Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Нравственно-патриотическое воспитание учащихся средствами краеведения»
Выпуск №29 Июнь 2010 | Статей в выпуске: 89


Ирина Игоревна Синельникова,
ведущий специалист отдела воспитательной работы
Главного управления образования
мэрии города Новосибирска

Роль школьных пресс-центров в создании единого информационно-образовательного пространства города

В девяностые годы прошлого века с изменением политического устройства в России повсеместно стали распространяться новые понятия, такие как реклама, имидж, рейтинг, а следом появились новые для нас профессии – рекламщики (специалисты по рекламе), пиарщики (специалисты по связям с общественностью), пресс-секретари…

В настоящее время каждая крупная организация в своей структуре имеет пресс-центр или пресс-службу, а небольшие организации работают со штатными пресс-секретарями.

В чем же значимость такой структуры как пресс-центр? Давайте обратимся к истории.

История работы с прессой[1]

Необходимость привлекать прессу на свою сторону проявилась в период начального развития средств массовой информации. Первыми эту необходимость осознали политики и правители. Так, еще в 1816 году при дворе Прусского короля Августа фон Хандерберга существовало Литературное бюро. В его обязанности входило создание обзора газетных статей и комментариев к ним.

Прусский король Вильгельм IV, правивший в середине XIX века, создал Литературный кабинет, по сути являвшийся пресс-бюро, которому поручалось управлять прессой, чтобы ее сообщения согласовывались с мнением власти.

В 30-е годы ХIX века проявил себя первый профессиональный пресс-секретарь (так его называют некоторые историки) – бывший репортер, ставший помощником президента США Э. Джексона – А. Кендалл. Он писал президенту речи, выступал его консультантом по публичной деятельности, даже оказывал влияние на реальную политику. А. Кендалл помог своему шефу выиграть информационную войну с крупной корпорацией и содействовал укреплению имиджа Э. Джексона.

Годы Первой мировой войны и Великой депрессии стали толчком к развитию информационного взаимодействия органов власти с населением. Особенно яркую страницу внес Ф. Рузвельт, ставший первым крупным политическим деятелем, который в полной мере оценил возможности прессы. Он регулярно проводил пресс-конференции, устраивал неформальные интервью. Управляемая таким образом пресса во многом содействовала объединению нации, преодолению уныния, навеянного кризисом, помогла вернуть присущий американцам оптимизм.

В СССР основы трансформации взаимоотношений системы власти и общества при помощи прессы были заложены в 1985-1991 годах. В это время произошло значительное ослабление цензуры в СМИ, изучение и просто копирование зарубежного опыта PR, наряду с попытками определенной деидеологизации внешнеполитической пропаганды и корректировкой внешнеполитического курса.

В настоящее время комментарии любого государственного ведомства даёт пресс-секретарь или представитель пресс-службы, на первых лиц государства работают целые отделы, занимающиеся и отслеживанием статей о них, и написанием текстов выступлений, и разработкой сценариев необходимых мероприятий для поднятия рейтинга и создания или поддержания имиджа, и рассылки информации о действиях первых лиц, и прочее, прочее, прочее.

В современном обществе, которое по праву давно именуют информационным, освещение события стало значить гораздо больше, чем само событие или мероприятие. Стало важно, как об этом сказали, нежели что там на самом деле сделали.

Школьные пресс-центры: настоящее или будущее?

К сожалению, систему образования называют одной из самых консервативных и закрытых систем. Так по данным муниципального отчета нашей системы, который собирается ежегодно в начале сентября, в образовательных учреждениях города Новосибирска 190 пресс-центров, из них 151 – в общеобразовательных учреждениях. А много ли информации просачивается за пределы самих учреждений или системы образования о происходящих у нас событиях?

Как показывает муниципальный отчет, у нас есть всё необходимое для налаживания работы по созданию положительного общественного мнения, которая ведется во всех современных организациях и государственных ведомствах. Для качественной работы в этом направлении системе образования остаётся только разделить функции школьных пресс-центров на функции непосредственно пресс-центров, то есть выделить работу с журналистами, и функции редакции изданий, то есть отделить выпуск собственных школьных газет, журналов и других печатных изданий.

В этом случае система образования выигрывает по нескольким важным пунктам.

Во-первых, каждое образовательное учреждение со школьным пресс-центром получает группу заинтересованных ребят, которым можно поручить подготовку и передачу материалов для освещения бурной общественной жизни образовательного учреждения.

Во-вторых, вся информации о жизни образовательного учреждения находит отражение не только в школьных изданиях и на школьном сайте, но и на Городском информационно-образовательном сайте www.nios.ru в разделе «Новости», где с ними ознакомятся как специалисты отделов (управлений) образования администраций города, так и специалисты Главного управления образования мэрии и, уж конечно, любые интересующиеся родители и ученики любого города страны.

В-третьих, появляются новые и, что важно, актуальные направления по профориентации учащихся: пресс-секретарь, редактор, специалист по связям с общественностью – в добавок к уже имеющимся: журналист.

В-четвертых, это новая и по-настоящему ответственная сфера школьного самоуправления, где ребята взаимодействуют со специалистами за пределами их образовательного учреждения и несут ответственность за выпускаемую ими информацию.

В-пятых, в системе дополнительного образования разделяются такие направления, как: редакции печатных изданий, школьные газеты, школьные журналы, школьные альманахи, их периодичность выпуска, собственно пресс-центры – что позволяет пересмотреть положение о городском конкурсе детских СМИ.

И, в-шестых, в системе образования выстраивается единая информационная политика, несущая постоянный поток информации от образовательных учреждений к курирующим специалистам (вся информация доступна на Городском сайте для всех круглосуточно), обществу в целом и информирующая всех участников образовательного процесса на уровне города, а не только на уровне конкретного образовательного учреждения.

Типичная структура пресс-службы в России[2]

Сегодня можно говорить о типовых структурах российских пресс-служб, правда, основываясь лишь на анализе практики, так как нормативных документов или авторитетных рекомендаций до сих пор не существует. Это относится и к пресс-службам органов власти. Каждое министерство, каждая администрация или иной орган государственного управления самостоятельно разрабатывают структуру пресс-службы.

Рассмотрим вариант структуры, характерный для российских пресс-служб. Как правило, пресс-служба состоит из следующих подразделений.

1) Отдел мониторинга. Он осуществляет анализ СМИ, отслеживает освещение деятельности данного органа власти журналистами и готовит обзоры, аналитические записки для служебного пользования. Часто в органах власти создают и социологическую группу, которая осуществляет мониторинг общественного мнения.

2) Отдел оперативной работы с журналистами – обязательная составляющая в структуре пресс-служб. Это подразделение обеспечивает написание пресс-релизов, иных сообщений для прессы по текущим событиям в организации. Часто данное подразделение отвечает за проведение пресс-конференций и брифингов. Иногда для этой работы создается специальный сектор. Взаимодействие с руководством и редакциями электронных СМИ имеет специфику. Считается целесообразным выделять группу по работе с электронными СМИ.

3) В последние годы активизировалось использование информационных технологий, Интернета в связях с общественностью, создаются свои сайты, блоги лидеров. Нередко пресс-службы органов власти имеют свои подразделения по этим направлениям.

4) Отдел взаимодействия с политическими и общественными организациями координирует контакты органа власти с общественностью, организует соответствующие мероприятия (семинары, круглые столы, конференции, публичные слушания).

Учитывая всё вышеизложенное, у нас появляется представление о том, что такое пресс-центр на самом деле и какие важные функции в информационном обществе он выполняет.

Теперь выбор за образовательными учреждениями нашего города: нужна ли им открытость, предоставляемая пресс-центрами, стоит ли Главному управлению образования мэрии прописывать положения о школьном пресс-центре и школьной редакции, учитывая их реальные функции, нужен ли приказ Главного управления образования, формирующий информационную политику системы образования?


[1] Основная часть раздела взята из учебного пособия Г. Н, Татариновой, Современная пресс-служба, Омск, 2007

[2] Основная часть раздела взята из учебного пособия Г. Н, Татариновой, Современная пресс-служба, Омск, 2007

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 248)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Роль школьных пресс-центров в создании единого информационно-образовательного пространства города