Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Нравственно-патриотическое воспитание учащихся средствами краеведения»
Выпуск №29 Июнь 2010 | Статей в выпуске: 89


Все статьи автора(5) Константин Юрьевич Савгачев,
педагог-организатор ДДТ им. В.Дубинина
г. Новосибирска

Современная образовательная среда в учреждениях образования различного уровня

Развитие и функционирование системы образования и воспитания обусловлено всеми факторами и условиями существования общества: экономическими, политическими, социальными, культурными, духовными и т.д. Исследования ученых – педагогов, философов, социологов, психологов – констатируют наличие системно-структурного кризиса образования, который выражается в резком расхождении «заказа» (государственного, социального и т.д.) с объективным состоянием образования, в кризисе управления образованием, в количественных и особенно качественных характеристиках образования, в снижении уровня образования, несмотря на обилие новых форм, инициатив, педагогических инноваций и т.д. Отмечается, что этот кризис вызван не просто экономическими и финансовыми трудностями, а, прежде всего, конкретной «ломкой» в системе ценностно-ориентированных приоритетов, примеряемых обществом, и вытекающей из этой перемены иной оценки места и роли образования в жизни социума.

Наблюдаемая «коммерциализация» не обеспечивает автоматически высокий уровень образовательной подготовки, а принцип «демократизации» образования в настоящий момент не реализуется в полной мере: образование в нашей стране становится сословно-классовым. Общеобразовательная (и тем более, высшая) школа не нивелирует социальный раскол, а углубляет его.

В содержании образования по-прежнему сохраняются многолетние недостатки из пережитков прошлого:

– нет должной системной целостности предметных знаний;

– сохранение обособленности и разноуровневости знаний;

– установленный объем предметного содержания образования не учитывает принцип соответствия возрастным и индивидуальным возможностям учащихся;

– сохранение стрессового нарастания информационных перегрузок, что ухудшает здоровье и ведет к невротизации школьников;

– дисбаланс между логической, рационализированной информацией и недостаточностью;

– неразвитость художественно-образных форм развития творческой фантазии;

– опосредованное развитие интуиции и «схватывания» целостности предметного мира.

Все эти недостатки/недоработки приводят к искажению личностного и нравственного развития подрастающего поколения.

Образовательная ситуация на каждом историческом этапе складывается из нескольких составляющих:

– человеческого фактора, как основной единицы образования;

– содержания самого образования и педагогического взаимодействия различного формационного уровня.

Каждый из этих факторов имеет свое специфическое наполнение в зависимости от особенностей социокультурной составляющей развития общества в целом.

Человек в образовании однозначно не определен функционально-ролевым и возрастным статусом. Гипотетически им может выступать и обучающий, и обучающийся, хотя в конкретных исторических ситуациях эти роли могут быть строго оформлены и зафиксированы, распределены и персонифицированы.

Независимо от того, идет ли речь о педагоге или ученике, можно говорить о некоторых аксиомах понимания человека в образовательном процессе. Принципиальным в современной науке является подход к изучению и пониманию человека в образовании как субъекта деятельности.

Содержание образования это обязательный, базовый для усвоения материал и способы и формы его усвоения, заданный конкретно-исторической ситуацией. Содержанием образования могут выступать нормы и ритуалы, ремесло и мастерство, стандарт знаний, умений и навыков, алгоритмы или программы, эволюционирующие в систему.

Педагогическое взаимодействие – процесс регуляции активности взаимодействующих людей, результатом которого являются изменения функционального и личностного состояния хотя бы одного из субъектов взаимодействия.

Содержание этих факторов задает системный базис описания известных в истории образовательных ситуаций, которые не являются последовательно сменяющими друг друга, а могут существовать одновременно.

Первую из них можно охарактеризовать как ситуацию «спонтанного взросления» для воспроизводства уклада конкретно-исторического общества. Эту образовательную ситуацию, соответствующую архаичной культуре, отличает резкое разграничение мира детства и мира взрослых. Процесс взросления складывается спонтанно, стихийно и бессознательно. В душевной жизни ребенка любой взрослый оценивается как идеал, как объект для подражания, и чем разнообразнее будет окружающее ребенка пространство взрослых, тем больше у него средств для взросления.

Вторая образовательная ситуация связана с организацией специфической человеческой деятельности, предназначенной для формирования и развития человека, как некоторой функциональной единицы с заведомо заданными свойствами и действиями. Отраслевой характер знания, рациональность познания, монологичность изложения – характерные признаки данной образовательной ситуации.

Образование индивида в этой ситуации связано, прежде всего, с деятельностью, направленной вовне, со стремлением к взаимодействию с окружающими людьми, к усвоению признанного социального опыта, заключенного в происходящем между ними взаимообмене мыслями, знаками, ролями и т.д. Наиболее яркое выражение эта образовательная ситуация получила в культуре Нового времени и продолжает оставаться сегодня. Функции педагога и ученика в этой образовательной ситуации четко определены. Педагог является единственным источником информации и «оценщиком» прочности и точности ее усвоения и применения в навыке. В этой ситуации ребенок, ученик, обучающийся рассматривается как пассивный объект воздействия внешних условий, как продукт деятельности других людей, что составляет сущность императивной стратегии воздействия. При таком подходе ученик напоминает тот печально известный пустой сосуд, который мудрому и знающему педагогу предстоит заполнить знаниями: насыщение информацией – это основная задача обучения. Важным является практическая ориентация, общественная полезность, функциональная целесообразность содержания образования.

Работа педагога напоминает процесс материального производства по схеме «исходное сырье (ребенок) – технология обработки (формы, методы, подходы, системы и т.д.) – готовый продукт с заданными свойствами (социализирующаяся личность в новом – информационном обществе)». Улучшение образования понимается как улучшение технологии: разрабатываются новые методики, привлекаются технические средства обучения, отрабатываются навыки управления участниками педагогического процесса. Знания становятся приоритетными по сравнению с людьми – педагогами, учениками, поощряется полнота и точность воспроизведения информации, полученной от преподавателей и почерпнутой из учебников, социальный опыт учащегося, глубина понимания им обсуждаемых проблем, аналитически-рефлексивная составляющая практически не принимается в расчет. Расширение информационного потока, которое чаще всего выражается в увеличении часов на преподавание предметов, во введении новых учебных дисциплин и других подобных мероприятиях экстенсивного характера. Ученик как участник взаимодействия учитывается в своих объектных свойствах. Такое своеобразное исключение ученика из процесса делает взаимодействие односторонним и подменяет взаимодействие педагогическим влиянием на ученика с целью формирования функциональной социально-заданной человеческой единицы.

Основное ограничение образовательной ситуации второго типа сегодня связано с ее несоответствием особенностям современной культуры, для которой свойственны выраженный аксиологический характер, доминирование тенденции интеграции различного научного знания, признание приоритета диалогичности. Образовательная ситуация перестает быть изолированной от культурного контекста и становится культурно-образовательной ситуацией.

Системообразующим принципом культурно-образовательной ситуации становится смена ценностно-целевых и ролевых ориентиров от полезности и практичности к достоинству и ответственности.

Образованию предстоит изменить свое содержание от специально организованного процесса передачи – приема информации на процесс расширения возможностей компетентного выбора ребенком его собственного жизненного пути. Эта альтернативность пронизывает содержание всех компонентов образовательной ситуации: вместо адаптивно-дисциплинарной модели усвоения суммы знаний и навыков. Начинает решаться задача построения образа мира ребенка в совместной деятельности с взрослыми и сверстниками; педагогическими целями становятся:

– сохранение здоровья детей;

– развитие познавательной мотивации;

– решение жизнесообразных задач в контексте педагог-ребенок;

– особую ценность приобретает конкретно-чувственный жизненный и социальный опыт ребенка.

Акцентирование внимания на образовании как процессе «укоренения» человека в культуре, как построение и реализация им образа себя предполагает разрешение противоречия между освоением права и долженствования через сознательный свободный выбор и ответственность за него. Фокус педагогического сознания общества смещается в сторону сущностного понимания человека: признания его активности, способности к конструктивному целеполаганию, свободы выбора и ответственности за него, уникальности и готовности к самоизменению, взращивание в себе «САМости».

Своеобразие современной образовательной ситуации состоит в том, что сегодня в образовании в целом, и в отдельном образовательном учреждении, в частности, можно зафиксировать наличие признаков всех образовательных ситуаций, причем если архаичная образовательная ситуация и ситуация долженствования актуально присутствуют, то культурная сообразность выступает скорее некотором вектором в тенденции развития современного образования, его потенциальными возможностями.

Таким образом, образовательная среда есть психолого-педагогическая реальность, содержащая специально организованные условия для формирования личности ребенка, а также возможности для развития, включенные в социальное и пространственно-предметное окружение, сущностью которой является совокупность личностных особенностей и особенностей взаимодействия участников образовательного процесса. Особенности содержания образования в единстве материально-предметного содержания и способа его усвоения. Педагогическая сущность образовательной среды проявляется в системе взаимоотношений участников образовательного процесса-взаимодействия. Именно содержание этих отношений определяет качество образовательной среды.

Уникальная «ниша педагогики и воспитания» – система дополнительного образования, и Дом детского творчества им. В. Дубинина является образовательно-воспитательным инновационным пространством в этой системе. В нашем Доме реализуется компетентностный подход к реализации образовательных программ. Образовательная среда дополнительного образования уникальна тем, что она многогранна и мобильно-адаптивная под реалии любой формации и заказов. Поэтому учреждения дополнительного образования детей становятся ресурсными, кадровыми и профессиональными лабораториями для образовательных учреждений различного уровня (школы, детские сады, детские дома и т.д.). Культурно-образовательная ситуация, созданная в дополнительном образовании, динамично развивается и обладает важнейшим свойством – она безопасна. Причем, основная ее безопасность заключается в том, что момент психологического «насилия»/давления во взаимодействие на различных уровнях практически сведен на «нет». Наверное, пора задуматься о том, чтобы «замерить» уровень психолого-педагогической безопасности в системе дополнительного образования и на основе получившегося ресурса понять, что необходимо изменить в современной образовательной среде среднестатистической школы. Для педагогов дополнительного образования принципиальным является момент «ухода» с позиций наблюдения, оценивания и стороннего наблюдения, к позиции творца и организатора безопасного образовательного пространства.

Важнейшим признаком безопасной образовательной среды является отсутствие опасности внутри нее, а также в организованном педагогическом взаимодействие участников данной образовательной среды. Только в таких условиях личность ребенка получит правильное развитие…

В своем практико-ориентированном раскрытии данное определение должно быть дополнительным уточнением характера условий и возможностей, обеспечивающих позитивное развитие и формирование личностей участников учебно-воспитательного процесса. А. Маслоу: «...именно хорошая среда является для среднего организма одним из первейших факторов самоактуализации и здоровья. Предоставив организму возможность самоактуализации, она подобно доброму наставнику отступает в тень, чтобы позволить ему самому вершить выбор в соответствии с собственными желаниями и требованиями, оставляя за собой право следить за тем, чтобы он учитывал желания и требования других людей». 

Список литературы

1. Баева И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: Учебное пособие/Под ред. И.А. Баевой. – М.: Экон-Информ, 2009.

2. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб, 2001.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – М., 1999.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 110)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела