Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Нравственно-патриотическое воспитание учащихся средствами краеведения»
Выпуск №29 Июнь 2010 | Статей в выпуске: 89


Все статьи автора(3) Лариса Сергеевна Белова,
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 7 г. Белово Кемеровской области

Воспитание патриотизма на уроках и во внеклассной работе с использованием информационных технологий

Национальная доктрина образования РФ одной из приоритетных задач объявляет: воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью. Актуальность этой задачи в современных условиях подчеркнута и в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы», утвержденной Правительством РФ в июле 2005 года.

Учителям 21 века нельзя оставаться в стороне от модернизации учебно-воспитательного процесса в рамках национального проекта «Образование». ИКТ утвердили свои позиции в учебно-воспитательном процессе – нет в школе педагога, который бы не пользовался компьютером на своих уроках. Владение ИКТ помогает, с одной стороны, упростить свою работу, так как открываются новые возможности для улучшения материального обеспечения учебного процесса. Это и обновление раздаточного материала, и составление тестов по проверке знаний, и размножение и использование первоисточников. С другой стороны, есть прекрасная возможность для активизации обучающихся. Они не просто получают готовый материал, а находятся в творческом поиске, совершенствуются, развиваются, готовятся активно к жизни. В наш век обширной информации многие учащиеся хорошо разбираются в компьютерах, пользуются ресурсами Интернета, при умелой мотивации они откликаются на наши просьбы и подбирают наглядный материал. Новое информационное пространство предполагает овладение умением ориентироваться в разнообразных информационных потоках, самостоятельно создавать различные проекты. В ходе исследовательской работы в школе происходит формирование у учащихся чувства высокой гражданственности, любви к своей малой родине. В ходе поисковой научно-исследовательской работы учащиеся школы соприкасаются с историей своего города, с историей конкретных людей, живущих рядом с ними. При создании проектов учащиеся учатся отражать личные цели, а также учитывать потребности коллектива. Индивидуальная, групповая работа повышает познавательный интерес, развивает умения преодолевать трудности, искать ответы на возникшие вопросы, способствует самостоятельному освоению новых возможностей информационных технологий.

Мощным средством воспитания будущего гражданина-патриота является краеведение. Краеведение – это всестороннее изучения какой-либо территории, проводимое на научной основе. Объектами его изучения являются социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитие села, города, района, края. Краеведение является важным средством связи школы с жизнью. Краеведческая деятельность позволяет ребенку познакомиться со своим краем, познать патриотические, духовно-нравственные традиции народа. А это и есть истоки и основа патриотического воспитания.

Краеведение в школе проводится в трех формах: на уроках, факультативных занятиях, во внеклассной и внешкольной работе. Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребенка любви к деревьям, цветам, тишине и покою отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям – к сверстникам и взрослым. Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, отцу, бабушке, с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок, с переживаниями красоты родных мест.

Возможности воспитания патриотизма у подрастающего поколения, заложенные в краеведческой деятельности, не реализуются сами по себе, необходима целенаправленная, систематическая деятельность педагогов, разработка программ, методических рекомендаций и т. д.

Краеведческая тема всегда актуальна и требует творческого подхода, а создание проектов с использованием ИКТ помогает расширить методические приемы, дает возможность чередовать и сочетать различные формы уроков, внеклассных мероприятий. Итогом является познавательный интерес к истории родного края, формируется уважительное отношение к своему народу, осознание своего места в обществе, осмысление, что история – это история судеб конкретных людей, отпечатки деятельности разных поколений. Работа над проектом помогает добиваться нового качества образования, предмет становится наглядным и увлекательным. Накапливается материал, который можно дополнять, расширять, обновлять и практически применять на уроках и во внеклассной работе.

В России с древнейших времен патриотизм является одним из главных приоритетов. Патриотизм поддерживался в народе с давних времен народными сказками, где добро всегда побеждало зло, герои были справедливы и сильны духом; былинами, песнями, сказаниями. Именно через них русский народ сохранял любовь к Родине, и шло патриотическое воспитание. Чтение таких произведений на уроках чтения, на классных часах формирует чувство гордости за историческое прошлое страны.

Патриотическое воспитание обучающихся проводится с целью осознанного восприятия исторических знаний о лучших традициях русского народа, его героической борьбе, подвигах, талантах лучших сынов Отечества, знание символов государства, воспитание непримиримости к врагам России. Краеведческий материал можно использовать фрагментарно на различных уроках: в текстах, предложениях по русскому языку, задачах по математике, беседах по литературному чтению, истории, окружающему миру.

Разработана система каллиграфических минуток чистописания «Азбука Кузбасса». На отдельных слайдах помещены анимированные буквы и названия достопримечательностей Кузбасса с фотографией и краткими сведениями о них. Например: буква Б – Белово. Город в Кемеровской области. Расположен на реке Бачат (с кетского «река чёрной смородины») Возникшая деревня получила название по фамилии первого её жителя – крестьянина Белова (в 1726 г.) В тетради запись предложения: «Крестьянин Белов построил заимку на реке Бачат».

В качестве связи краеведческой деятельности с программным материалом мы предлагали ребятам понаблюдать за птицами, собрать гербарий, впоследствии эти наблюдения использовались на уроках литературного чтения и при ознакомлении с окружающим миром. ИКТ позволяет рассмотреть виды растений и животных своего края из презентаций, видеофрагментов. В соответствии с требованиями Стандарта начального общего образования в курсе «Мир вокруг нас» даны первоначальные сведения о государственных символах России – флаге, гербе, гимне (материал о них имеется в учебниках для каждого класса в соответствии с возрастом учащихся), о государственных праздниках, Конституции Российской Федерации, правах ребенка. Этот учебный материал имеет большое значение для патриотического воспитания учащихся. Использование презентаций позволяет заинтересовать детей к серьёзной теме.

Большое внимание уделяется экскурсионной деятельности. Экскурсии на предприятия нашего города в рамках программы по профориентации, экскурсионные прогулки и туристические поездки по Кемеровской области (Красная горка, Томская писаница, Новокузнецкая крепость, телеутские селения) позволяют обучающимся лучше узнать свой край. ИКТ позволяет путешествовать по краю сидя за школьной партой. Ребята из фото- и видеосюжетов могут узнать об удаленных уголках своего края, о предприятиях области.

С большим интересом учащиеся работают над тестовыми заданиями, викторинами, презентациями.

В общешкольных учреждениях, с учетом своих местных условий, разрабатываются программы нравственно-патриотического воспитания школьников.

Деятельность детского объединения начальных классов в нашей школе организована по программе «Радуга друзей». Цели программы: создание условий для воспитания школьников города в духе патриотизм; формирование социально-активной направленности, духовно-нравственных качеств и ориентирование их на творчество и саморазвитие. Задачи программы: развивать у детей активную жизненную позицию через разные формы деятельности; воспитывать любовь к родине, родному краю, традициям русской культуры.

Программа «Радуга Друзей» это семь направлений деятельности.

1. Патриотическое направление (красный цвет) «Наш дом Россия».

2. Спортивно-оздоровительное направление (оранжевый цвет) «В здоровом теле – здоровый дух»

3. Семейное направление (желтый цвет) «Семейные радости»

4. Экологическое направление (зеленый цвет) «Живи, земля!»

5. Интеллектуальное направление (голубой цвет) «Ужасно интересно, всё то, что не известно»

6. Эстетическое направление (синий цвет) «От прекрасного к доброму»

7. Духовно-нравственное направление (фиолетовый цвет) «Радуга добрых дел».

Формы проведения:

– благотворительные акции;

– музыкально-литературные праздники;

– выставки детских творческих работ;

– викторины;

– конкурсно-игровые программы;

– мероприятия, посвященные знаменательным датам;

– мероприятия, связанные с Днем защитника Отечества (конкурсы, огоньки, праздничные концерты);

– поздравительные акции;

– уроки мужества;

– час поэзии и песен военных лет.

– конкурсы рисунков «На рубежах моей страны»;

– смотр строя и песни;

встречи с ветеранами,

–  конкурсы чтецов к 23 февраля, 9 мая;

– проекты «Олимпийские чемпионы из Кузбасса», «Герои Советского Союза-наши земляки».

Мною разработана программа "Воспитание юного кузбассовца".

Задачи программы:

– сформировать у учащихся начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Кузбасса; воспитать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа;

– обеспечить развитие чувственного опыта учащихся.

Актуальность заключается в необходимости формирования патриотических чувств младших школьников в современных условиях расширяющегося информационного пространства, в создании предпосылок исследовательской деятельности младших школьников.

Содержание данной программы рассчитано на учащихся начальных классов школы. Темы занятий из года в год повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения и предприятия города, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности. Курс программы рассчитан на четыре года обучения.

В процессе преподавания курса «Воспитание юного кузбассовца» рекомендуется проводить уроки-лекции, уроки-встречи, викторины, конкурсы, экскурсии по городу, в парки, музеи, походы. Учащиеся могут готовить сообщения, проекты, доклады.

Данная организация работы с детьми способствует активизации познавательного интереса к краеведению, формированию осознанного отношения к ценностям родного края, воспитанию гражданских чувств и, прежде всего, любви к родному поселку, городу, краю. ИКТ активно внедряется в образовательный процесс нашей школы, пополняется копилка материалов по различным разделам учебно-воспитательной деятельности, центром, которого является патриотическое воспитание. Компьютерные технологии помогают сегодня проводить воспитательную работу на современном уровне.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 36)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела