детских проектов «Зеленая планета» и др.

Многообразие форм воспитательной работы, направленной на формирование патриотизма, ответственности за судьбу Родины, позволяет говорить о значительном потенциале туристско-краеведческого направления дополнительного образования. Формы работы педагогов Центра «Пашинский» в данном направлении близки и понятны детям, имеют целенаправленный характер, способствуют воспитанию патриотизма через активную деятельность обучающихся.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 74)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела