Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Нравственно-патриотическое воспитание учащихся средствами краеведения»
Выпуск №29 Июнь 2010 | Статей в выпуске: 89


Все статьи автора(2) Ольга Владимировна Козина,
учитель истории МБОУ СОШ № 180
Заельцовского района г. Новосибирска

Патриотическое воспитание на уроках истории

В наше время проблема воспитания гражданина и патриота в условиях экономической нестабильности, социального неравенства общества, эгоизма, равнодушия, немотивированной агрессивности, цинизма, роста национализма, при устойчивой тенденции падения престижа военной службы, стоит наиболее остро. Ни для кого не секрет, что от молодого поколения, людей, патриотически настроенных, зависит наше будущее. Поэтому в настоящее время необходимость работы по патриотическому воспитанию школьников ни у кого не вызывает сомнения.

Эта проблема оказалась значимой и на уровне государства, о чём свидетельствует принятая в марте 2000 года Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.; 2006-2010 годы», в которой чётко определены направления и цели патриотического воспитания подрастающего поколения.

Как учитель истории, я обнаружила, что у детей сегодня практически отсутствует чувство патриотизма. Есть те, которые хотя и слышали это понятие, однако не знают, что оно означает. Некоторые предпочли бы жить за границей, а молодые люди не хотели бы стать защитниками своего Отечества, т.е. служить в рядах российской армии. Это приводит к отсутствию заинтересованности в изучении отечественной истории, гордости за свою Родину, препятствует формированию гражданственности.

Таким образом, работая в данном направлении, перед собой ставлю цель – создать условия для развития личности, обладающей важнейшими качествами гражданина – патриота своего Отечества. Для достижения поставленной цели, решаю следующие задачи:

1. Формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.

2. Воспитание личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.

Так на уроках истории, на примере жизни и деятельности известных людей пытаюсь воспитать желание подражать им. Изучая период Смутного времени, акцентирую внимание  на дате: 1612 год. Участники народного ополчения: К. Минин и Д. Пожарский – сплотили русский народ, тем самым не дав польским интервентам захватить Россию. Это событие вошло в ранг официального праздника. С точки зрения воспитания нравственности это позволяет сформировать сплоченность, коллективизм, ответственность. С точки зрения формирования гражданственности воспитывает понятие целостности общества, единства. Детям и самим интересно готовить сообщения, презентации об отдельных исторических личностях. В завершении такой работы прошу сделать вывод о вкладе этого человека в историю и определить, считают ли ребята данного человека патриотом.

В этом году мы отметили юбилейную дату – 65 лет со дня Великой Победы. Для современных школьников эпоха Великой Отечественной войны – далёкое прошлое. В старших классах ребята писали сочинения о родственниках, участниках Великой Отечественной войны. В одной из таких работ ученица 9 класса рассказала о дедушке, который в начале войны попал в концентрационный лагерь, о нечеловеческих условиях в нём и о последствиях того пребывания. Привлекая рассказы о личном участии, в тех исторических событиях дедушек, бабушек наших учеников, мы даём возможность им эмоционально прочувствовать то время, и оно становится для них ближе. Важно и воспитание на примере земляков. Так, знакомясь с жизнью и подвигом Героя Советского Союза И.А. Покрышкина, дети учатся самоотверженности, умению мобилизовать свои силы для решения поставленной задачи, гордости за своего земляка.

Эта дата совпала с юбилеем Заельцовского района: 70 лет. Учащиеся 7 классов готовили презентации об участниках Великой Отечественной войны, в честь которых названы улицы родного района (ул. Лизы Чайкиной; ул. Б.М Шапошникова; ул.Н.Ф Гастелло). Ведь патриотизм – это не только любовь к Родине, но и к родному городу, улице, двору, дому.

Формирование патриотических чувств не замыкается в пределах изучения истории своего государства. Ученик 10 класса, участвуя в районной НПК, представил работу, в которой показал любовь и уважение индийского народа к своей родине. На примере личности М. Ганди мы видим успешную борьбу Индии против английского владычества. Этим мы воспитываем уважение к другим народам, государствам, формируем чувство толерантности.

 Таким образом, на уроках истории и во внеурочное время делаю всё возможное, чтобы наши дети стали достойными гражданами своего Отечества. «Важно, чтобы молодые люди усвоили, что их личное, семейное благополучие, достижение жизненных целей в различных сферах деятельности и социальный статус взаимосвязаны с готовностью к служению своему Отечеству – тому коллективу, обществу и государству, в котором они живут» А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, «Настольная книга по патриотическому воспитанию», (М. / Глобус, 2007).

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 26)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела