Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Нравственно-патриотическое воспитание учащихся средствами краеведения»
Выпуск №29 Июнь 2010 | Статей в выпуске: 89


Ирина Викторовна Кривопуст,
учитель географии
МБОУ «Кадетская школа-интернат
«Сибирский Кадетский Корпус»

Деятельностная игра как средство активизации познания «маленькой» Родины

В каждом человеке есть скрытый бубенчик,

и задача педагога сделать так, чтобы он зазвучал.

М. Горький 

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента их рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей среде. Природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемой в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.

Естественно развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, где на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом. Это патриотическое воспитание как система целенаправленного воздействия.

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России. Учебная программа не рассчитана на то, чтобы этим вопросом можно было заниматься на уроках. Поэтому патриотическое воспитание целиком ложится на плечи внеклассной воспитательной работы.

Методы и приемы патриотического воспитания, используемые педагогами, могут быть разнообразными, но обязательно должны отвечать целям и задачам внеклассной работы с детьми. С целью усиления эффективности воспитания ребенка современная школа стремится создать воспитательную систему. В каждой школе она имеет свои отличительные особенности, свое лицо. Но все же она имеет следующую структуру:

1. Цели – совокупность идей, для реализации которых она создается.

2. Деятельность, обеспечивающая ее реализацию.

3. Субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий.

4. Отношения, рождающиеся в деятельности и общении.

5. Управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.

Главная цель воспитания – это модель личности ученика, которая рассматривается не только как идеальная цель воспитания, но и как содержание воспитания.

ЗАДАЧИ:

– развитие духовности;

– воспитание патриотов государства, уважающих права и свободы личности;

– формирование у детей культуры межличностных отношений;

– развитие творческих способностей учащихся, навыков самообразования;

Из перечисленного ведущим в нашей внеклассной воспитательной работе стало направление «Отечество», хотя все направления в той или иной степени все равно присутствуют. Основным содержанием нашей воспитательной работы является создание оптимальных условий для развития личности ребенка, способной к самоопределению, самореализации, саморазвитию организаторских, творческих способностей во внеурочное время на основе развития ученического самоуправления, коммуникативности и толерантности.

Заслуживает внимания тот факт, что изменение последних лет в социально-экономической жизни нашей страны и в общественном сознании вынуждают общество опираться на то, что устоялось, не искажено временем, имеет ценность не для одного, двух, трех, а для поколения людей. То есть искать опору в краеведческих знаниях, в лучших традициях прошлого, в своей природе.

Важная роль комплексного изучения своей «маленькой» Родины была осознана в России давно. В начале ХХ столетия такое изучение обозначили термином краеведение. Историческое краеведение сегодня – это сложное самостоятельное направление науки. В наши дни оно имеет огромное значение для общества. По словам Д.С. Лихачева, оно способствует формированию нравственной оседлости населения, чувства Родины.

«Вижу горы – исполины,

Вижу реки и моря –

Это русские картины,

Это Родина моя»

Не менее значимо краеведение и для развития личности. Воспитывать любовь к Родине, родному городу (как начал патриотизма и первых чувств гражданственности) – значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка. Знание и понимание природной, социокультурной специфики своего города, осознание процессов, происходящих в непосредственной близости, помогает каждому человеку чувствовать себя комфортно, уверенно в этом мире.

Как можно применить краеведческий подход при преподавании географии в школе? Какие новые интересные формы воспитательной работы могут дать школьные краеведческие мероприятия? Данная статья представляет собой педагогический опыт работы по данному направлению.

В процессе приобщения к родной истории необходимо считаться с возрастными способностями и интересами учащихся. И здесь большую роль играют краеведческие игры, которые можно использовать для активизации знаний учащихся в области краеведения. Мероприятие целесообразно организовывать в старших классах. Это связано с наличием ряда условий. Во-первых, школьники должны изучить достаточной объем материала по истории, во-вторых, необходимы учебные и коммуникативные умения, связанные с умением работать в группах, решением учебных проблем, аргументированным изложением собственной точки зрения и т.д. Но эту игру-викторину можно адаптировать на любой возраст. Я проводила ее с учащимися 5-7 классов, подбирая задания соответственно возрастным запросам детей.

Игра лежит в основе познания, творчества, интеллектуального и духовного развития ребенка. Внеклассная воспитательная работа в форме игры – это «подходящие» условия, которые позаботятся о том, чтобы, как сказал А. Энштейн, «наряду с заботой о развитии индивидуальных способностей у каждого человека воспитывать в нем также чувство ответственности по отношению к своим ближним».

Применение краеведческих, познавательных, игровых технологий дает возможность учащимся получить дополнительные знания, заявить о себе, раскрыть свои таланты, позволяет увидеть свой город по-новому. Предметы, на знания которых я опираюсь, – история, география, биология и экология. Именно краеведческое направление наиболее полно способствует объединению указанных предметов.

Для проведения мероприятия я провожу подготовительную работу с учащимися классов, принимающими участие в игре «Мой город Новосибирск». Каждый класс должен выбрать команду с капитаном, подготовить название команды, девиз и эмблему, а также рекомендуется использовать дополнительные источники для получения информации. Игра начинается с представления командам жюри, которое может состоять из учащихся других классов, старших по возрасту, а могут быть представители от каждой команды.

На операционно-исполнительном этапе использую разные формы (групповая, индивидуальная) и методы обучения (словесный, наглядный, творческие задания) для решения поставленных целей. В качестве примера приведу конкурсные задания. Одним из конкурсов, который формирует самосознание ребенка, связанное с овладением элементарными знаниями по истории и географии, воспитывает детей на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего, является этап исторический «Помним о них».

«Город – молод,

Но есть вековые традиции:

Помнить павших,

Их кровь на знаменах горит,

На местах, где пришлось, пламенея, пролиться ей,

Каждый камень о них говорит.

Вот Серебренниковская…

Это Романова…

Ковальчук Евдокии…

Семьи Шамшиных…

Эти люди, что славы такой удостоены,

Рядом с нами сегодня, мы помним о них».

Л. Чикин

На этом этапе предлагается перечислить улицы города Новосибирска или какого-нибудь района, которые носят имена героев Великой Отечественной войны.

В ходе всей игры помогает принцип здровьесбережения. Реализовать его помогает физкультминутка, которая проходит с мячом. Каждый ребенок вспоминает и проговаривает (это домашняя подготовка) пословицу о смелости, силе и отваге.

Пословицы (примерные перечень):

«Смелость силе воевода».

«Кто смел, тот на коня сел».

«Смелому горох хлебать, а несмелому и щей не видать».

«Хоть надвое разорваться, да волку не достаться».

«Либо и стремя ногой, либо в пень головой».

«Пуля дура, штык молодец».

«Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит».

«На Руси не все караси – есть и ерши».

Следующий этап можно назвать географическим, на знание нашего города.

«А вы знаете, дети,

Был случай такой.

Ехали люди с работы домой.

Только доехали – вот чудеса –

Все позабыли свои адреса.

Ищут, волнуются, смотрят кругом:

«Где наша улица? Где наш дом?»

В этом конкурсе командам предлагается карточка с названием улицы и тремя ответами, с названиями районов города. Ребята должны выбрать тот район города, где находится эта улица. На этом же этапе можно дать задание с указанием пункта, куда они должны проехать на городском транспорте от указанного места. Ответом будет указание вида транспорта, которым они могут воспользоваться, чтобы добраться до пункта назначения.

Следующий этап формирует патриотические чувства, закрепляет знания государственных символов страны, города, а также формирует простейшие знания особенностей того или иного района города. Так как наши игры всегда отличаются, то во время этого этапа можно предложить детям не описывать индивидуальные особенности района, в котором находится наш СКК, а зарисовать. Проще сказать, создать «лицо» района, символ, герб или эмблему.

Авторы работ: Малюгин А.И., Хорохин А.О., Инюшов Е.А., Гришаев Д.В. – учащиеся 9 «Б» класса (2010 год) 

Следующий этап – конкурс «Дешифровщик». На этом этапе ребятам надо на скорость расшифровать различные сокращенные названия предприятий, учреждений города, а также сокращения, применяемые в различных справочниках, энциклопедиях. Например: ДЖД, ГИБДД, ДКЖ, ГУ, НГТУ, НИИ, МВД, ЗСЖД, Д.О., ГПНТБ, шк., ст., ул., эт. и т.д. Этот конкурс помогает применить полученные навыки в работе с дополнительной литературой.

И снова применяю принцип здоровьесбережения, а именно смена вида деятельности детей. На этапе «Зоопарк», который расширяет и углубляет знания и представления детей о природе и ее сохранении, через охрану животных воспитывает бережное отношение ко всему живому, стараюсь сменить умственную деятельность на физическую. Конкурс заключается в том, что команды одна за другой пантомимой отвечают на полученный в карточке вопрос, кто живет в нашем зоопарке. Для этого они должны вычеркнуть названия животных, которых нет в нашем зоопарке, а остальных показать так, чтобы жюри их узнало, тем самым у детей развивается воображение, наблюдательность, выразительность движений, умение работать в коллективе.

Следующий этап – «Литературный». На этом этапе могут быть различные конкурсы. Дети могут показать себя настоящими экскурсоводами, подготовив рассказ о нашем городе. Могут читать стихи великих русских поэтов А.С. Пушкина, А.А. Фета, Ф.И.Тютчева, А.А. Блока, С.А. Есенина. Пусть ухо ребенка приучается с ранних лет к гармонии русского слова, а сердце переполняется чувством изящного, пусть он наслаждается музыкальностью и поэтичностью русской речи.

«В человеке заложены безграничные источники творчества, иначе бы он не стал человеком. Нужно их освободить и вскрыть. И сделать это, не заламывая рук с мольбою к справедливости. А ставя человека в подходящие общественные  и материальные условия» (А.Н. Толстой). Такими условиями и может стать конкурс частушек. Предварительно дать участникам рифмы-четверостишия, по которым нужно сочинить частушку.

Сибирские частушки. Авторы – кадеты 6-х классов

1.

Мы споем сейчас частушку,

Навострите ваши ушки!

«Сибирь»

Ах, какая там река

Ах, какие берега

Там по речке можно плыть,

Можно рыбу там ловить.

Речка там-то будь здоров,

Аж не видно берегов.

На реке стоит там ГЭС,

На нее попробуй влезь!

 

2.

В России есть Сибирь

Наш «русский богатырь»,

В ней мы строим и живём,

Песни весело поём!

Обь – огромная река

Там крутые берега

По Оби мы будем плыть

И рыбёшку там ловить

Наши стены – леса,

Потолок – небеса.

Так же есть и мастерок,

Наш Академгородок.

Так же есть у нас и ГЭС,

В электричестве прогресс.

Рядом ходит теплоход,

И летает самолёт!

 

В таких конкурсах развиваются у детей коммуникативные умения, они учатся эмоционально и активно выражать свои мысли в соответствии с предложенной темой, активизируется словарный запас.

На музыкальном этапе, к которому дети готовятся заранее, присутствует элемент неожиданности. Участники точно не знают, что им надо будет исполнять – гимн России или песенку Городовичка. Это они узнают только тогда, когда услышат музыку, которую им надо будет подхватить и продолжить песню. Во время этого конкурса развивается творческое воображение и музыкальное мышление, что способствует становлению музыкально-двигательной импровизации.

После проведенных этапов жюри подсчитывает результаты конкурсов. Подводятся итоги с награждением победителей и с последующей рефлексией.

 В заключении хотелось бы отметить тот факт, что наша внеклассная работа лишь «капля в море» тех мероприятий, которые помогают реализовать Российскую программу патриотического воспитания подрастающего поколения нашей страны. Но эта работа не требует материальных вложений, неимение которых для какой-то другой деятельности могут стать преградой. Для нашего мероприятия требуется лишь любовь к Родине, городу и желание работать.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 1114)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела