Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Нравственно-патриотическое воспитание учащихся средствами краеведения»
Выпуск №29 Июнь 2010 | Статей в выпуске: 89


Все статьи автора(2) Лариса Анатольевна Лисикова,
заведующая библиотекой МБОУ СОШ № 96
Дзержинского района г. Новосибирска

Библиотечный урок для 5-6 классов «За страницами школьного учебника. Народные зимние праздники»

В библиотеке школы проходят уроки «За страницами вашего учебника». Эти уроки реализуют цели уроков истории, географии, биологии, музыки, ОБЖ, МХК. На этих уроках создаётся такая учебная ситуация, которая требует от учащихся библиотечно-библиографических навыков. Учащиеся обращаются за дополнительной информацией к словарям, энциклопедиям, справочникам. Библиотечные уроки обладают большой дидактической ценностью, помогают усвоить базовую информацию, развивают познавательный интерес у учащихся и их читательскую самостоятельность, воспитывают культуру чтения. Для этих уроков заранее готовлю интеллектуальные игры по темам уроков. Активизирую библиографический поиск учащихся, предлагая им вопросы, требующие от них знаний, выходящих за страницы школьных учебников. Ребята не всегда владеют нужной информацией, это создаёт проблемную ситуацию и служит прекрасной учебной мотивацией на следующем этапе урока, на котором ученикам предлагается интеллектуальная игра. Далее ребята самостоятельно работают со справочной литературой. Такая работа способна увлечь, но в отдельных случаях она не может дать ожидаемого эффекта. Положительный результат обнаруживается не сразу, а только после определённой практики, когда у них уже есть навык целенаправленной работы с дополнительной литературой. Эта учебная деятельность требует одновременно большой сосредоточенности и значительного умственного напряжения. Важно создать установку на самостоятельный поиск ответов.

Цели:

1. Расширение кругозора

2. Развитие познавательного интереса и творческой активности

3. Воспитание интереса к чтению и культуры чтения

Задачи:

– познакомить с народными праздниками, обычаями и традициями наших предков;

– воспитывать интерес к традициям русского народа.

Оформление библиотеки:

1. Книжная выставка по теме.

2. Рекомендательный список литературы для детей.

3. Видеопроектор.

Ход урока

Основная беседа. Библиотекарь: Праздник – душа народа… Жизнь людей в далеком прошлом зависела от природы. Высушит солнце посевы – пропал урожай; пойдут дожди – сгинет трава на лугах – жди зимой голода. Застанут человека в дороге трескучие морозы, снегопады или пыльные бури – собьется с пути, заблудится и погибнет. И люди наделяли природу великой силой, обожествляли её, пытались расположить к себе, задобрить. Уверенность, убеждённость в чем-то называется верой. Вера в силы природы и поклонение многим богам называли язычеством (Приложение 1).

Одним из богов был Перун – Бог грома и молнии, властелин плодородного дождя. Изображали его с серебряной головой и золотыми усами. Память о нём сохранилась и до наших дней в названии горы, растении (перуница) и в загадках. Богом солнца был Даждьбог, в некоторых местах его называли Ярилом, от слова ярко (светит), ярко (палит). Восход солнца встречали молитвой, обнажая голову. Чтили живой огонь, считая, что он зажжён от солнца. При выселении в новое жилище огонь в очаге не разжигали заново, а переносили из старого дома. Преклонялись и земле, изображая её в виде женской фигуры или головы животного, имя которой было Мокошь (т.е. мокрая). Её ласково называли «земля матушка». Чтилась именно сырая земля, влажная земля, потому что она даёт обильные урожаи. До наших дней дошли обряды целовать землю, хранить гордость родной земли. Люди населяли духами всё живое. Дуб считался священным деревом Перуна. Одним из почитаемых деревьев была берёза, она посвящалась духам добра. Покой дома охраняли добрые духи – домовые, берегини. Считалось, что в воде жили водяные духи и русалки – девушки с рыбьими хвостами. Они затягивали в воду неосторожных. В лесу хозяйничал маленький зелёный леший, который мог заставить заблудиться даже самого опытного охотника. Люди приносили дары лешему, чтобы охота удалась. Из верований возникли народные праздники.

Русский человек умел не только трудиться, но и хорошо отдохнуть. Основным занятием на праздниках и гуляниях было чаепитие. Накрывали богатый стол с различными угощениями, пили чай с баранками и пряниками, то есть весело проводили время. В древности главным зимним праздником считалось Рождество. На Русь праздник Рождества пришёл вместе с христианством в Х веке и слился с зимним древнеславянским праздником – святками, или колядой.

Время этого праздника для древних славян имело важное хозяйственное значение. Заканчивались зимние работы, наступала полоса деятельной подготовки к весне. Неудивительно, что люди радовались долгожданному отдыху. Да и сама природа располагала к этому: веселей светило солнце, начинали прибывать дни. День 25 декабря в календаре наших предков назывался днём Спиридона-солнцеворота. По поверьям славян, в ночь рождения нового солнца сходили на землю духи предков, которые назывались «святыми», или «святками». Славянские святки были праздником многодневным. Начинались они с конца декабря и продолжались всю первую неделю января. На святки запрещалось ссориться, сквернословить, упоминать о смерти, совершать предосудительные поступки. Все обязаны были делать друг другу только приятное. Вечер накануне Рождества известен под именем сочельника, или сочевника, соблюдением обряда которого люди как бы приготавливались к самому Рождеству. В этот день было принято поститься до позднего вечера, до появления первой звезды, в память звезды Вифлеемской. И как только на небе загоралась вечерняя заря, семья усаживалась за стол. В сочельник крестники шли навещать своих крёстных отцов и матерей, поздравляли их с праздником, при этом несли им кутью, пироги. Те, в свою очередь, угощали крестников и дарили им деньги.

Сочельник – это праздник скромный, тихий, проходящий за столом, в благовоспитанной беседе и заканчивающийся очень рано. А наутро начинался совсем другой праздник – шумный и весёлый. Начинали его дети. Они ходили от дома к дому со звездою, вертепом и распевали стихи во славу Христа. Звезда величиною в аршин делалась из бумаги, раскрашивалась красками и освещалась изнутри свечой. Мальчики, которым чаще всего доверялось нести звезду, для важности вертели звездой во все стороны. Вертеп – двухъярусный ящик, в котором деревянные фигуры изображали сценки, связанные с рождением Христа. Нетрудно догадаться, что хождение со звездой – это напоминание о Вифлеемской звезде, славление – пение во славу Христа, а вертеп – театр марионеток. За своё пение славельщики получали разные подарки, чаще всего пироги да деньги. Для сбора пирогов один из славельщиков носил кузов, а для денег предназначалась тарелка. Около полудня начиналось славление у взрослых. В старину в этом участвовали все сословия. Святки не обходились без участия ряженых. Игры ряженых – древняя русская скоморошья забава. Ряженые заходили в избы и веселились, как могли: дурачились, разыгрывали целые представления.

Распространённым святочным обрядом было и колядование – отзвук древнего праздника Коляды. Колядки – особые рождественские песенки. Содержание их было традиционным – славление хозяина, пожелание его семье и дому благополучия и процветания. За коляду полагалось вознаграждение – что-нибудь вкусненькое. Если же хозяин был скуповат и ничего не давал, или давал мало, то рисковал услышать такое пожелание:

«На Новый год осиновый гроб,

Кол на могилу, ободрану кобылу!»

Любимейшее святочное развлечение – гадание. Породило гадание стремление людей как-то предвидеть будущее и даже магически повлиять на него. В языческую пору гадание носило чисто хозяйственный характер – об урожае да приплоде скота, о здоровье родных и близких. Приносили на святки в избу сноп пшеничный или охапку сена и зубами вытаскивали соломинку да травинку. Полный колос предвещал хороший урожай, а длинная травинка – хороший сенокос. С годами интерес к гаданию сохранила только молодёжь, особенно девушки. Давно забыто всё языческое да магическое, что включал в себя обряд, а из обломков родились праздничные потехи. Но почему хороша для гадания именно эта пора? Народная легенда говорит: «В ночь под Новый год бесчисленные сонмы бесов выходят из преисподней и расхаживают по земле, пугая весь крещёный народ. От неё, от силы нечистой, и можно было вызнать свою судьбу». На святках взрослые девицы ворожили: выйдут ли сей год замуж? – в глухую ночь, когда крепко спят все домочадцы, гадальщицы, при соблюдении строжайшей тишины, приносят в избу петуха. Если он пойдёт к столу, значит, девушка выйдет замуж, а если петух будет ретироваться из избы, то она останется ещё в девицах. Девушки тихомолком отправлялись в гусятник и в темноте ловили птицу: если попадёт в руки самец, значит девушка выйдет замуж, если самка – останется ещё в девичестве. Холостой или вдовец? – девушки тайно выходили из дому к тыну или изгороди, и, обхватив её обеими руками, начинали перебирать одной рукой каждую тынину, приговаривая тихо: «холостой, вдовец, холостой, вдовец» – если тын кончится названием холостого, то, значит, за такого и выйдет девушка. В какой стороне живёт суженый? – «за ворота башмачок, сняв с ноги, бросали». В какую сторону покажет конец башмака, там и живёт суженый. Чтобы узнать свою судьбу, «ярый воск топили». По образовавшимся фигурам судили о своем жребии: похоже на церковь – к венчанию, а коль яма или пещера – жди смерти.

Самым распространённым было подблюдное гадание. Девушки, сложив свои кольца в блюдо и накрыв его платком, «пели в лад песенки подблюдны». После песни блюдо встряхивали, а гадальщица наугад вытаскивала одно из колец. К его хозяйке и относилось содержание этой песни, предсказывающее судьбу. Самым интересным, но и самым страшным было гадание с зеркалом и свечой. Девушка смотрела сквозь пламень свечи в зеркало, и ей могло привидеться что-то. Гадать можно было в течение Святок, то есть до Богоявления, или Крещения. Праздник Крещения, отмечаемый 19 января, один из великих праздников православной церкви. Установлен в память крещения Иисуса Христа пророком Иоанном Предтечей.

На пороге весны в деревнях отмечали весёлый праздник – Масленицу. Известна она с языческих времён как праздник проводов зимы и встречи весны. Первоначальным названием Масленицы было «мясопуст». Позже стали называть масленичную неделю «сырной», или просто масленицей. Название «Масленица» не случайно. В последнюю неделю перед постом не разрешалось есть мясо, но молочные продукты, в том числе масло, которым обильно поливали блины – главное праздничное блюдо, ещё не были под запретом. Масленица – праздник проводов зимы и встречи весны. На масленицу катали горящее колесо – символ солнца. Праздник проходил весело: разъезжали на санях, сжигали чучело масленицы.

«А мы масленицу повстречали,

Сыром гору набивали,

Маслом гору поливали,

На широк двор зазывали

Да блинами заедали».

Есть художник Борис Михайлович Кустодиев, который в своих работах передавал всю красоту народных праздников (Приложение 2).

Вот и пришла оттепель, осели, замаслились на солнце сугробы и, кажется, уже не угомонишь весенних воробьёв. Вот и прошла зима! Голод, холод – всё позади. Радость, весна наполняет душу. В такой день говорили в народе: «У Бога все равны». Как провожали зиму? Со смехом! Румяные, как солнце блины, длинные хороводы, катание с гор, бесконечные песни – вот они, главные приметы праздника – широкой Масленицы. Масленичная неделя начиналась с приготовления блинов. Рецепт у каждой хозяйки был свой, но во всех случаях они должны были выйти белыми, рыхлыми, вкусными. Праздник отмечали всем селом, деревней или городом. На масленицу устраивали ярмарки.

(На середину класса выходят две девочки в сарафанах с лентами на голове – Дуняша и Авдотьюшка и два паренька в рубашках – косоворотках и фуражках – Сеня и Ефимушка).

Дуняша:

А мы Масленицу повстречали,

Сыром гору набивали,

Маслом гору поливали,

На широк двор зазывали.

Сеня:

Масленица – блиноедка,

Масленица – жироедка,

Масленица – обируха,

Масленица – облануха.

Авдотьюшка:

Ой, Масленица – кривошейка,

Встречаем тебя хорошенько!

С блинами,

С каравайцами,

С варениками.

Библиотекарь:

Веселились неделю, а потом пост. Сосредоточенная молитва, во всём воздержание: «Пируй, пока Масленица, да о посте вспоминай без маслица».

Ефимушка:

Светит Масленица дорогая,

Наша гостюшка годовая,

На саночках расписных,

На кониках вороных.

Живёт Масленица семь деньков.

Оставайся, Масленица, семь годков.

Библиотекарь:

1 день – понедельник – встреча Масленицы.

Дети на улице, радость какая! Но где же масленица, что не идёт? Кто-то повторит знакомую закличку: «Душа моя Масленица, перепелёные твои косточки, бумажное твоё тельце, сахарные уста, сладкая речь, красная краса, русая коса… Приезжай ко мне на тесовый двор душой потешиться, умом повеселиться…» Раздаются крики: «Да вот же она, вот!» И верно – выплывает Масленица – появляются парни с соломенным чучелом. Детвора бежит со всех ног с ледяных гор: «Масленица, Масленица приехала!» – девушки поют. Дети собирались и шли от дома к дому с песнями. Пропев под окнами избы песенку, заходили в дом и просили: «Подайте широкой Масленице». Их встречали улыбчивые хозяйки и наделяли блинами. Так до обеда совершался обход, а после обеда катались с ледяных гор.

Вторник называется «Заигрыши».

Конечно, тут вспоминались все зимние игры. В больших сёлах и городах давно стоят качели, балаганы, заманчиво блестят в лучах солнца высокие ледяные горки. Да, жарковато было на масленичной горке! Санки в городах предлагались гостям самые разнообразные: «чугунки» – со стульчиком, «трудли» – с рублём, «американки» – известные лёгкостью и проворством.

Но вот наступил третий день праздничной недели. По мне, так он лучше всех. Одно название чего стоит «Лакомка». За одним столом до 20 разных блюд и закусок. Всем царское угощение. Богатый купец ли барин ублажал бывало даже прислугу. Знай, мол, наших! В этот день тоже пекли блины. Свой рецепт хозяйка старалась держать в секрете. Для блинов брали гречневую или пшеничную муку, а также овсяную, ячневую. Иногда просто из «кислого» теста пекли блины – большие во всю сковороду, или маленькие, с чайное блюдце, тонкие и лёгкие – блинчики. Сухой блин, говорили, рот дерёт. Посреди всеобщего веселья пыхтят самовары, рекой течёт мёд и сбитень. По поводу такого угощения гости нередко по-доброму шутили:

– Блин – не клин, брюхо не расколет.

– Где блины, тут и мы.

– Тот же блин, да подмазан.

Следующий день – самый пик праздника: «Разгуляй, перелом, широкий четверг». Весёлье в разгаре. «Кто не поёт, тот свищет; кто не пляшет, тот прищёлкивает». Позади 3 дня, впереди 3 дня. «Все мы пели да плясали и плясать мы не устали».

Но была у этого дня и своя особинка. Ведь когда-то был на Руси такой славный обычай – «выходить в праздник на кулачки». Ему не одна тысяча лет. И правила были такие строгие, спортивные – на зависть английскому боксу. В любой свалке русскому бойцу следовало помнить о чести и не терять голову. А ещё в этот день катались на лошади.

Вот пришёл пятый день – тёщины вечёрки. В этот день ходили к тёще на блины. А ребятишки в этот день запускали в небо шары с привязанными к ним бумажными птицами и пели весенние заклички, призывая прийти весну.

Сеня:

Жаворонки, жаворонки!

Прилетите к нам,

Принесите нам

Лето тёплое!

Унесите от нас

Зиму холодную.

Библиотекарь:

Суббота… Что делать, опять идти в гости? Увы! День так и назывался: золовкины посиделки. Кстати, золовок, то есть сестёр мужа, могло быть много – 5 или 10. Золовок нужно было хорошо приветить и одарить, чтобы нахваливали её перед братом, защищали перед свекровью.

А теперь о тех, кто не попал в гости. Как тут не вспомнить о картине В. Сурикова «Взятие снежного городка». Обратите внимание на книжную выставку, представленную здесь. Главный экзамен на смекалку и мужество – захватить и разрушить снежный городок. Зрелище собирало тьму народа. За снежными стенами укрывалось до сотни защитников. Если атакующие никак не могли одолеть, приходилось использовать конницы. В книге «По старому московскому тракту» Миненко Н. А. есть строчки о том, как в Сузуне в середине XIX века происходило это событие. «Приступ продолжается, пока, наконец, последний раз один из отчаянных удальцов, не щадя ни себя, ни лошади своей, врывается в ряды гарнизона… Крики одобрения победителю несутся отовсюду… Тут начинается такая суматоха… Сотни мальчишек с оглушительным криком бросаются на крепость и в несколько минут разрушают её до основания».

И вот настало воскресенье или прощеный день.

Да, постарела Масленица. Пора на покой провожать. Ребята ставили на сани Масленицу, рядом с ней красивую девицу. Запрягались в ту повозку сани и везли по всем улицам. Наконец, за околицей вспыхивал костёр. Жарко горит Масленица! В огонь летят блины. «Гори, блин, гори, Масленица».

В понедельник Масленицу встречали, в воскресенье провожали, неделю пели да плясали. А суть в чём? А суть в названии последнего дня недели. Помните, как он называется – прощёное воскресенье. В этот день на Руси все просили прощение друг у друга. «Прости меня, грешного, на Великий пост!» А в ответ можно слышать: «Бог простит, и я прощаю».

Вот и перелистали мы с вами все 7 листков короткого календаря. Прошла неделя. Отгуляла честная Масленица. А завтра? Завтра первый день поста.

Русские народные праздники были необыкновенно богаты и разнообразны. К сожалению, некоторые из них сегодня почти забыты. Хочется верить, что неподдельный интерес к русской культуре позволить возродить утерянное и передать потомкам.

А сейчас, чтобы закрепить знания, полученные на уроке, мы проведем интеллектуальную игру «Народные зимние праздники» (Приложение № 3) 

Рекомендательный список литературы

«Народные зимние праздники»

1. Городок в табакерке. Сборник. Сказки русских писателей. – М.: Правда, 1989. – 656 с.

2. Жуковский В.А. Баллады. – М.: Дет. лит., 1972. – 85 с.

3. Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. – М.: Дет. лит., 1985. – 156 с.

4. Карнавалы, праздники. Энциклопедия. Серия «Самые красивые и знаменитые». – М.: Мир энциклопедий, 2005. – 184 с.

5. Копилка народных мудростей. Справочник. – М.: Метафора, 2006. – 816 с.

6. МиненкоН.А. По старому московскому тракту. – Новосибирск, 1980.

7. Толстой Л.Н. Былины. – М.: Дет. лит., 1985. – 54 с.

8. Песенки. Потешки. Заклички. М.: Дет. лит., 1985. – 32 с.

9. Шергин Б. Сказы и сказки. – М.: Современник, 1985. – 135 с.

10. Шмелев И. Лето Господне. – М.: Дрофа: Вече, 2002. – 350 с.

11. Я познаю мир. Праздники народов мира: Детская энциклопедия. – М.: Издательство АСТ, 1999. – 512 с.

12. Я познаю мир. Мифология: Детская энциклопедия. – М.: Издательство АСТ, 2000. – 356 с.

Список литературы для педагога

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. – Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – 368 с.

2. Акимова М.К. Интеллектуальные тесты // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 2004.

3. Ворошилов В.Я. Феномены игры. – М.: Сов. Россия, 1982 г.

4. Городские массовые дела на 2009-2010 учебный год. – Новосибирск, 2006.

5. Игры: Энциклопедический сборник. – Челябинск: Юж.-Урал. Оренбург. кн. изд-во, 1995.

6. Любимая книга для умных и веселых. – М.: Дрофа – Лирус, 1995.

7. Любимцев В.В. Знаешь ли ты? – М.: Дрофа. 1995.

8. Непомнящая Н.И. Становление личности подростка. – М., 1992.

9. Классный руководитель//Научно-методический журнал. – Москва, 2008, №1-12.

10. Немов Р.С. Психология. Книга 2, М., 1995.

11. Нянковский М.А. Клуб эрудитов. 525 вопросов для интеллектуальных игр. – Ярославль: Академия развития, 2004.

12. От игры к делу. Сборник игровых программ клуба интеллектуального развития «Астерикс». – Новосибирск, 2002.

13. Педагогика. Сенько Ю.В. – М.: Просвещение, 2005.

14. Родионов А. Интеллект-тренинг для всех возрастов. – С.-П.: Питер, 2004.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 12)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела