Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Нравственно-патриотическое воспитание учащихся средствами краеведения»
Выпуск №29 Июнь 2010 | Статей в выпуске: 89


Александра Михайловна Марова,
руководитель Новосибирской городской
общественной организации «СибМама»,
эксперт и тренер Национального фонда защиты
детей от жестокого обращения

Нелишние дети

Ежегодно в России регистрируется 10-11 тысяч официальных отказов от детей. Современное общество перестает видеть нечто предосудительное в том, что некоторые матери «забывают» своих малышей в роддоме. А между тем с данным явлением можно и нужно бороться. Вот уже третий год в Новосибирске действует программа по профилактике отказов от новорожденных, проводимая общественной организацией «СибМама».

История организации «СибМама» началась с волонтерского движения. В качестве добровольных помощников мы навещали малышей одного из домов ребенка Новосибирска, организовывали праздники, экскурсии, дарили подарки. И некоторые из нас так привязались к детям, что взяли их в свои семьи под опеку. Но, к сожалению, на освободившиеся места этих счастливчиков пришли новенькие отказники. Стало понятно, что проблему сиротства нужно решать глобально. Так возникла идея работы с кровной семьей. Мы думали, обсуждали способы решения и возможности, изучали зарубежный опыт социальной работы и постепенно разработали практическое воплощение для нашей идеи. И именно в это время французская косметическая компания Clarins, вручающая ежегодную благотворительную премию, рассматривала различные проекты по оказанию помощи детям. Организаторы познакомились с нашей программой и выбрали ее к награждению. И в 2007 году я получила премию «Динамичной женщине Кларанс». Награждение проходило в Москве, в посольстве Франции. Затем весь первый год мы занимались отработкой методики по профилактике отказов от новорожденных, созданием команды специалистов, накоплением опыта.

На сегодняшний день в нашем списке уже немало спасенных от сиротства малышей. И сейчас технология работы уже продумана до мелочей. Как только в роддоме выявляется факт отказа, нам поступает сигнал. В течение нескольких часов, в зависимости от тяжести ситуации, специалист-куратор обязан среагировать и выехать. Там, на месте происшествия, идет анализ случая: определяется мотивация к отказу и пути решения проблемы. Если женщина соглашается забрать ребенка – мы ее сопровождаем и дальше, работаем с причинами, которые побудили ее отречься от материнства. По запросу куратора может быть привлечен психолог и другие специалисты, если в этом есть необходимость.

За 2009 год в нашу организацию поступило 137 звонков, 37 случаев отказа нам удалось предотвратить. Теперь эти дети растут и развиваются рядом со своими мамами. В нашем офисе на стенах и в фотоальбомах можно увидеть их прекрасные семейные фотографии. Не всегда причиной отказа становится явное нежелание женщины быть матерью. Бывает, что она просто растеряна, не умеет просить о помощи, не знает, куда следует обращаться за ответами на свои вопросы. В этот момент ей нужно объяснить, что все не так страшно, помочь ей спланировать возможные пути и выходы из создавшейся ситуации.

В нашей практике встречались женщины от 14 до 40 лет. Большая часть из них – это либо состоящие в гражданском браке, либо мамы-одиночки, у которых отношения с отцом ребенка распались на уровне беременности. Как правило, многие из них не имеют достойного образования. Однако попадаются и достаточно благополучные отказницы – обеспеченные и образованные. Но нельзя говорить, что только женщина виновата в сложившейся ситуации. На ее решение могут повлиять и родители, и мужчина, который внезапно бросает беременную жену на произвол судьбы, и окружающая обстановка. Вот, например, показательный случай. Пришел сигнал: от ребенка отказывается семья студентов. Брак зарегистрирован, живут в общежитии – вроде бы условия для жизни и воспитания имеются. Куратор выезжает. И что она видит: в этой семье буквально нечего есть, нет самых необходимых бытовых вещей, накопился долг по оплате жилья. Сами молодые люди находятся в стрессе, и в данную минуту им кажется, что оставить ребенка государству – это лучший выход из положения. Молодожены почему-то даже побоялись поставить в известность своих иногородних родителей о появлении малыша. Наши специалисты оказали психологическую помощь, организовали сбор продуктов и вещей первой необходимости и договорились с руководством университета об отсрочке платежа по комнате. Семья восстановилась. А вскоре появились и бабушка с дедушкой, чтобы помочь молодым.

Наша технология построена на основе кейс-менеджмента – модели работы со случаем. Она является новаторской для России, но уже давно и широко используется на Западе и в рамках семейно-ориентированного подхода включает в себя индивидуальное сопровождение клиента в решении его проблемы. Немаловажно, что активную роль в данном процессе играет сам клиент, то есть – мама. Это один из ключевых моментов технологии: у человека должны быть сформированы навыки самостоятельности. После благоприятного разрешения ситуации случай закрывается. Однако «наши» мамочки начинают сами к нам тянуться. По пятницам мы проводим занятия психологического клуба. Психолог предлагает тренинг, после которого участницы общаются друг с другом, делятся впечатлением, опытом, детскими вещами. Это очень помогает, ведь женщины видят, что они не одиноки. У нас всегда можно получить любую информационную помощь. Например, сейчас мы решаем довольно сложный вопрос по восстановлению документов одной иностранной молодой маме, проживающей в Новосибирске. Без них она не может забрать свою дочку из дома ребенка.

 В рамках работы специалистам приходиться взаимодействовать с различными инстанциями, восстанавливать утерянные справки, участвовать в суде, сотрудничать с органами опеки и попечительства, социальной защитой, возобновлять утраченные семейные связи, формировать необходимые жизненные навыки у женщины. Мы благодарим за помощь управление социальной поддержки населения мэрии города Новосибирска и благотворительный фонд «Солнечный город».

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 5)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела