Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Нравственно-патриотическое воспитание учащихся средствами краеведения»
Выпуск №29 Июнь 2010 | Статей в выпуске: 89


Людмила Александровна Хлоповских,
заведующая библиотекой МБОУ СОШ № 36
Дзержинского района г. Новосибирска

«Копенгаген – город Андерсена»: виртуальная экскурсия к 205-летию со дня рождения Х.К. Андерсена для учащихся 7-8 классов

Нелегко жить после смерти.

Иногда на это нужно потратить всю жизнь.

Ежи Лец

«Между Балтийским и Северным морями со времен седой древности лежит старое лебединое гнездо; зовут его Данией; в нем родились и рождаются лебеди с бессмертными именами». Один из них и был написавший эти строки Ханс Кристиан Андерсен. Презентация (слайд 5). Я приглашаю вас в увлекательное путешествие «Копенгаген – город Андерсена» (слайд 2).

В понедельник 6 сентября 1819 года Андерсен приехал в Копенгаген, и этот день писатель считал самым главным днем в жизни и справлял его не менее торжественно, чем день рождения. «Здравствуй, милая, чудная столица, – пропел Андерсен, сердце было переполнено восторгом. В его сердце цвели сейчас все цветы мира». А что подвигло Андерсена на поездку в далекий Копенгаген? Он почувствовал свою судьбу. Судьба есть у каждого, но чувствуют ее только единицы. Чувство собственной судьбы и следование ей стало главным в жизни сказочника. Отправляясь в Копенгаген, он матери заявил: «Я прославлю себя!»

В городе повсюду встречаются приметы сказочного мира Андерсена: бульвар (слайд 7), носящий его имя; памятник в самом центре города (слайд 8); трубочист на черепичной крыше (слайд 9); красивые гордые лебеди в пруду. В 1984 году символом Дании была избрана именно это птица. Может это связано с особым отношением у всех жителей Датского королевства к лебедю, а может власти думали о старом андерсеновском образе лебединого гнезда.

Раз-два, раз-два, мы идем по Копенгагену. Конечно, наше путешествие виртуальное и мы не можем пройти походкой бравого солдата из «Огнива» (слайд 11). Вот Ратушная площадь (слайд 12), в дальнем углу которой установлен памятник Андерсену (слайд 13): бронзовый человек, в сюртуке, шляпе-котелке, с тростью в одной руке и книгой в другой.

Проект памятника был создан скульптором Аугустом Собю еще при жизни писателя: Андерсена предполагалось изобразить с книгой в руках в окружении детей. Но пожилой Андерсен забраковал проект. «Я никогда не мог читать вслух, когда кто-то сидел около меня». Но больше всего ему не понравилась идея с детьми: видеть своими поклонниками лишь юных читателей он не желал. Андерсен считал себя «взрослым» писателем, поэтом и драматургом. А вошел в историю Великим сказочником. Памятник был поставлен в 1880 году – пять лет спустя после смерти Андерсена.

А вот еще одна знаменитая копенгагенская достопримечательность – Стреэт (слайд 14) самая длинная улица в мире, предназначенная только для пешеходов. Возможно, здесь в холодную рождественскую ночь, разглядывая ярко освещенные витрины дорогих магазинов, бродила героиня андерсеновской сказки – печальной «Девочки со спичками». Все дома украшены коваными вывесками, подлинными произведениями искусства. «...Сотни комнат можно было бы заполнить этими картинами, если бы их вешали не снаружи, а внутри», – так пишет Андерсен в своей сказке «О том, как буря перевесила вывески».

На площади Нюторв (слайд 15), что прерывает Стреэт видны окна подвала в здании суда, где сидел солдат из «Огнива», ожидая казни. Помните: бежал по улице мальчишка-сапожник, туфля соскочила у него с ноги и ударилась в стену у железной решетки. Солдат и попросил его принести волшебное огниво. Неподалеку от Стреэт находится старинное массивное сооружение – Круглая башня (слайд 16). «У собаки, что сидит там на деревянном сундуке, глаза каждый с Круглую башню». Помните в сказке «Огниво». Андерсен не мог обойти ее своим вниманием: для рядового датчанина «величиной с Круглую башню» означало самое большое, что только можно представить. Сооруженная в 1642 году в правление короля Кристиана IV она служила двум далеким друг другу целям, одновременно являясь и церковью Святой Троицы, и... обсерваторией Копенгагенского университета. Появление Круглой башни связывают с именем выдающегося средневекового астронома Тихо Браге (слайд 17), который определил положение светил, что позволило Кеплеру вывести свои знаменитые законы движения планет.

Наверху на высоком цоколе установлен бюст БРАГЕ (слайд18). Андерсен не раз вспоминал имя Браге в своих сказках. Красиво и возвышенно написано в сказке «Лебединое гнездо». «Вот дивный свет разлился в воздухе и озарил все части света – лебедь прорезал своими могучими крыльями нависший над землей туман, и звездное небо явилось глазами людей во всей своей красе, стало к ним словно ближе. Лебедь этот был Тихо Браге». Обратите внимание на бюст Браге, странная форма у его носа. Дело в том, что юный Тихо, когда учился в Германии, поссорился с одним студентом, и это привело к дуэли. Сражение на мечах происходило в кромешной тьме, и Тихо от взмаха клинка потерял часть носа. Чтобы скрыть изъян, он сделал недостающий кусочек из золота и серебра и очень ловко прилаживал его с помощью воска.

Круглая башня давно уже потеряла свое первоначальное значение как обсерватория: теперь на нее поднимаются туристы, чтобы с высоты посмотреть на старый город. А в 1716 году, поразив жителей датской столицы, на Круглую башню въехал верхом на лошади Петр I. Рассказывают, что жена его не менее эксцентричная Екатерина I, не желая отстать от мужа, въехала на башню на тройке. Исследователи жизни и творчества Андерсена утверждают, что он знал эту историю и даже дополнил такой подробностью. Поднявшись наверх, наш царь велел одному человеку из своей свиты броситься вниз. И он бы сделал это, если бы не вмешался король Дании, об этом Андерсен написал в своем романе «Быть или не быть».

В годы молодости Андерсена Копенгаген был обнесен земляным валом, ворота на ночь запирались на ключ. Считалось, что ключ хранился под подушкой короля...

А вот Нюхавн (слайды 19, 20) – исторический район Копенгагена. Название это переводится как «Новая гавань». На самом деле это не гавань, а канал шириной 15 метров, прорытый в 1675 году для того, чтобы подвести воды пролива Эресунн к центру города. На протяжении многих веков здесь останавливались моряки, возвратившиеся из дальних странствий. У каждого старинного дома, стоящего вдоль канала, – своя биография. В доме № 6 Андерсен жил с 1845 по 1864 год.

Именно здесь на набережной Нюхавна, в полном отчаянии ходил четырнадцатилетний Ханс Кристиан, впервые попавший в Копенгаген, потеряв надежду на новую жизнь, думал, где бы ему броситься в воду или попросить какого-нибудь капитана отвезти его в родной Оденсе... «Он готов был превратиться в этот булыжник под ногой, лишь бы не чувствовать проклятого голода... Зачем все? Почему он уехал в этот проклятый Копенгаген. Где все думают только о себе, и нет ни одного человека, способного подумать о нем, Хансе Кристиане Андерсене...»

И все как в «Гадком Утенке»: «Я думаю, мне лучше уйти отсюда куда глаза глядят! – сказал Утенок. Скатертью дорога! – отвечала Курица». Но он не унывал и гадкий утенок в его сказке вырос в прекрасного лебедя. Здесь он прожил почти всю свою жизнь, и здесь рождались его чудесные сказки. В доме № 18 писатель провел последние два года жизни, а в доме № 20 в 1835 году написал свои первые сказки. Окна квартиры выходили на канал, и швартовавшиеся там корабли привозили ему сюжеты для новых сказок из самых экзотических мест: из Ост-Индии или Вест-Индии, как в «Старом уличном фонаре». А может именно здесь в Нюхавне, под окном Андерсена свила гнездо та ласточка, которая поведала писателю о прелестной дюймовочке.

В своей последней квартире в Нюхавне он занимал две комнаты, в одной из которых принимал гостей. Вот как о ней писал в петербургском журнале «Русская речь» Макс Нордау (слайд 21) «...Она была необычайно проста, но... уютна, на окнах были горшки с цветами. Почетное место на столе возле пасхальных яиц замечательно тонкой резной работы и роскошно украшенных лентами – подарка короля и королевы, занимал почти завядший букет цветов, присланный ему девятилетней девочкой ко дню его рождения, со следующей надписью: «Дорогому другу Андерсену в знак благодарности за хорошие сказочки, которые мне так нравятся и которые я часто читаю». Андерсен очень любил цветы и одну из своих комнат назвал «цветочной». Именно здесь в Нюхавне были созданы принесшие Андерсену всемирную известность сказки «Принцесса на горошине», «Маленький Клаус, большой Клаус», «Цветы маленькой Иды» и др. (слайды 22, 23). «Бедные мои цветочки совсем завяли!» – сказала маленькая Ида. Так начинается первая авторская сказка «Цветы маленькой Иды» и действующие лица в ней – цветы. Маленькая девочка Ида – это соседка Андерсена, дочь его друга-писателя, фольклориста Ютса Маттиаса Тиле. Андерсен пришел к нему в гости, и его дочь Ида попросила рассказать сказку о цветах. Ида окружена в сказке цветами, и жила она возле ботанического сада, но на самом деле верила, что если полузавядшие цветы положить в кроватку ее куклы, то они оживут. Андерсен знал, что это не так. Но кроватка куклы Софи стала знаменитой и выставлена в музее писателя. И, конечно, цветы не могли танцевать, но Андерсен вспомнил, как Луиза Коллин, которую он любил, не пожелала с ним танцевать, передал ее поведение кукле Софи из сказки.

В сказке «Ключ для ворот» Андерсен пишет: «Копенгаген в то время не имел еще газового освещения... не было тогда и «Тиволи». Одной частью парк «Тиволи» выходит на бульвар Андерсена и Ратушную площадь, где сидящий сказочник смотрит в сторону парка. Кто там побывал, говорят, что «Тиволи» – это сказка (слайд 24). Это неудивительно, площадь королевства чуть больше 43 тысяч квадратных метров. И поэтому датчане привыкли выражать красоту и гармонию в малых формах. Гордость Копенгагена – старинный парк развлечений «Тиволи» – самая популярная достопримечательность Датского Королевства, третий по посещаемости парк аттракционов в Европе и даже объект, акции которого представлены на бирже. Во многом именно «Тиволи» способствовал появлению империи развлечений Уолта Диснея. Побывав в этом волшебном мире, великий мультипликатор решил, как будут расставлены акценты в его Диснейленде.

Создан «Тиволи» в 1843 году сыном датского консула в Алжире Георгом Карстенсеном. В то время в Европе и Америке были в моде большие развлекательные сады с декоративными элементами Востока. Чиновники разрешили создать парк с условием, что все сооружения в нем будут из дерева, стекла и других легких материалов, чтобы в случае военной необходимости все можно было бы легко свернуть и освободить место для пушек. Что же там можно увидеть? Китайская пагода (слайд 26), на нескольких этажах которой расположились рестораны, в парке можно покататься на роскошной классической карусели, познакомиться с Каем и Гердой... С 1844 года Карстенсен по праздникам и выходным стал организовывать в парке парад «гвардейцев»: марш мальчиков, одетых в красно-белую форму. И сегодня в парке есть собственная «гвардия» девяти-шестнадцатилетних солдат. И как же здесь не вспоминать Андерсена, когда маршируют мальчики в гвардейских мундирах. Парк много раз перестраивался, неизменным осталось только озеро, у берега которого пришвартовался огромный старинный парусник (слайд 27). По мнению Георга Карстенсена, прелесть парка развлечений в том, что он постоянно изменяется и развивается. Поражает воображение огромный мавританский дворец (слайд 25), расцвеченный мириадами разноцветных лампочек и китайский театр, построенный с соблюдением всех канонов, где занавес заменяют специальные створки, расписанные под распущенный хвост павлина. Вечером начинаются, как и раньше, концерты классической музыки, которая всегда была важной составляющей «Тиволи». Ни здесь ли распевал свои песни для короля андерсеновский Соловей. Ведь «Соловей» был реальным. В 1843 году выступлением в Королевском театре (слайд 29) Копенгагена шведская певица Енни Линд (слайд 28) начала свою европейскую карьеру. Андерсен встретился с ней впервые в гостинице «Отель дю Норд», он сразу воспылал к ней любовью. Он постоянно находился возле актрисы наедине или в гостях, и это рождало разговоры: «Неужели Андерсен женится?» Но она держала Андерсена на расстоянии и подчеркивала, что только дружба и служение искусству объединяют их. «Слушая ее, Андерсен понимал, что голос появился раньше самой Йенни Линд и долго жил на земле, ожидая рождение певицы. Голос выбирал достойное сердце, в котором ему предстояло жить... «Голоса – необыкновенные существа, и уважать их наш долг, – подумал Андерсен об окончании своей воображаемой сказки. Напишется ли она? – с некоторой грустью подумал он...»

Муза писателя была щедра – сказка «Соловей» была начата вечером и закончена уже на следующий день. Сказочник влюбился в соловья – что в этом удивительного? Но влюбился сначала в неподражаемый голос – и только потом в неподражаемую Йенни. Слушая голос Линд Андерсен понял: его сказки – сестры ее голоса. Йенни натолкнула его на идею, «от которой волосы встали дыбом: сказки уже живут, их нужно только поймать, понять, услышать...».

Ее слава была громче славы Андерсена. Линд в 1852 году вышла замуж в Бостоне за немецкого пианиста. После огромных чувств к Йенни, он уже никого не любил. Все три любви его были скандинавками. «Он разглядывал себя в зеркале и соглашался с судьбой: разве можно полюбить этот огромный нос, эти маленькие глазки... Он вспомнил, что от природы у него было замечательное сопрано до пятнадцати лет и пение рвалось из него. Если бы голос не пропал, он мог бы петь по всей Европе и тогда брак с Енни Линд был бы доступен ему... Его сердце готово было разбиться как зеркало. Для чего жить, если не для любви? Оставалось творчество», – так описывает состояние Андерсена А.А. Трофимов в книге «Сын башмачника» (слайд 30).

Его любовь была неземной, сказочной – и ей ничего не оставалось как перешагнуть в сказки из грубой жизни, где нежность поэта не находила ответной нежности у тех, от кого он ждал ее. Первые две любви: Риборг Войт и Луиза Коллин (слайд 31) – две тропинки к сборнику «Сказки, рассказанные детям». Любовь его написала стихи «Ты мыслями моими овладела», «Темно-карих очей взгляд мне в душу запал». Писатель А.А. Трофимов в своей книге рассуждает: «Если бы сказочники не умели любить, кому бы они были нужны? И разве появлялись бы у них сказки? Сказки – это ожидание любви или следы неудачной любви; и чем сильнее ожидание и неудачнее любовь, тем поэтичнее, глубже сказки. Сказка – синоним любви».

«И принц в самом деле полюбил ее, словно родную сестру, поселил ее в своем дворце, а потом взял с собой в соседнее королевство...», и поэтому главная достопримечательность Копенгагена – это «Русалочка» (слайд 32). Для многих она стала символом Дании. Сидит бронзовая «Русалочка» на каменной глыбе у набережной, она как бы приветствует корабли, заходящие в «Торговую гавань» – так с датского переводится Копенгаген. Моряки со всего света дарят ей цветы, считая, что это приносит счастье. «Русалочка» и наиболее часто фотографируемая «девушка» в мире. Женщины, позируя возле нее, сравнивают свою красоту с красотой «Русалочки», прекраснейшей из шести дочерей морского короля. «Когда тебе исполнится пятнадцать лет, – говорила бабушка, – тебе разрешат всплывать на поверхность моря, сидеть там при свете месяца на скалах и смотреть на плывущие мимо огромные облака». Уже почти сто лет сидит «Русалочка» на каменной глыбе и смотрит на огромные корабли.

Очень интересна история создания этого памятника. Андерсену было 32 года, когда в 1837 году «Русалочка» была опубликована в его третьем сборнике сказок. Премьера балета по сказке состоялась 26 декабря 1909 года в Королевском театре, главную роль исполняла Эллен Прис де План. Знаменитая прима-балерина и по любопытному совпадению правнучка Йониса Коллина – покровителя и друга Андерсена. Постановку увидел владелец знаменитой на весь мир пивоваренной фирмы «Карлсберг», крупный меценат Карл Якобсон и под впечатлением примы решил подарить городу скульптуру «Русалочки». Статуя была заказана датскому скульптору Эдварду Эриксену (слайд 33) в 1910 году. Эриксен внимательно изучил танец Эллен Прис, и, несомненно, она вдохновила его: известно, что балерина приходила к нему в мастерскую и не раз наблюдала за ходом работы. Однако непосредственной моделью, с которой ваялась «Русалочка», была молодая жена скульптора – Элене, она часто позировала и для других работ Эриксена...

Открытие памятника состоялось в 1913 году. «Скучающая девушка» получала в подарок то букетик цветов, то целые венки. Жарким летом на нее не раз надевали купальник, холодной зимой укутывали в нарядную теплую шубку. По условиям скульптора, она не может быть отлита ни в каком другом городе. Различные богатеи предлагали копенгагенскому муниципалитету за «Русалочку» огромные суммы. Но жители города не могли и подумать о том, чтобы расстаться со скульптурой. Но жителей города ждал удар, в 1964 году «Русалочка» была обезглавлена. По счастью, удалось найти сохранившийся гипсовый слепок «Русалочки». Работа над новой головой была поручена Поулю Расмуссену – сыну того человека, который отливал «Русалочку». В день своего нового открытия «Русалочка» была усыпана цветами и самым дорогим гостем была 85-летняя Эллен Прис, послужившая прообразом бронзовой любимицы датчан. Над «Русалочкой» был установлен надзор, приставили полицейского, ночью ее стали освещать прожектором. Но через десять лет пьяные хулиганы отпилили и похитили ей правую руку, но очень быстро в бронзолитейной мастерской придали ей первоначальный вид. За всей работой следил Эгон Эриксен – сын скульптора, создавшего знаменитую статую. «Русалочка» находится во владении копенгагенского муниципалитета, но права на памятник на 50 лет после смерти его автора, до 2009 года, имела и семья Эриксен. «У меня такое чувство, будто мы с «Русалочкой» близнецы. Я родился в том же самом году, когда ее сделал отец, а моя мать Элен Эриксен, была моделью для «Русалочки», – говорил сын скульптора.

Но еще одна очень важная достопримечательность Копенгагена и всей Дании связанная с Андерсеном – это цветы и розы. Датчане любят и ценят красоту. И даже в русском посольстве в Копенгагене царствуют розы. Роза – некий символ имени Андерсена. Роза была королевой его жизни. Розы сопровождали Андерсена всю жизнь, он всегда носил цветок в петлице пиджака, на подоконниках у него были горшки с цветами, в которых жила хрупкая Дюймовочка. А прообразом Дюймовочки была хрупкая Генриетта Вульф, дочь адмирала Вульфа, создание нежное и доброе, которая тоже любила и по-особенному чувствовала цветы. Рядом с домом была роскошная клумба роз (такие росли в ящиках у Кая и Герды в «Снежной королеве»). Андерсен умер с розой в руке на вилле своих друзей. Так умирают сказочники. Роза у его постели осыпалась – ей тоже больше нечего было делать на этой земле. «Розы шли за ним в траурной процессии. И от страшного горя с них облетали лепестки...» (слайд 35). Его хоронил весь Копенгаген, за гробом шла вся королевская семья, «гроб несли по улицам и колокола звонили во всю ширь».

Но читатели знают, что сказочники не умирают. Андерсен писал и для взрослых, и для детей. Россия немыслима без его сказок, трудно найти писателя, не испытавшего его влияние. И очень удачно будет вспомнить Антона Павловича Чехова в честь 150-летия со дня его рождения. В Ялте на своем каменистом участке он сажал розы. Чехов любил Ханса Кристиана Андерсена – и лучшее его издание – четырехтомник в переводах А. и П. Ганзен (слайд 34) Чехов подарил Таганрогской библиотеке, городу своего детства. Этот четырехтомник – до сих пор лучшее за пределами Дании издание Ханса Кристиана Андерсена.

Презентация «Копенгаген – город Андерсена»

Рекомендательная библиография

Книги

1. Андерсен Х.К. Сказки. Истории. Пер. с дат./ Вступит. Ст. К. Паустовского. Сост., коммент. Л.Ю. Брауде. Ил. В Пивоварова. – М.: Художественная литература, 1973. – 447с. – ил. – (БВЛ).

2. Муравьева И. Андерсен. Вып. 17. – М.: Молодая гвардия, 1959. – 272с. – ил. – (ЖЗЛ).

3. Трофимов А.А. Сын башмачника: Роман из жизни Андерсена. – М.:ТЕРРА – Книжный клуб, 2004. – 704 с. – (Мир вокруг нас).

Статьи

1. Воеводский И. Сказка за сказкой//Всемирный следопыт. – 2007. – №20. – С.80-85.

2. Кривцов Н. Старое лебединое гнездо//Вокруг света. – 1990. – № 8. – С.8-14.

3. Лепишева А. В поисках белого лебедя. Андерсен: признанный и несчастливый // Отечество. – 2009. – №9. – С.21-27.

 4. Малов В. Город из сказок на берегу полива Эресунн // А почему? – 2004. – №11. – С. 8-11.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 16)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела