Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Нравственно-патриотическое воспитание учащихся средствами краеведения»
Выпуск №29 Июнь 2010 | Статей в выпуске: 89


Все статьи автора(10) Валентина Васильевна Занина,
заведующая библиотекой МБОУ СОШ № 177
Дзержинского района г. Новосибирска

«Стихи в нашей жизни»: поэтический час, посвящённый творчеству русских поэтов, для учащихся 7-9 классов

Библиотекарь:

Наверное, трудно человеку вспомнить, когда он впервые услышал стихи. Вероятнее всего он услышал их от мамы или бабушки. Всё начинается с колыбельных песен, пестушек, потешек. Древне-русское слово «баять», «убаюкивать» означает не только «говорить», «уговаривать», но и «заговаривать». Колыбельные песни – это заговоры-обереги, основанные на магической силе воздействия слова и музыки, на их способности успокоить, уберечь, охранить. Презентация (слайды 1 и 2).

А, баю, баю, баю,

Сидит ворон на краю

И играет во трубу.

Звонко трубушка играет,

Сон и дрёму нагоняет.

Спи, доченька, усни,

Угомон тебя возьми.

С первых минут своего земного бытия ребёнок оказывается не в хаосе звуков, а во власти слова и музыки, в упорядоченной музыкально-поэтической среде: колыбельные песни, пестушки и потешки вводят его в мир, настраивают на определённый гармоничный (а не дисгармоничный) музыкально-поэтический лад.

Первые стихи, услышанные нами в раннем детстве, звучали примерно так:

Идёт бычок качается,

Вздыхает на ходу:

– Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

Или: Наша Таня громко плачет

Уронила в речку мячик.

– Тише, Танечка, не плачь!

Не утонет в речке мяч.

Откуда нам тогда было знать, что их написала известная поэтесса Агния Барто? Мы попадаем под очарование ритма стиха, рифмующихся окончаний, нам нравится повторять эти строчки ещё и ещё раз, до тех пор, пока стихотворение автоматически не запомнится. Потом, играя во дворе или в детском садике, нам хочется в общении с друзьями-приятелями или подружками изъясниться так метко, чтобы надолго запомнили. И здесь откуда-то берутся стихотворные смешилки и дразнилки, типа:

Андрей-воробей,

Не гоняй голубей,

Голуби боятся,

На крышу не садятся.

Крыша ломается,

Хозяин ругается.

(Слайд 3)

Ванька-встанька карапуз,

Надевай большой картуз.

Каравай съешь хлеба,

Вырастешь до неба!

В детском фольклоре сохранилось детство самого человечества. Это одна из самых древних, первичных форм культуры. Детские игры, считалки, заклички тоже основаны на словотворчестве. Самая обыкновенная детская дразнилка может стать поэтической миниатюрой:

Хотел Федя

Убить медведя,

А ему медведь:

– Федь, не сметь!

Утром рано

Съешь барана,

А на закуску –

Съешь лягушку!

Помимо дразнилок есть ещё поддёвки-диалоги, поддёвки-заманки, цель которых – поймать, поддеть на слове, например: «Скажи: двести. – Двести. – Сиди, дурак, на месте», «Скажи: вожжи. – Вожжи. Ты украл дрожжи», или «Скажи: сама. – Сама – Воронья кума, лисе крестница, себе ровесница».

В считалках, скороговорках, дразнилках и поддёвках, как и во всём детском фольклоре, большое значение имеет само звучание слова – звукоряд. В этом отношении детская поэзия не знает себе равных. С помощью звукоряда здесь передаётся и колокольный звон: «Тили-бом, тили-бом, загорелся Кошкин дом», и грохот телеги: «Трах, трах, тара-рах! Едет баба на волах», и топот копыт: «От топота копыт пыль по полю летит».

Мы подрастаем, учимся азбуке, чтению и уже самостоятельно можем читать те книжки, которые нам нравятся. В детстве мы открываем для себя стихи и сказки А.С. Пушкина – великого русского поэта. Затаив дыхание, мы читаем или слушаем сказки о Царевне-лебеди, о Кощее бессмертном, о Бабе Яге, о Золотом петушке, о Золотой рыбке. Мы погружаемся в этот стихотворный сказочный мир, в эту волшебную маленькую страну. И даже встав взрослыми, мы постоянно в мыслях будем туда возвращаться вновь и вновь: вначале сами, а потом вместе со своими детьми, а потом и внуками. У А.С. Пушкина эта страна называлась Лукоморье (слайд 4).

У лукоморья дуб зелёный… А.С. Пушкин заложил крепкое основание для поэтического творчества других, следующих за ним поэтов, потому что «чувства добрые» он «лирой пробуждал», стремясь гармонией слова создать гармонию в обществе, во взаимоотношениях между людьми. К сожалению, навести порядок в обществе до сих пор так и не удалось ни политикам, ни правителям, ни литераторам. Однако изменить своё отношение к миру, к общественным процессам помогает поэзия, прежде всего таких добрых поэтов, которые писали и пишут для детей. Это:

Агния Львовна Барто

Самуил Яковлевич Маршак

Корней Чуковский

Сергей Михалков

Елена Благинина и многие другие.

Их стихи наполнены детской лёгкостью, непосредственностью, теплотой и весельем. Заражают своей ритмичностью и оптимизмом (слайд 5).

Чтец 1:

Стихотворение А. Барто «Любочка»

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Кто не знает Любочку?

Любу знают все.

 

Девочки на празднике

Соберутся в круг.

Как танцует Любочка!

Лучше всех подруг.

 

Кружится и юбочка,

И ленточка в косе.

Все глядят на Любочку,

Радуются все.

 

Но если к этой Любочке

Вы придёте в дом,

Там вы эту девочку

Узнаете с трудом.

 

Она кричит ещё с порога,

Объявляет на ходу:

– У меня уроков много,

Я за хлебом не пойду!

 

Едет Любочка в трамвае –

Она билета не берёт.

Всех локтями раздвигая,

Пробирается вперёд.

 

Говорит она, толкаясь:

– Фу! Какая теснота! –

Говорит она старушке:

– Это детские места.

– Ну садись! – вздыхает та.

 

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Вот какая Любочка

Во всей своей красе.

 

Случается, что девочки

Бывают очень грубыми,

Хотя необязательно

Они зовутся Любами.

(Слайд 6)

Чтец 2:

Агния Львовна Барто родилась в 1906 году. Первая книга вышла в 1925 году, когда автору было 19 лет. Агния Львовна писала о детях и для детей. Стихи её разнообразны, в них есть и юмористические и сатирические нотки, и призыв к сочувствию, сопереживанию, пробуждению чувств добрых в юном человеке. «Всё равно его не брошу, потому что он хороший». Её стихи переведены на многие языки мира. Её читают почти на ста языках. Чуковский сказал, что он писать научился у детей. Это же самое можно сказать и о Барто. Учиться у детей – учиться непосредственности и правды. Это драгоценные качества поэта. Этими качествами прекрасно владела Агния Львовна.

Чтец 3:

Стихотворение А. Барто «Копейкин»

 

В будний день и в выходной

Раздаётся за стеной:

– Ты возьмёшь меня на пляж?

– Что ты мне за это дашь?

– Очини мне карандаш!

– Что ты мне за это дашь?

 

Алексей пришёл из школы,

Это он ведёт торги

(Знаю я Алёшин голос,

Узнаю его шаги).

 

Он со всех взимает плату.

Застегнул штанишки брату –

Взял с него за попеченье

Полпеченья.

 

– Подними очки, голубчик! –

С просьбой дедушка к нему.

Отвечает милый внучек:

– Дашь копейку – подниму!

 

Алексей пришёл из школы.

Он теперь придумал так:

«Если выучу глаголы,

Сам себе даю пятак.

Если выучу приставки,

Я потребую прибавки».

 

В будний день и в выходной

Раздаётся за стеной:

– Алик, дедушке поможешь

На восьмой дойти этаж?

– Алексей, отца уважь!-

А в ответ одно и то же:

– Что ты мне за это дашь?

(Слайд 7)

Библиотекарь:

Одеяло убежало,

Улетела простыня,

И подушка,

Как лягушка,

Ускакала от меня.

Ребята, чьи это стихи? Кто знает? Правильно! Это стихи Корнея Ивановича Чуковского, замечательного детского поэта. А какие ещё стихи написал Чуковский? – «Айболит!» – Правильно!

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!

Ребята, сейчас я начну читать, а вы определите как называется следующее стихотворение:

Маленькие дети!

Ни за что на свете

Не ходите в Африку,

В Африку гулять!

В Африке акулы,

В Африке гориллы

В Африке большие

Злые крокодилы…

Как называется это стихотворение? Правильно: «Бармалей»

А ещё у Корнея Чуковского есть такое длинное стихотворение-сказка, которая называется «Крокодил»:

Жил да был

Крокодил

Он по улицам ходил,

Папиросы курил,

По-турецки говорил, –

Крокодил, Крокодил, Крокодилович!

И так далее… Это очень длинная сказка (слайд 8).

Чтец 4: Корней Иванович Чуковский родился в 1882 году в Петербурге, но детство провёл в Одессе, учился в гимназии, а затем самостоятельно изучал по растрёпанному учебнику английский язык и брался за любую работу, чтобы помочь матери и брату. Они жили очень бедно. Настоящее имя мальчика было Николай Корнейчуков. Но когда он подрос и занялся журналистикой, он стал подписываться – Корней Чуковский. Так новое имя навсегда и осталось за ним. Чуковский был корреспондентом газеты, редактором журнала. В 1916 г. работал в детском отделе издательства «Парус», здесь он сочинил своего знаменитого «Крокодила», благодаря которому состоялся как детский писатель. Позже появились «Тараканище», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», затем «Бармалей», «Федорино горе», «Телефон». Эти остроумные, добрые, яркие сказки, написанные разнообразным, ритмичным, живым стихом, – настоящая классика детской литературы. Детям нравятся стихи Чуковского, потому что они дарят хорошее настроение и радость (слайд 9).

Чтец 5:

Стихотворение К. Чуковского «Радость»

Рады, рады, рады

Светлые берёзы,

И на них от радости

Вырастают розы

 

Рады, рады, рады

Тёмные осины,

И на них от радости

Растут апельсины.

 

То не дождь пошёл из облака

И не град,

То посыпался из облака

Виноград.

 

И вороны над полями

Вдруг запели соловьями.

И ручьи из-под земли

Сладким мёдом потекли.

 

Куры стали павами,

Лысые – кудрявыми.

Даже мельница – и та

Заплясала у моста.

 

Так бегите же за мною

На зелёные луга,

Где над синею рекою

Встала радуга-дуга.

 

Мы на радугу

Вскарабкаемся,

Поиграем в облаках

И оттуда вниз по радуге

На салазках, на коньках!

(Слайд 10)

 

Чтец 6: А кто не знает Сергея Михалкова, написавшего не только стихи о дяде Стёпе, но и постоянного редактора юмористического киножурнала «Фитиль», автора стихов нашего российского гимна?! А также отца известного кинорежиссёра Никиты Сергеевича Михалкова и дедушку ведущей передачи «Спокойной ночи малыши» Анны Михалковой. Сергей Михалков родился в Москве 13 марта 1913 г. Среди многочисленных наград, орденов и медалей, у С. Михалкова есть и особая, это «Орден Улыбки», которую вручили дети своему любимому поэту. Дети полюбили «Дядю Стёпу», «Главного районного великана» за то, что он добрый, он помогает и детям и взрослым. Михалков всегда любил книгу и призывал к этому других (слайд 11).

Чтец 7:

С. Михалков «Как бы жили мы без книг?»

Мы дружны с печатным словом,

Если б не было его,

Ни о старом, ни о новом

Мы не знали б ничего!

 

Ты представь себе на миг,

Как бы жили мы без книг?

Что бы делал ученик,

Если не было бы книг,

Если б всё исчезло разом,

Что писалось для детей:

От волшебных

добрых сказок

До весёлых повестей?..

 

Ты хотел развеять скуку,

На вопрос найти ответ.

Протянул за

книжкой руку,

А её на полке нет!

 

Нет твоей

любимой книжки –

«Чипполино», например,

И сбежали,

как мальчишки,

Робинзон и Гулливер.

Нет, нельзя

себе представить,

Чтоб такой момент возник

И тебя могли оставить

Все герои детских книг.

 

От бесстрашного Гавроша

До Тимура и до Кроша –

Сколько их, друзей-ребят,

Тех, что нам добра хотят!

 

Книге смелой,

Книге честной,

Пусть немного

в ней страниц,

В целом мире,

как известно,

Нет и не было границ.

 

Ей открыты все дороги,

И на всех материках

Говорит она на многих

Самых разных языках.

 

И она в любые страны

Через все века пройдёт,

Как великие романы

«Тихий Дон» и

«Дон Кихот»!

Библиотекарь: Стихи С. Михалкова учат нас не падать духом в любых ситуациях, весело, с улыбкой переживать любые невзгоды, только так можно всё преодолеть (Слайд 12).

Чтец 8:

Стихотворение С. Михалкова «Грипп»

У меня печальный вид –

Голова моя болит,

Я чихаю, я охрип.

Что такое?

Это – грипп!

Не румяный гриб

в лесу,

А поганый грипп

в носу!

В пять минут меня раздели,

Стали все вокруг жалеть.

Я лежу в своей постели-

Мне положено болеть.

 

Поднялась температура.

Я лежу и не ропщу –

Пью солёную микстуру,

Кислой горло полощу.

 

Ставят мне на грудь горчичник,

Говорят: «Терпи, отличник!»

После банок на боках

Кожа в синих пятаках.

 

Кот Антошка прыг с окошка

На кровать одним прыжком.

– Хочешь, я тебе, Антошка,

Нос засыплю порошком?

 

Кот Антошка выгнул спину

И мурлычет мне в ответ:

«Прибегать к пенициллину?

Мне? Коту? С таких-то лет?!»

 

Я коту не возражаю –

Бесполезно возражать,

Я лежу, соображаю,

Сколько мне ещё лежать?

 

День лежу, второй лежу,

Третий – в школу не хожу.

И друзей не подпускают, –

Говорят, что заражу!..

 

Эх, подняться бы сейчас

И войти в четвёртый класс:

«Зоя Павловна, ответьте,

Что тут нового у вас?

Зоя Павловна, ответьте!..»

Зоя Павловна молчит…

 

Я на Марс лечу в ракете…

На меня медведь рычит…

 

– Как дела, неугомонный?

Как здоровье? Спишь, больной? –

Это – лечащий, районный

Врач склонился надо мной.

(Слайд 13)

 

Библиотекарь: Идёт время, и мы незаметно вырастаем из детских штанишек, появляются новые интересы, новые эмоции, первая любовь. И здесь в пору нашей юности ближе для нас становятся стихи уже других поэтов – Есенина, Блока, Ахматовой, Цветаевой.

Чтец 9:

Марина Цветаева родилась в Москве в 1892году, в интеллигентной семье. Отец – профессор Московского университета, мать – талантливая пианистка. Марина очень рано начала писать. Первую книжку выпустила в 1910 году. Жизнь её была полна невзгод и лишений. После Октябрьского переворота 1917 года бытовые проблемы приняли космический масштаб. Нужно было в отсутствии мужа, воевавшего в белой гвардии, кормить детей, добывать дрова, вести хозяйство. Она не была барыней, но не была и прислугой. Соловья приковали к плугу и заставили пахать. 17лет Цветаева провела за рубежом. Но как в эмиграции, так и в России, она была одинока. По-настоящему, как поэт, М. Цветаева была признана только после смерти, сбылись её пророческие строчки: (Слайд 14)

«Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черёд»

А теперь давайте послушаем стихотворение М. Цветаевой «Тоска по родине».

Чтец 10:

Марина Цветаева «Тоска по родине»

 

Тоска по родине! Давно

Разоблачённая морока!

Мне совершенно всё равно –

Где – совершенно одинокой.

 

Быть, по каким камням домой

Брести с кошелкою базарной

В дом, и не знающий, что – мой,

Как госпиталь или казарма.

 

Мне всё равно, каких среди

Лиц ощетиниваться пленным

Львом, из какой людской среды

Быть вытесненной – непременно –

 

В себя, в единоличье чувств.

Камчатским медведём без льдины

Где не ужиться (и не тщусь!),

Где унижаться – мне едино.

 

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И всё – равно, и всё – едино.

Но если по дороге – куст

Встаёт, особенно – рябина…

(Слайд 15)

Библиотекарь:

Во 2-ой половине 20-го века получила широкое распространение и признание авторская песня – искусство, соединившее слово и музыку. Речь идёт о творчестве Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Юрия Визбора, Бориса Гребенщикова, Олега Митяева. Возникновение такого явления, как бардовская песня, обуславливалось тем, что в условиях тотолитарного контроля государства за печатной продукцией поэтам ничего не оставалось, как исполнять свои произведения под гитару у костра или на кухне, с лент магнитофонов, которые быстро копировались и передавались из рук в руки, минуя государственные органы надзора. Автор бардовской песни представляет собой синтез бродяги и интеллигента, простака и мудреца, чувствующего свою неразрывную связь с природой, с людьми, передающего через песню объединяющее и гармонизирующее начало.

(Звучит песня О. Митяева):

«Изгиб гитары жёлтой ты

обнимаешь нежно,

Струна осколком эха пронзит

тугую высь,

Качнётся купол неба – большой и

звездно-снежный…

Как здорово, что все мы здесь

сегодня собрались!» (О.Митяев)

Библиотекарь: Проделав долгий эволюционный путь, поэзия словно бы замкнула гигантский круг, вновь обретя свою неразрывность с мелодией, с голосом автора и исполнителя, как это было во времена её зарождения. (Вспомним Бояна). В этой способности поэзии постоянно обновляться, не забывая своих истоков, корней, всегда быть актуальной, говоря о вечных вещах, – залог её бессмертия.

Чтец 11: Наиболее ярким представителем бардов несомненно является Владимир Семёнович Высоцкий, песни которого знали все – и взрослые, и дети. Высоцкий был тем, кто тормошил умы и души в эпоху застоя, бросающий вызов обстоятельствам, часто понимающий свою обречённость, но при этом верящий в высшую справедливость и в такие вечные человеческие ценности, как любовь, дружба, мужество, он ненавидит мещанство, ложь, предательство.

«Я не люблю холодного цинизма,

В восторженность не верю, и ещё –

Когда чужой мои читает письма,

Заглядывая мне через плечо»

(Звучит песня В.Высоцкого): (слайд 16)

Каждая песня Высоцкого – это целостное произведение искусства, которое необходимо рассматривать с нескольких позиций – стихотворной, музыкальной и исполнительной. Несомненно, Высоцкий был всесторонне одарённым поэтом и музыкантом, и так исполнить его песни, как он, наверное, уже не сможет никто. Важно отметить то, что юмор и шутка постоянно присутствуют в стихах поэта. Давайте послушаем стихотворение В.Высоцкого «Товарищи учёные» (слайд 17).

Чтецы 12, 13, 14 (по очереди):

В. Высоцкий «Товарищи учёные»

Товарищи учёные, доценты с кандидатами!

Замучились вы с иксами, запутались

в нулях,

Сидите, разлагаете молекулы на атомы,

Забыв, что разлагается картофель на полях.

Из гнили да из плесени бальзам извлечь

пытаетесь

И корни извлекаете по десять раз на дню, –

Ох, вы там добалуетесь, ох,

вы доизвлекаетесь,

Пока сгниёт, заплесневеет картофель

на корню!

Автобусом до Сходни доезжаем,

А там – рысцой, и не стонать!

Небось картошку все мы уважаем, –

Когда с сольцой её намять.

Вы можете прославиться почти на всю

Европу, коль

С лопатами проявите здесь свой

патриотизм, –

А то вы всем кагалом там набросились

на опухоль,

Собак ножами режете, а это – бандитизм!

Товарищи учёные, кончайте поножовщину,

Бросайте ваши опыты, гидрид и ангидгид:

Садитеся в полуторки, валяйте к нам

в Тамбовщину, –

А гамма – излучение денёк повременит.

 

Полуторкой к Тамбову подъезжаем,

А там – рысцой, и не стонать!

Небось картошку все мы уважаем, –

Когда с сольцой её намять.

 

К нам можно даже с семьями, с друзьями

и знакомыми –

Мы славно тут разместимся, и скажете

потом,

Что Бог, мол, с ними, с генами, Бог с ними,

с хромосомами,

Мы славно поработали и славно отдохнём!

 

Товарищи учёные, Эйнштейны

драгоценные,

Ньютоны ненаглядные, любимые до слёз!

Ведь лягут в землю общую остатки наши

бренные, –

Земле – ей всё едино: апатиты и навоз.

 

Так приезжайте, милые, – рядами

и колоннами!

Хотя вы все там химики и нет на вас креста,

Но вы ж ведь там задохнитесь

за синхрофазотронами, –

А тут места отличные – воздушные места!

 

Товарищи учёные, не сумлевайтесь, милые:

Коль что у вас не ладится, – ну, там,

не тот аффект, –

Мы мигом к вам заявимся с лопатами

Денёчек покумекаем – и выправим дефект!

Библиотекарь:

А теперь давайте посмотрим, как по прошествии полутора столетий после Великого Пушкина Владимир Высоцкий напишет свою ироничную антисказку «Лукоморья больше нет». Здесь автор в шутливой форме передаёт свои переживания по поводу того, как суровая действительность разрушает наши детские сказочные грёзы (слайд 18).

Чтецы 15, 16, 17, 18 (по очереди):

«Лукоморья больше нет»

Лукоморья больше нет,

От дубов простыл и след, –

Дуб годится на паркет –

так ведь нет:

Выходили из избы

Здоровенные жлобы –

Порубили все дубы

на гробы.

Ты уймись, уймись, тоска,

У меня в груди!

Это – только присказка,

Сказка – впереди.

Распрекрасно жить в домах

На куриных на ногах,

Но явился всем на страх

вертопрах, –

Добрый молодец он был –

Бабку Ведьму подпоил,

Ратный подвиг совершил,

дом спалил.

Тридцать три богатыря

Порешили, что зазря

Берегли они царя

и моря, –

Кажный взял себе надел –

Кур завёл – и в ём сидел,

Охраняя свой удел

не у дел.

Ободрав зелёный дуб,

Дядька ихний сделал сруб,

С окружающими туп

стал и груб, –

И ругался день-деньской

Бывший дядька их морской,

Хоть имел участок свой

Под Москвой.

Здесь и вправду ходит Кот, –

Как направо – так поёт,

Как налево – так загнёт

анекдот, –

Но, учёный сукин сын,

Цепь златую снёс в торгсин

И на выручку – один –

в магазин.

Как-то раз за Божий дар

Получил он гонорар –

В Лукоморье перегар, –

на гектар!

Но хватил его удар,–

Чтоб избегнуть Божьих кар,

Кот диктует про татар

мемуар.

 

***

Нету мочи, нету сил, –

Леший как-то недопил –

Лешачиху свою бил

и вопил:

«Дай рубля, прибью а то, –

Я добытчик али кто?!

А не дашь – тады пропью

долото!»

«Я ли ягод не носил?! –

Снова леший голосил. –

А коры по скольку кил

приносил!

Надрывался – издаля,

Всё твоей забавы для, –

Ты ж жалеешь мне рубля –

ах ты тля!»

И невиданных зверей,

Дичи всякой – нету ей:

Понаехало за ей

егерей…

В общем, значит, не секрет:

Лукоморья больше нет, –

Всё, про что писал поэт,

это – бред.

Ты уймись, уймись тоска, –

Душу мне не рань!

Раз уж это присказка –

Значит, сказка – дрянь.

Библиотекарь: Конечно, это стихотворение не обладает глубоким философским смыслом, но ведь и душе нужен отдых, поэтому нам нужны и такие лёгкие, незатейливые стихи, вызывающие добрые эмоции.

И, наконец, завершая наш поэтический час, мы призываем вас, дорогие ребята и взрослые, если вам взгрустнулось, плохое настроение, если вам «не в радость солнечный денёк», прочтите несколько стишков Чуковского, Михалкова, Маршака или Барто, и ваши невзгоды и печали уйдут, и вы весело зашагаете по планете, радуясь солнцу и мечте. Евгений Евтушенко откровенно говорит о том, что он прошёл через все перестроечные катаклизмы и остался благодаря юмористическому отношению к действительности: (слайд 19)

«Перестройка –

наш преданный сон

Тех надежд не спасти,

Как ни жилься.

Чем же всё-таки был я спасён?

Озорным обожанием жизни»

(Слайд 20)

Наш поэтический час закончен. Спасибо за внимание! 

Приложение. Список используемой литературы.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 46)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела