Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Нравственно-патриотическое воспитание учащихся средствами краеведения»
Выпуск №29 Июнь 2010 | Статей в выпуске: 89


Все статьи автора(2) Наталья Арсеньевна Коротаева,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 12 Центрального района
г. Новосибирска

ИКТ в решении задач патриотического воспитания младших школьников

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить <...> воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью <...>» [1].

Что такое патриотизм? Каким образом использование ИКТ может способствовать решению задач патриотического воспитания? Словарное определение гласит: «Патриотизм – это любовь к родине, к отечеству; одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями» [5].

Сущность любви к Родине определил когда-то очень хорошо М.Е. Салтыков-Щедрин: «Отечество есть тот таинственный, но живой организм, очертания которого ты не можешь для себя отчетливо определить, но которого прикосновение к тебе непрерывно чувствуешь, ибо ты связан с этим организмом неразрывной пуповиной <...>». Чувство патриотизма сродни чувству любви к матери: недаром слова «родина» и «мать» часто употребляют как синонимы. Поэтому важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями.

В течение учебного года ребята вместе с родителями активно включились в подготовку сообщений и презентаций о растениях и животных России, Сибири, истории своей семьи и родного города, которые представлялись на уроках окружающего мира и внеклассных мероприятиях. ИКТ стали инструментом совместной деятельности, направленной на решение личностно значимых и существенных с педагогической точки зрения задач.

Важно, что в процессе работы первоклассникам приходилось решать очень трудные содержательные и технологические задачи, справиться с которыми они смогли с помощью взрослых. Так, малышам предстояло научиться искать информацию в различных источниках, переводить её из одного вида в другой, представлять научно-популярный текст или рассказ взрослого в виде перечня фактов. Наблюдая за работой родителей, ребята знакомились с технологией сканирования и обработки документов и фотографий с помощью компьютера, осваивали некоторые правила оформления и представления выступлений и  презентаций.

В результате в течение учебного года силами ребят и родителей было подготовлено и представлено более 60 сообщений и презентаций, в создании которых приняли участие 24 из 28 учащихся класса.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Например, в процессе работы над проектами «Защитники Отечества» и «Война в истории моей семьи» на конкретных фактах из жизни старших членов семьи, отцов, дедов, прадедушек и прабабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов,  дети открыли для себя смысл таких важных понятий, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг».  Учитель и родители стремились подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях улиц и площадей, в их честь воздвигнуты памятники [3].

Результаты работы над проектом были представлены на открытом уроке для родителей в феврале 2010 г., для руководителей учебных учреждений в рамках творческого отчёта школы в апреле 2010 года, на внеклассных мероприятиях для учащихся начальной школы в мае 2010 года. Ярким завершением многомесячной совместной работы учителя, родителей и детей стало посещение памятников Борису Богаткову и Александру Покрышкину, мемориала труженикам тыла, возложение цветов к вечному огню на Монументе Славы героям-сибирякам.

Очевидно, что воспитание патриотизма – трудная задача, в процессе решения которой важно показать большое через малое, раскрыть зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей, пробудить в детской душе чувство сопричастности к великим вехам истории родной страны, чувство гордости за силу и величие Родины. Решать эту задачу помогут широчайшие возможности ИКТ, осваиваемые и используемые детьми осмысленно, в соответствие с важной для их духовного развития целью.

Литература:

1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Текст] / – М., 2000.

2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» [Электронный ресурс] / http://archives.ru – Федеральное архивное агентство. – Заглавие с экрана.

3. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методические рекомендации [Текст] / М. Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.

4. Поташник, М. М. Требования к современному уроку. Методическое пособие [Текст] / М. М. Поташник. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – 272 с.

5. Большой словарь иностранных слов в русском языке. [Текст] / – М., 1998. – С. 482.

6. Школьная библиотека. Официальный сайт Всероссийской школьной библиотечной ассоциации [Электронный ресурс] / http://schoollibrary.ioso.ru – Заглавие с экрана.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 15)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела