Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Нравственно-патриотическое воспитание учащихся средствами краеведения»
Выпуск №29 Июнь 2010 | Статей в выпуске: 89


Все статьи автора(2) Галина Михайловна Макаренко,
кандидат биологических наук,
заведующая модульной лабораторией
«Развитие регионального образования»
МБОУ ДОВ «ГЦРО»

Нравственно-патриотическое воспитание учащихся средствами краеведения

Понятие национального образования разрабатывается

в мировой педагогике около двух веков. В образовании и воспитании

подрастающего поколения неизбежно присутствует национальный колорит.

Он обращает ум и сердце ученика к национальному достоянию

своего народа и способствует патриотическому воспитанию.

Д. С. Лихачёв

Патриотизм (от греч. patriotes – соотечественник, от patris – родина, отечество) – любовь к родине, своему народу, стремление своими действиями служить их интересам, защищать от врагов. Патриотизм – сложное и многогранное явление. Являясь важным аспектом духовной жизни современной России, оно множеством нитей связано с историческим прошлым, обращение к которому не только позволяет понять корни этого исторического феномена, но и дает возможность прогнозировать направление его развития. Это позволяет целенаправленно управлять процессом формирования патриотизма.

Патриотизм выступает в качестве важной составляющей духовного богатства личности, характеризует высокий уровень её социализации. Истинный патриотизм всегда есть единство духовности, гражданственности и социальной активности человека, является действенной побудительной силой и реализуется в деятельности личности на благо Отечества. Включая в себя всю совокупность патриотических чувств, идей, убеждений, традиций и обычаев, патриотизм является одной из наиболее значимых, непреходящих ценностей общества, оказывающих воздействие на все сферы его жизнедеятельности. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными для человека в силу сопричастности им.

Сознание и чувство родины не наследуются генетически. Они формируются всем укладом жизни человека. Зарождаясь из привязанности к родным местам и людям, чувство любви к родине вырастает до понимания своей связи со страной. Эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству, восприятие его как одной из высших социально значимых ценностей общественное и индивидуальное сознание отражает и закрепляет в патриотизме. Готовность к защите Отечества, определяемая основными требованиями, предъявляемыми к гражданину и патриоту России, является предназначением патриотического воспитания, его конечной целью.

Организация патриотического воспитания в школе – сложный управленческий и технологический процесс. Новосибирская область – особый регион России со своей историей, самобытными культурными традициями. В области и в городе Новосибирске возникают и получают развитие общественные объединения, ориентированные в своей деятельности на патриотическое воспитание и гражданское становление молодежи. Разрабатываются различного рода проекты и программы, предусматривающие создание условий для эффективной социализации детей и молодежи, включения их в развивающие и социально полезные виды деятельности, воспитывающие нравственность, патриотизм, подлинную гражданственность.

В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Это относится как к дисциплинам гуманитарного, так и естественно-научного цикла. Важность данной проблемы отражена в Законе РФ «Об образовании» и связана с национально-региональным компонентом школьного образования. До 1992 года в нашей системе образования не было понятия «региональный компонент». В то же время от учителя требовалось использование краеведческих материалов на уроках, особенно по предметам естественно-научного цикла. Практически каждый учитель собирал такой материал и включал его в содержание учебной программы.

В 1992 г. был впервые принят и опубликован Закон РФ «Об образовании». В ст. 7 Закона введено понятие «государственный образовательный стандарт», включающий федеральный и национально-региональный компоненты. Причем установление национально-региональных компонентов является компетенцией субъекта РФ (ст. 28).

Комментарий к Закону РФ «Об образовании» (М., ЮристЪ, 1998, под редакцией профессора В. И. Шкатулла) дает разъяснение, что национально-региональный компонент «учитывает интересы национальных культур и региональных культурных традиций, потребности личности в национально-культурной самоидентификации и позволяет вступать в равноправный диалог с представителями другой культуры. ...Федеральный и национально-региональный компоненты стандарта реализуются, как правило, через содержание образования на уровне учебных программ...».

«Региональный компонент носит прикладной характер и ориентирован на обеспечение учащихся знаниями, умениями и навыками, необходимыми им для успешной социализации по месту проживания, и является механизмом региональной политики в области образования. Региональный компонент должен базироваться не на предметном подходе, а реализовываться в виде местного материала в рамках федерального компонента, не достраиваться над федеральным компонентом, а органично в него интегрироваться в рамках образовательных областей, не увеличивая учебную нагрузку на учащихся за счет введения дополнительных предметов, а реализуя процесс познания за счет введения дополнительных тем и рационального структурирования учебного материала. Содержание регионального компонента может быть представлено путем включения его в качестве отдельных разделов, тем, конкретной информации в предметах федерального компонента или введением в учебный план спецкурсов и факультативов».

«Вариативная часть содержания регионального компонента должна строиться на деятельностно-практической основе, означающей систематический поиск учителем и всем педагогическим коллективом образовательного учреждения разнообразных форм и методов усвоения программируемого содержания образования, на усвоении его как в учебной, так и во внеучебной практической деятельности с использованием самых разнообразных направлений, форм и методов учебно-воспитательной работы».

Федеральный компонент определяет содержание образования, общее для всех систем образования РФ, региональный – отражает национальные и региональные интересы и потребности в области образования народов в лице субъектов федерации, школьный – рассчитан на специфику конкретного образовательного учреждения.

Теоретические основы разработки регионального компонента содержания общего образования представлены в трудах В.С. Леднева, М.В. Рыжакова, С.Е. Шишова, А.В. Салихова, В.В. Судакова и др.

В основу регионального компонента содержания образования Новосибирской области положен курс «История Сибири», обеспеченный учебно-методическим комплектом для 7-11 классов и вариативными программами, рассчитанными на 0,5 часов и на 1 час. Курс истории Сибири обязателен для изучения.

В каждой образовательной области инвариантной части, кроме образовательной области «Математика» и предметов физики и химии, может быть выделено 10-15 % учебного времени на региональный компонент, который должен реализовываться в виде местного материала в рамках федерального компонента содержания образования.

Часы школьного компонента могут быть использованы на:

– организацию индивидуальных и групповых занятий;

– факультативные курсы;

– увеличение количества часов, отводимых на образовательные области базового и регионального компонента;

– занятия с одаренными и со слабоуспевающими учащимися;

– занятия активно-двигательного характера (спортивные игры, аэробика, ритмика и др.).

Ученик имеет право выбора предметов, а также участия в формировании индивидуальной образовательной программы.

Цель национально-регионального компонента:  создание условий для развития личности учащихся, формирование у школьников системы взглядов, принципов и норм поведения в отношении окружающей их среды, понимания роли людей и значение их деятельности в оптимальном соотношении природы и общества, углубление чувства патриотизма и любви к родному краю, создание положительного образа территории своей малой Родины.

Региональный (национально-региональный компонент) – 559 час (10% рабочего времени). Таким образом, на второй ступени образования отводится:

– 35 дополнительных часов на реализацию краеведческой составляющей учебного предмета «Биология» на протяжении всего периода обучения на второй ступени образования (интегрировано с часами федерального компонента);

– 35 дополнительных часов на реализацию содержания краеведческой составляющей учебного предмета «География» на протяжении всего периода обучения на второй ступени образования (интегрировано с часами федерального компонента).

«…Для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности за счет часов регионального (национально-регионального) компонента увеличено количество часов в VI классе на 1 час в неделю на изучение учебного предмета «География» и на 1 час в неделю на изучение учебного предмета «Биология». Указанные часы рекомендуется (необходимо) использовать для преподавания краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента».

Формы реализации национально-регионального компонента в содержании образования

1. Включение разделов и тем национально-регионального компонента в учебные программы основной общеобразовательной школе в 5-9 кл.

2. Введение факультативных занятий по интересам и склонностям школьников в виде вариативных курсов, интегративных и элективных модулей и др.

3. Внеурочная и внешкольная коллективная и индивидуальная проектно-исследовательская, историко-краеведческая и поисково-музейная деятельность учащихся.

В стандартах второго поколения на ступени среднего (полного) общего образования федеральный базисный план рекомендует включить в учебный план региональный компонент в объеме 140 часов за два учебных года по всем предметам.

Функция региональных компонентов стандартов состоит не в простом дополнении содержания федерального компонента школьных курсов, а в решении задач мотивации и организации работы школьников с близким, доступным, эмоционально окрашенным историческим материалом, что должно способствовать развитию познавательной сферы, ценностных ориентиров и социализации личности школьников в целом.

Регионоведение – область образовательно-воспитательной работы, включающая элементы этнографических, социологических, экономических, этических, экологических, политических и художественных знаний.

Системный подход к преподаванию регионоведения реализуется через:

– предмет краеведение;

– региональный компонент в различных учебных дисциплинах;

– краеведческий блок во внеклассной работе.

Возможны различные варианты включения регионального содержания в образовательный процесс. Например, монопредметная модель, в рамках которой региональное образование реализуется на специально отведенных уроках. Из вариативной части выделяются часы на изучение региональной истории, географии, биологии, экономики, литературы.

Локальная история знакомит школьников с непосредственным окружением: особенностями ландшафта, зданиями, сетью коммуникаций, реками, дорогами и т. д. Это могут быть изделия, которые можно видеть и трогать руками; специфические местные документы и персоналии. Источники значительно расширяют сферу исторических изысканий учащихся и дают больше возможностей для обучения, чем материалы учебника. Локальная история – лучший способ развития специальных умений: наблюдения, отбора и анализа исторических фактов. Использование местных свидетельств создает связи между прошлым и настоящим и помогает привить ученикам интерес к изучению истории. В то же самое время локальные проекты создают у школьников ощущение непосредственного присутствия в истории и через родословную расширяют представления о локальной истории.

Локальная история сосредоточена на жизни обычных людей и на повседневности, пронизывая при этом все слои общества. Часто это более ценно, чем история, изложенная в учебнике: ведь события произошли именно здесь. Это дает ученикам возможность представить реальную жизнь людей в определенный период прошлого, стимулирует их воображение.

Локальная история знакомит учащихся с историческими источниками и способствует развитию исследовательских умений. Продуктом деятельности может стать история семьи, рода, школы. Использование местных, семейных свидетельств создает связи между прошлым и настоящим, помогает прививать интерес к истории.

Практически во всех субъектах РФ изданы краеведческие учебники и методические руководства. Создаются хрестоматии, рабочие тетради, карты, пособия на электронных носителях. Урочные и внеклассные занятия по историческому краеведению способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье.

Краеведение – всегда краелюбие. С. О. Шмидт следующим образом раскрывает это положение: «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле... Его воздействие велико и на разум наш, и на душу. В этом-то главный смысл слов Пушкина о любви к отеческим гробам и к родному пепелищу: в них краелюбие».

Занятие краеведением помогает юным глубже уяснить смысл, сущность важных норм, включенных в Конституцию страны: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры», «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (статья 44, часть 3; статья 58). Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени.

Изучение краеведения выстраивается на основе принципов:

– концентризма,

– маятника,

– спирали,

– связи с общественными событиями.

Концентры определяются возрастными особенностями и целями краеведческих программ. Принцип концентризма предполагает изучение краеведения по концентрам – своеобразным кругам знаний. Можно условно говорить о концентрах (кругах) этих знаний.

1. Мой дом.

2. Родословная семьи.

3. Родная школа. Ее история и традиции.

4. Село (город): прошлое, настоящее, перспективы развития.

5. История района.

6. История автономного округа.

7. История области (края).

В учебных пособиях по новосибирсковедению, которые созданы творческими группами учителей при Городском Центре развития образования, материал представлен на основе геоцентризма по нарастающей (от знакомства со школой, районом, городом к знакомству с духовными и культурными ценностями города Новосибирска). Нарастание объема материала и расширение кругозора происходит от класса к классу. Каждый из трёх возрастных уровней (начальная школа (1-4 классы), основная школа (5-9 классы), старшая школа (10-11 классы) охватывает все стороны жизни Новосибирска. Но делается это с разной степенью глубины вовлечения учащихся в практическую познавательную деятельность краеведческой направленности. Для всех возрастных групп обязательным является широкое использование дополнительного образования краеведческой направленности, реализация социокультурных возможностей жизни города Новосибирска. Важно, чтобы учитель и учащиеся не только видели границы концентров, но и, главное, понимали необходимость их единства, интеграции, «прозрачность» их границ, возможность и необходимость постоянного, систематического перехода из одного круга знаний в другой, важность и целесообразность постоянной связи близкого с далеким, возвращения от далекого к близкому.

Принцип маятника – важность и целесообразность постоянной связи близкого с далёким, возвращение от далёкого к более близкому. Например, изучая названия улиц своего района, дети узнают историю своей страны. Изучая свою родословную, учащиеся связывают ее с историей своего района, города, области, возможно, страны и, наоборот, знакомясь с историей государства, области, они возвращаются к фактам истории родного района, города, семьи.

Принцип «спирали» позволяет возвращаться к теме, расширяя круг привлекаемых источников, учась применять более сложные приемы и методы исследования. От уровня к уровню расширяется спектр изучаемых вопросов, осуществляется выход на новые аспекты прошлого и сегодняшнего дня Новосибирска. Знакомство с архитектурными памятниками Новосибирска можно начать с простого рассматривания фотографий, открыток. Далее слайд-экскурсии с небольшими комментариями, а пешеходные экскурсии дополняются пояснениями. Предметом историко-краеведческих изысканий и поисков могут быть и материалы о своих земляках и соплеменниках, их потомках, оказавшихся в других регионах России, ближнем и дальнем зарубежье.

Важно, чтобы на первый план выступало изучение судеб конкретных людей, история «обычных» семей, повседневность событий прошлого и настоящего.

Необходимо также изучать другие субъекты исторического процесса: различные социальные группы и общности (например, сословия городских жителей), общественные организации и объединения в крае (общественно-политические группы, местные организации разных политических партий, религиозные, профсоюзные, молодежные, ветеранские, спортивные и иные объединения и союзы). В школьном краеведении используют определённые формы работы. Одна из составляющих системы школьного краеведения – организационные формы историко-краеведческой работы в школе. К ним можно отнести:

1. Изучение материалов краеведения на уроках основного курса. Речь идет об уроках истории России, географии, биологии и т.д. с включением элементов краеведения, и о специальных уроках по истории, географии края (или их циклах) в рамках учебных часов по курсу (например, в основной школе целесообразно выделять на историю края до 15 % учебного времени).

2. Специальные учебные курсы в обычных классах и школах с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла, лицеях, гимназиях, главным образом в полной средней школе. Значительное место занимают локальные материалы в начальной школе в целях краеведческой пропедевтики.

3. Факультативные курсы (в основном, в полной средней школе, а также в 8 и 9 классах). Имеются в виду специальные краеведческие факультативы: «Родной край: страницы истории», «Наш край в XX – начале XXI вв.», «Народы края: история, культура, традиции», «Наше село (город): прошлое, настоящее, будущее», а также общие, программа которых предусматривает включение локальных материалов, например: «Страницы боевого прошлого народов нашей Родины», «Великая Отечественная война советского народа и Вторая мировая война»; «Из истории религий», «История русской культуры IX – начала XXI вв.». Проводятся они обычно за счет часов школьного компонента.

4. Довольно широко распространенные в школах, в том числе сельских, внеклассные занятия: работа кружков, научных ученических обществ, клубов, лекториев.

В педагогической литературе и школьной практике историческое краеведение, как и в целом школьное краеведение, нередко делят на три направления (организационные формы): учебное (уроки, факультативные занятия), внеурочное (занятия краеведческих кружков и групп, ученических клубов и обществ в школах) и внешкольное (проводимое под руководством учреждений дополнительного образования: центров детско-юношеского туризма и краеведения, домов школьников, творчества юных). Педагогически продуманное, разумное сочетание этих форм – условие успешной организации и функционирования системы школьного краеведения.

Пути и методы изучения истории родного края разнообразны. Комплекс используемых педагогом и учащимися приемов и методов зависит от возраста школьников, уровня их подготовки, целей занятия, задач проводимой работы. Так, в занятиях со старшеклассниками сочетаются лекции учителя, уроки-экскурсии в музеях, самостоятельная работа с книгой и документом, семинары и практикумы с широкой организацией диалогического обучения. Именно изучение краеведческого материала (в силу его доступности, непосредственной близости к учащимся) содержит большие возможности для групповых исследований, диспутов, дискуссий. В частности, здесь возможно сочетание письменных источников и свидетельств современников (использование так называемой «устной истории»).

Заметное распространение получили различные виды внеклассной работы: экскурсии и осмотр памятников истории культуры, экспедиции по родному краю, ученические конференции, исторические вечера, «круглые столы», организация выставок и музейных экспозиций. Многие учебные и внеурочные занятия проводятся на базе государственных и общественных музеев, архивов и книгохранилищ.

Учебные краеведческие занятия, что очень важно в образовательном и воспитательном плане, часто связаны с общественно полезной деятельностью учащихся. Это ученические изыскания, представляющие научный интерес (поиск, сбор, изучение, публикации материалов краеведения). Это и участие школьников в различных делах, проектах: охране и восстановлении памятников истории, культуры и природы, культурно-просветительной работе. Это и возрождение народных традиций, помощь ветеранам войны и труда. Ученики не только самостоятельно изучают особенности краеведения с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ, высказывая собственные гипотезы, но и как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество.

Краеведческая работа проводится на уроках, факультативных занятиях, во внеклассной и внешкольной работе. Краеведение стало важным средством повышения качества знаний, способствующим формированию у учащихся научного мировоззрения, нравственного воспитания личности и убежденности. Основные особенности школьного краеведения на современном этапе – высокая идейность, общественно полезная направленность, его поисково-исследовательский характер.

Современное общество требует от школы обеспечения прочных знаний и умений учащихся практически применять эти знания, чтобы активно участвовать в строительстве современного информационного общества. Для успешного решения этой задачи необходимо, чтобы в школе подготавливалось то, что в жизни осуществляется, а обучение и воспитание подрастающего поколения были тесно связаны с реальностью.

Процесс обучения и воспитания неразрывно связан с жизнью родного края. Краеведческий материал активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить методику уроков, вносит в преподавание различных предметов конкретность и убедительность, участвует в патриотическом воспитании школьников. Краеведческая работа помогает школьникам устанавливать многообразные связи с местным населением, стимулирует их участие в общественно полезной деятельности. На местном материале раскрывается участие земляков в важнейших исторических событиях, показывается хозяйственное, экономическое и культурное значение края в развитии нашего государства, в укреплении его могущества, что способствует патриотическому воспитанию молодежи.

Использование краеведческого материала в учебных целях обостряет внимание учащихся к фактам и явлениям окружающей действительности, помогает выработке у них самостоятельного творческого мышления, твердых убеждений, умений и навыков, практического применения полученных знаний в жизни. Краеведческий подход позволяет вести учащихся от близких, доступных непосредственному наблюдению фактов и явлений к глубоким выводам и обобщениям исторической науки, т.е. организовывать процесс познания наиболее естественным и доступным путем.

Использование краеведческого материала на школьных уроках открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования и даже небольшого открытия, создания творческих работ. Это пробуждает у школьников глубокий интерес к истории края, страны, вызывает жажду знаний. Краеведение создает благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера, применение в учебной работе разнообразных элементов поиска и исследования, широкого использования местных источников и самостоятельной работы школьников.

Краеведческий материал обладает полифункциональностью, сочетая в себе обучающие, воспитывающие и развивающие функции. Краеведческая работа педагогически очень многогранна. Одновременно она может носить исследовательский и прикладной, общественно полезный и образовательно-воспитательный характер. Краеведение многогранно по своему содержанию, так как в нем сочетаются история, география, природа и этнография, фольклор и топонимика. Краеведение помогает учащимся осмыслить идею исторического развития, понять взаимосвязь местного и общего, а в итоге понять современность, выработать активную жизненную позицию, зрелое мировоззрение.

Изучать и созидать – это две неотделимые стороны современного краеведения. Огромное значение в воспитание школьников имеют летние краеведческие экспедиции и рейды. В них сплачивается школьный коллектив, дети учатся вести поисковую работу, общаться с местными жителями. В экспедициях происходит знакомство с историей родного края, его природой и культурой. Здесь воспитывается бережное отношение к родной земле. Ребята на практике учатся ориентироваться на местности, ставить палатку, разжигать костер, готовить пищу.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 29)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела