Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Нравственно-патриотическое воспитание учащихся средствами краеведения»
Выпуск №29 Июнь 2010 | Статей в выпуске: 89


Все статьи автора(5) Ирина Александровна Лукьянова,
методист высшей квалификационной категории
Центра внешкольной работы «Алые паруса»
г. Новосибирска

Все статьи автора(2) Юлия Юрьевна Афанасьева,
руководитель структурного подразделения,
педагог дополнительного образования
ЦДО «Алые паруса» г. Новосибирска

Социально-эмоциональное развитие ребенка на основе синтеза воспитательного потенциала семьи и дополнительного образования в процессе приобщения к основам русской традиционной культуры

Каждый народ является носителем своей национальной культуры.

Пока существует культура, существует и сам носитель – народ;

исчезла традиционная культура, забылись народные песни и танцы, угощения,

стерлось самосознание – народ перестает существовать.

Е.Ф. Фурсова 

Все родители стремятся дать возможность своему ребенку как можно лучше познать окружающий мир с первых дней его жизни и усвоить нравственно-этические нормы взаимоотношений в обществе. В современной ситуации родители для успешной социализации отдают ребенка в школы и студии раннего развития, а в традиционном обществе этим занималась община. Современная семья, живущая в условиях мегаполиса, лишена преемственности поколений, что способствовало секуляризации традиций. В традиционной общине раннее всестороннее развитие ребенка и обучение молодых мам правилам воспитания подрастающего поколения происходило незаметно для них самих в процессе повседневной жизни.

Условия социализации

На базе ЦДО «Алые паруса» в 2009-2010 учебном году начала свою работу студия развития детей раннего возраста «Теремок», выстраивающая свою образовательную деятельность на основе русской традиционной культуры, используя тщательно отобранный фольклорно-поэтический и игровой материал. Даже за столь короткий срок существования у детей и родителей уже сформировался искренний интерес к русской традиционной культуре, а особенно к областям, связанным с семейными традициями и подходами к воспитанию детей в русской общине.

Бытует мнение, что говорить о нравственно-патриотическом воспитании детей раннего возраста некорректно. Однако ведущие психологи утверждают, а опыт доказывает – база психического и нравственного развития ребенка закладывается до трех лет. В народе говорят: «Что посеешь, то и пожнешь». И это полностью соответствует реализации воспитательной функции семьи. Семья в первую очередь, а не иные социальные институты, закладывает нравственно-этические нормы, национально-культурные установки и отношение к окружающему (в том числе и месту, где проживает).

Традиционная культураявление удивительно сложное по своему составу и феноменальное по своей жизнестойкости. Трудно выделить какую-либо сферу жизни человека, которая не имела бы этнических особенностей, восходящих в той или иной степени к традиционной культуре. Праздники и обряды, верования и этикет, система нравственных ценностей, организация труда и отдыха, народная педагогика и медицина – это далеко не полный перечень того, что подразумевается под данным понятием. Ребенок осознает свою принадлежность к той или иной этнической среде, осваивая традиционную народную культуру, в первую очередь, с помощью семьи.

В основе работы студии «Теремок» не просто развитие детей раннего возраста на основе русской традиционной культуры, а приобщение родителей к русской культуре. Стоит пояснить, что мы имеем в виду под словом приобщение. Для нас приобщение не просто знакомство – это овладение родителями азами русской традиционной культуры «на уровне пользователя» и воссоздание, таким образом, из заинтересованных родителей некоторого подобия традиционной общины, которая своей задачей ставила бы воспитание детей на принципах традиционной культуры.

При таком подходе воспитание детей протекает эффективней, поскольку они ориентируются не на «западные стереотипы», а, даже вне стен объединения, на моральные принципы русской традиционной культуры (честность, доброта, отзывчивость, справедливость, трудолюбие, ответственность и т.д.).

Социальный заказ родителей лег в основу построения структурно-организационной модели включения родителей в процесс совместного освоения русской традиционной культуры.

Целью совместной деятельности педагогического коллектива является воссоздание русской традиционной среды и «общины» для формирования общих культурных интересов и совместной деятельности детей, родителей и педагогов. Достижение поставленной цели осуществляется посредством реализации следующих задач:

– осознание индивидуальности семейной педагогической среды;

– выработка внутренней позиции по отношению к воспитательным аспектам народной педагогики и к русской традиционной культуре в целом;

– знакомство с народным календарем, народными обычаями и обрядами, бытом, укладом жизни русского народа и жанрами фольклора;

– формирование социальной группы на основе единства идей и отношения к русской традиционной культуре;

– побуждение к самостоятельности и творческой активности и детей и взрослых.

Предполагаемый результат и практическая значимость:

– сформированная «община», способствующая реализации инициационных переходов;

– выработанные совместно с родителями воспитательные принципы на основе анализа педагогического опыта русского народа (актуальные для современного социокультурного контекста);

– яркая эмоциональная отзывчивость на произведения русского народного творчества. Желание самостоятельного воспроизведения образцов народного творчества;

– воспроизведение (реконструкция) календарных праздников;

– перенесение элементов из традиционной русской общины в уклад современной семьи, способствующих гармонизации семейных отношений.

Структурно-организационная модель включения родителей в процесс совместного освоения русской традиционной культуры

«Народные гуляния и праздники»это воссоздание обрядов и традиций наших предков. Особенно ценно то, что ЦДО расположен в Нарымском сквере, где проходят массовые народные гуляния и Всероссийские фольклорные фестивали: «За други своя», «Где стоишь – там и поле Куликово» и другие, в рамках которых родители могут принять непосредственное участие.

Проблемная лаборатория «Народная мудрость и психология» предполагает освещение вопросов: инициации/переходы; подходы к воспитанию детей и приемы, отраженные в народном творчестве и традициях.

В рамках работы в данном модуле предполагаются круглые столы по таким темам, как: «Традиционное воспитание детей», «Дети и традиционная культура», «Традиционная игра как основой фактор развития и воспитания детей» и многие другие.

МедиаСообщество создание web-блога (размещение ссылок и источников материалов; обсуждение и представление опыта и т.п.), позволяющего обмениваться материалами и мыслями по вопросам воспитания в семье на основе традиций широкому кругу заинтересованных лиц. Выведение принципов в соответствии с жизнью в современном обществе.

Творческая мастерская «Традиционный костюм» знакомит родителей и детей с видами и значимостью различных элементов одежды; смыслом и значением народного костюма.

Творческая мастерская «Русская народная кукла в семье». Родители и бабушки перенимают образы русских традиционных кукол (игровых, обережных, обрядовых). Знакомятся с воспитательным потенциалом кукол, как для отдельного ребенка, так и для семьи в целом, и своими собственными руками создают себе помощников.

Русская традиционная кукла:

1. Оберегает от бед, недугов, злых духов и служит для выравнивания энергоинформационного (психоэнергетического) поля семьи.

2. Помогает в различных делах (в т.ч. как медитативные предметы).

3. Способствует решению внутренних проблем как «устройство» психотерапевтического свойства.

4. Формирует мировоззрение ребенка и знакомит с укладом жизни.

К кукле, сделанной своими руками, отношение другое, несмотря на свою простоту, она вызывает только положительные эмоции и умиление. Дети предпочитают для игры в большинстве случаев такую безликую, быстро скрученную куклу покупным (если, конечно, взрослые еще не успели навязать им свои стереотипы). Традиционная кукла позволяет диагностировать и, в свою очередь, корректировать некоторые внутренние негативные состояния, комплексы или несоответствия мировосприятия того, кто ее выполняет (или даже того, для кого она делается).

Включение ребенка в различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества и традиций, – одно из главных условий полноценного воспитания ребенка и развития его способностей. Наиболее полноценно процесс развития происходит на основе примера родителей. Для нас важно, чтобы родители являлись не просто сторонними наблюдателями или слушателями, а активными участниками всех мероприятий, проводимых в течение года.

«Никто не должен петь, танцевать, играть не сообразно с народными обычаями – это очень опасно для устоев Государства».

Платон

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 34)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела