Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Нравственно-патриотическое воспитание учащихся средствами краеведения»
Выпуск №29 Июнь 2010 | Статей в выпуске: 89


Все статьи автора(3) Галина Викторовна Ахметова,
социальный педагог отдела организационно-информационного
обеспечения МБУ Городского центра по профилактике
социального сиротства «Солнечный круг» г. Новосибирска

Мир профессий для детей, оставшихся без попечения родителей

Покидая стены детского дома, выпускник оказывается наедине с собой и своей самостоятельностью. Проблема адаптации к новой действительности, без педагогической поддержки и привычного режима дня, для вчерашних воспитанников интернатных учреждений стоит очень остро. Как организовать взрослую жизнь в огромном и пока еще недружелюбном мире?

Благотворительным Фондом Памяти имени Володи Женова разработан уникальный проект «Мир профессий», призванный помочь ребятам из детских домов определиться с выбором будущей специальности. О его особенностях рассказывает директор фонда Татьяна Ивановна Женова.

– Как возникла идея создать программу по профориентации?

– Специально мы ничего не придумываем. Все подсказывает сама жизнь. При нашем фонде несколько лет существует Клуб выпускников. С детьми, оставшимися без попечения родителей, мы работаем уже восемь лет. И когда участники наших проектов покидают детский дом, мы не прощаемся с ними, а стараемся поддерживать тех, кто становится членом Клуба. Наблюдая за самостоятельной жизнью ребят, мы видим, что, сталкиваясь с действительностью, к которой не готовы, они теряются. Не только отсутствие навыков, не приобретенных в детском доме, мешает ребятам адаптироваться в жизни, но и дефицит знаний о многомерном мире, в который они выходят. Ребята с трудом находят свое место, не всегда хотят обучаться в тех учебных заведениях, куда их направили, отказываются работать по специальности, которую получили. Из общения с выпускниками мы поняли, что они не обладают информацией о многообразии профессий и вообще имеют минимум сведений о мире людей, с которыми им необходимо научиться жить.

– С чего вы начали работу по программе?

– Мы составили список из тридцати пяти самых востребованных на сегодняшний день специальностей. Из участников предыдущих проектов фонда были отобраны восемьдесят ребят в возрасте от 14 до 18 лет. Им было предложено принять участие в проекте «Мир профессий». Первая встреча состоялась 20 октября 2009 года в ДК «Прогресс». Здесь мы поговорили о задачах, сроках, предполагаемых результатах и о том, чего мы ждем от самих детей.

Для этой пилотной встречи была приглашена группа юристов, которые рассказали о профессиях в области права и правопорядка. Затем мы попросили подростков в предложенном списке отметить те специальности, о которых им бы хотелось узнать больше. Кто-то подчеркнул одну, кто-то несколько, кто-то все сразу. Согласно пожеланиям были сформированы группы от 5 до 15 человек. И теперь для каждой мы устраиваем встречу со специалистом, что называется «на рабочем месте».

Если мы знакомим с карьерой журналиста, значит, отправляемся в редакцию газеты. Если с трудом стюардессы, то едем в аэропорт. И это не экскурсия, а встреча с состоявшимися людьми, которые не понаслышке знают все плюсы и минусы своей работы, могут рассказать какими качествами и знаниями должен обладать человек, выбирающий данную стезю, где и как можно подготовить себя к ней. У детей есть возможность своими глазами увидеть профессию в действии, а зачастую и попробовать сделать что-то своими руками.

– Как подростки воспринимают информацию?

– С большим удовольствием. Ведь они не просто слушают теорию, они видят яркий реальный пример со всеми производственными нюансами. Благодаря этому, у некоторых происходит переоценка ценностей. Вот показательный пример. Мы отправились в отель «Сосновый бор», чтобы познакомиться с работниками гостиничного и ресторанного дела. Один мальчик был настроен скептически, – он попал в группу желающих случайно. Но когда он увидел на практике работу шеф-повара, пообщался с ним, его мнение переменилось. Он с удовольствием посетил рабочую зону, задал вопросы и понял, что работа на кухне – это творческое, а главное – перспективное направление. Или вот еще один случай. Девочка была не в восторге оттого, что ее направляют учиться в швейное училище. Она протестовала: «Хочу быть дизайнером, а не портнихой!» А вскоре мы отправились в мастерскую известного новосибирского дизайнера и художника по костюмам Елены Олейник. Елена рассказала детям о своей творческой работе, о начале пути, о том, что необходимо уметь и какими качествами обладать. И на примере доказала, что навыки шитья – необходимая составляющая художника по костюмам. Девочка успокоилась и приняла решение: сначала закончить швейное ПТУ, а затем пойти учиться дальше, чтобы стать дизайнером одежды.

– После знакомства со специалистом как строится дальнейшее взаимодействие с детьми?

– Мы разработали анкеты для участников проекта. После каждой поездки они описывают свои впечатления, отвечают на вопросы, анализируют свои собственные возможности. Ответы бывают очень интересными. Видно, что некоторые взвесили свои ресурсы и интересы, сделали адекватные выводы. Кроме того, у встреч есть еще один положительный момент. Многие специалисты готовы помогать ребятам на пути к понравившейся профессии. Например, после того как мы посетили военный институт, один молодой человек, который давно мечтает стать офицером, получил информацию из первых рук, а, кроме того, приобрел друзей в лице организаторов – Международного Центра «Сибирь».

– Как часто проходят встречи?

– Два раз в неделю. За прошедший учебный год мы познакомились с 35 профессиями. Ребята имели прекрасную возможность встретиться с интересными людьми и получить новые впечатления. Представьте, как здорово поговорить, например, с актерами театра Афанасьева или хоккеистами команды «Сибирь»! У детей расширяется кругозор и укрепляется уверенность в своих силах.

– Когда закончится первый этап проекта, как вы будете подводить итоги?

 – Ровно через год реализации проекта – 20 октября 2010 года мы вновь соберемся в ДК «Прогресс» все вместе: и ребята, и те специалисты, которые проводили презентации. Все выскажут свое мнение. Затем мы вернем детям анкеты, которые они заполняли в течение года и попросим их написать новые, но уже с учетом всех предыдущих впечатлений. Дальше эти анкеты мы покажем психологам педагогического университета, чтобы они проанализировали возможности наших участников. Если из восьмидесяти человек, хотя бы десять четко определятся с выбором профессии и получат положительное заключение психолога – начнется следующий этап работы: мы будем этим детям помогать. Если хоть малейший потенциал у воспитанника детского дома есть – нужно давать ему шанс.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 14)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела