Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Нравственно-патриотическое воспитание учащихся средствами краеведения»
Выпуск №29 Июнь 2010 | Статей в выпуске: 89


Все статьи автора(8) Людмила Юрьевна Аргунова,
учитель географии МБОУ «Гимназия № 10»,
руководитель РМО учителей географии и экономики
Железнодорожного района г. Новосибирска

Патриотическое воспитание учащихся средствами краеведения на уроках географии

Патриотизм – это свирепая добродетель

из-за которой пролито вдесятеро больше крови, чем от всех пороков вместе.

А. И. Герцен

Патриотизм – это не взрыв эмоций, а спокойная и прочная преданность,

длящаяся на протяжении всей жизни человека.

Эдлай Стивенсон

Проблемы патриотического воспитания волновали людей с давних времен. С того же времени не утихают споры о вреде или пользе патриотизма. Одни считают, что патриотизм жителей отдельных государств приводит к войнам, так как данное чувство порождает жестокость и насилие. Другие, напротив, говорят об актуальности патриотизма, который «делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны». Наверное, нельзя отождествлять свою страну и правительство конкретного исторического периода, хотя оно и определяет внешнюю и внутреннюю политику государства. Однако правительства приходят и уходят, а государства остаются, как остается и народ, живущий на данной территории. «Патриот – это человек, служащий родине, а родина – это прежде всего народ» – Николай Чернышевский.

История нашего Отечества сложна и неоднозначна. В ней было многое, чем можно гордиться или о чем хотелось бы умолчать. Можно критически оценивать его прошлое. Но у нас не будет другого Отечества и другой истории. «Историю судить нельзя, ее надо изучать, чтобы на опыте наших предков обрести мудрость и не повторять их ошибок». Любому человеку необходимо понимать, почему так складываются условия и обстоятельства не только в его жизни, но и в жизни других людей, нашего народа, всего человечества. Ведь мы часть своего народа и всего человечества, и оттого, как мы живем, что мы делаем, как мы относимся к тем условиям и обстоятельствам, в которых мы живем, зависит наша жизнь, жизнь нашего народа. «Сегодня в отношении людей к Родине и ее истории определились два полюса: на одном – глубокое патриотическое чувство, ведущее к активной созидательной позиции, на другом – вандализм и циничный отказ от своего Отечества. Между ними большое количество переходных вариантов». Именно в этом промежутке и находится большая часть молодежи». Отрицать и разрушать всегда легче, чем отстаивать и созидать. Но как сделать так, чтобы ребенок понял: не уважая своего народа, своей страны, ее истории, нельзя научиться понимать другие народы и человечество в целом?

Отношение к большой Родине начинается с отношения к малой. От того как ребенок воспринимает окружающий его мир, людей, которые живут рядом с ним, во многом зависит его отношение к прошлому, настоящему и будущему своей страны и всего мира. Краеведение позволяет на конкретных примерах, доступных пониманию и осмыслению ребенка, изучить не только сложный организм, окружающего его природного комплекса, но и роль человека, как активнодействующей геологической силы внутри него. Именно поэтому школьное краеведение, которое всегда было основой формирования географических понятий, сегодня становится еще более востребованным, а его значение все более актуальным.

Региональный компонент позволяет отвести на изучение природы, населения и хозяйства своего населенного пункта, области, края, республики достаточное количество часов. Однако большая часть работы выносится за рамки урока и может быть осуществлена в рамках исследовательской деятельности учащихся в любых ее формах. Мне бы хотелось остановиться на трех примерах такой работы.

При изучении темы «Население России» многие сложные для изучения понятия, связанные с демографическим переходом, его стадиями и типами воспроизводства, лучше усваиваются в процессе проведения индивидуальной исследовательской работы учащихся. Задание заключается в отборе материала о поколениях родителей, бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Необходимо выяснить, сколько детей было в семьях данных поколений, построить генеалогическое древо, определить в каком поколении произошел переход от традиционного типа воспроизводства (многодетной семьи) к современному типу (одно-, двудетной), определить причины такого перехода.

Такое задание требует творческого подхода и невозможно без общения с родственниками, через которых ребята узнают историю своей семьи и соприкасаются через воспоминания дедушек и бабушек с историей своей страны. Нередко приходится слышать, что если бы не это задание, они могли бы и не узнать столько интересного о своей семье. К сожалению, очень часто родители наших учеников, занятые работой, мало делятся с детьми воспоминаниями, а иногда многого просто не знают. Так, во многих семьях утеряна информация о поколении прабабушек и прадедушек, в лучшем случае сохраняются лишь знания о родственниках по прямой линии. Однако и это радует, есть семьи, где собирают и записывают сведения о поколениях до 5-6 колена. В любом случае, изучая историю своей семьи, ребенок узнает, откуда родом его предки, как они попали в наш город, какие были традиции семьи в историческом прошлом. Он начинает задумываться: «Почему в городе чаще встречаются семьи однодетные, а в сельской местности многодетные; почему в поколениях прапрабабушек и прабабушек обычными были семьи с восьмью или десятью детьми; почему не все дети доживали до создания собственной семьи; как сказалась война на рождаемости и почему после войны стали меняться вековые традиции?»

Таким образом, на примере своей семьи изучается история своей страны, она предстает перед ребенком в живых картинках воспоминаний его родных и близких людей, а поэтому легче воспринимается и лучше запоминается. Наиболее интересные получаются работы, когда в семье одна ветвь городская, а другая сельская; одна берет свое начало в европейской части страны, а другая в Сибири; ветви относятся к этнически разным народам: близким по языковым группам (русско-болгарская) или более далеким (русско-немецкая, русско-татарская). Для того чтобы осуществить такую работу требуется не только кропотливая беседа с родственниками, часто проживающими за пределами города, но и консультации учителя, обсуждения со сверстниками. Результатами своих исследований ученики делятся на уроках и в рамках «Декады науки и проектов».

Изучая хозяйство Западной Сибири и Новосибирской области, мы проводили исследования, связанные с историей формирования города. Итогом стала работа для НПК «Роль семей гимназистов в истории города Новосибирска», посвященная 115-летию города. Города создаются людьми, поэтому в первую очередь ребята выясняли, откуда приехали представители предыдущих поколений, когда и с какой целью. Для этого была разработана анкета, которую заполняли сами ученики, родители, бабушки и дедушки. Всего изучались четыре поколения: собственно ученики, родители, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. После обработки статистического материала, были построены карты, графики и диаграммы, которые затем анализировались. Город Новосибирск достаточно молодой в сравнении с другими городами Сибири, поэтому большая часть жителей переселилась в наш город из деревень и более старых сибирских городов Томск, Барнаул, Красноярск и других, предпочтя молодой, строящийся и активно развивающийся транспортный, промышленный и образовательный центр. Однако приезжали к нам и жители европейской части в разные исторические периоды: эвакуация предприятий и работающих на них людей во время Великой Отечественной войны, строительство Академгородка и приезд молодых ученых из столичных Вузов. Свои коррективы внесло и наше время в лице переселяющихся в наш город бывших соотечественников из стран ближнего зарубежья. Менялась по поколениям и структура занятости: прадедушки чаще работали на железной дороге или в строительстве, дедушки и бабушки на машиностроительных заводах разного профиля (часто производящих военную продукцию) или в НИИ, занимающихся ее разработкой, родители в финансовых, управленческих, торговых, образовательных сферах.

Таким образом, по истории семей можно изучать изменение роли отраслей в хозяйстве города. Примечательно, что проводя анкетирование членов своих семей, ребята узнавали факты, о которых с гордостью рассказывали на уроках. Ковалева Анастасия подсчитала, что ее бабушка, которая работала терапевтом, оказала помощь 160 тысячам пациентов. Родители Подкорытова Романа, перевезли только за 2007 год 1050000 тонн грузов или 1750 контейнеров по всему миру. В честь прадедушки Одарич Натальи названа улица, правда, не в Новосибирске, а в Черепанове; в честь прадедушки Иванько Лизы названо озеро Иваньково. Дедушка Герасименко Дмитрия участвовал в строительстве многих заводов, цирка, театра Глобус, метрополитена. Бабушка Бауэр Оли участвовала в разработке самолета, а мама «воспитала сотни учеников, среди которых журналисты, врачи, юристы, работники телевидения». Бабушка Климочкина Димы 40 лет проработала учителем биологии, химии, географии, мама и папы Тины Курбатовой тоже закончили  Пединститут, мама работала учителем географии и биологии, а папа учителем труда; мама Наташи Владимировой работает учителем физики в нашей гимназии. Бабушка Маши Березовской всю жизнь проработала на обувной фабрике, «благодаря ее стараниям, люди ходили в качественной обуви», а дедушка работал главным механиком в автопредприятии, «был уважаемым и незаменимым человеком». Дедушка Подниколенко Алексея более 30 лет работал в производственном объединение «Север», он «изготавливал детали для разной техники от автомобилей до ракет». Один прадедушка Нурнегаянова Рината работал на оловозаводе, а второй на Чкаловском заводе. Мама Андрея Александрова работала на заводе Экран и участвовала в разработке нового способа покрытия кинескопа. Дедушка Насти Литвиненко был командиром эскадрильи Новосибирского летного отряда, а папа Ксении Дедион – пилотом. Бабушка, дедушка, мама и папа Вдовиной Сони – преподаватели и учителя, все вместе «они воспитали ни одно поколение жителей Новосибирска». Трудилась в Пединституте и бабушка Ксении Дедион, а другая бабушка и дедушка работали в НИИЖТе. Там же работал и дедушка Пухова Олега, а бабушка и мама лечат людей. Прабабушка Юли Сафоновой работала на заводе «Электросигнал, а бабушка на заводе радиодеталей, вторая бабушка в НИИ измерительных приборов, а дедушка в НПП «Восток». Прабабушка Чечкиной Елены была дежурной по станции «Новосибирск-Главный», а мама и папа работают здесь же на «Почте России». Бабушка Марковой Юли всю жизнь работала мастером пошивочного цеха, а дедушка Беркович Маши – в военкомате. Рассказать обо всех, кто своим трудом создавал историю нашего города, конечно, не возможно. Поэтому закончу словами Ковалевой Насти: «Вот так, уже много десятков лет, моя семья охраняет, защищает, лечит и учит жителей города Новосибирска».

Участвуя в Международной дистанционной открытой олимпиаде по географии 2010 года, команда «Центр Державы» гимназии № 10 проводила исследование, связанное с историей возникновения города Новосибирска, оценкой его положения и изменения положения города во времени. В результате анализа исторических документов, современных энциклопедий Сибири, разнообразных карт, общения с работниками школьного музея было определено влияние на развитие нашего города соседних территорий с более древней историей. Оценив современное физико-географическое, политико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, культурно-географическое, эколого-географическое положение города, был сделан вывод, что в наши дни Новосибирск сам оказывает значительное влияние на своих соседей и способствует развитию многосторонних связей. Проведенное исследование раскрыло учащимся еще одну страницу истории нашего города, показало его значение для Сибири и страны в целом, раскрыло проблемы, которые придется решать новым поколениям.

Конечно, вариантов работы с краеведческим материалом, проводимых в гимназии № 10, гораздо больше. Я же остановилась на тех, при выполнении которых ребята не только изучали разнообразные текстовые и картографические источники знаний, а, что на самом деле важнее всего, общались с людьми разных поколений, выслушивали разные мнения и пытались осмыслить далекие события и определить их значение для нашей жизни.

 Любовь к Родине деятельна, сопричастна с ее историей, природой, достижениями и проблемами. Целью патриотического воспитания является формирование у молодежи гордости за свою страну, уважительного, бережного отношения к ее истории, культуре, формирование активной позиции в защите интересов своего государства, экологического мировоззрения, социальной ответственности, стремления внести собственный вклад в развитие своей малой родины: области, города, села. «Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своем народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом – это не только комфорт, это еще и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» – это то же самое, что бездомный человек». Патриарх Алексий II.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 22)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела