Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Нравственно-патриотическое воспитание учащихся средствами краеведения»
Выпуск №29 Июнь 2010 | Статей в выпуске: 89


Все статьи автора(4) Раиса Фёдоровна Ломова,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
МБВ(С) ОУ «Открытая (сменная) общеобразовательная школа № 27»
Калининского района г. Новосибирска

Шаги в будущее

Объектом деятельности педагогического коллектива нашей школы при работе в проекте «Адаптивная модель обучения детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях Открытой (сменной) общеобразовательной школы» (2007-2010 гг.) являлись ребята детских домов. При вхождении в проект необходимо было учитывать особенности учащихся, формирующихся в искусственно ограниченном пространстве сиротского учреждения. В работе мы столкнулись с тем, что при крайне небогатом  личном опыте и узкой понятийной сфере у детей не развивается потребность в познании, социальный интеллект, активность и самоорганизация. Также имели место дефицит волевого развития и несформировавшаяся потребность профессиональной самореализации.

В условиях детского дома, когда за ребёнка всё решают взрослые, у него формируется пассивная жизненная позиция, гипертрофированная зависимость от обстоятельств, неспособность противостоять им и влиять на ход событий, осуществлять активный жизненный выбор. Многие боятся самостоятельной жизни, стремятся жить группами, часть ориентированы на иждивенчество, у большинства развивается инфантилизм.

Нельзя было не учитывать и того, что отсутствие реальных прав, собственности и серьёзных обязанностей не формирует у ребёнка способности оценивать свои поступки в категориях права и социальной ответственности. Результатом является отсутствие личной ответственности за свою жизнь, искаженное представление о себе, незнание своих индивидуальных особенностей.

Первый год работы в проекте был самым трудным. Даже опытным педагогам неприятно было наблюдать как, например шестнадцатилетняя девушка, стоя у доски, топает ногами и бросает тряпку; как учащиеся в присутствии преподавателя позволяют себе нецензурно выражаться или плевать в одноклассников. Имели место грубость и несдержанность. Отдельные ребята могли весь урок пролежать на парте, не поднимая головы.

В сложившихся условиях приоритетной в воспитании и обучении детей стала работа по формированию готовности их к самостоятельной жизни. Педагогический коллектив пришел к выводу, что ребятам необходима такая воспитательная система, которая будет направлена на создание среды для личностного и творческого развития, формирование самостоятельной зрелой личности, успешно интегрирующей в общество.

Основополагающими в работе педагогов стали не только внимательное отношение и индивидуальный подход. Воспитательный процесс в школе может иметь результат, если он строится на системной основе и включает в себя ориентацию на нравственные, духовные, этические, культурные и эстетические нормы. При условии, что он будет носить демократический характер, учащиеся смогут научиться грамотным, то есть нравственным отношениям в жизни.

В школе традиционными стали многие мероприятия, праздники и полезные дела, в которых принимают участие все учащиеся. Включенность ребят из детского дома в кипучую деятельность всего коллектива учащихся и педагогов школы, в первую очередь, помогают адаптации этих детей. Они стали лучше учиться. Так, например, по результатам второго года обучения в сравнении с первым в 12 классе повысилась успеваемость у 63% воспитанников детского дома, у 13% – осталась неизменной. Однако у 24% успеваемость понизилась, хотя и незначительно. Но ведь учёба в выпускном классе – дело нелёгкое. Итоги третьего года обучения предстоит подвести после экзаменов.

Во внеурочной деятельности формы воспитательной работы школы очень разнообразны, это уроки общения и мужества, традиционные школьные мероприятия, классные часы, экскурсии, работа по благоустройству.

В системе дополнительного образования важным звеном процесса адаптации учащихся является «Самоучка» – курс занятий, который успешно проводится в школе все три года существования проекта. Эта идея была позаимствована у Благотворительного фонда содействия образованию детей-сирот «Большая перемена» (г. Москва), с которым наше учебное заведение плодотворно сотрудничает. На этих занятиях прививается уважительное отношение к своей «малой Родине», к людям, к истории и современности своего города, своей страны, к природе, братьям нашим меньшим. Большое место в работе «Самоучки» занимает профориентация школьников. Дети учатся строить сообщения по интересным для них темам, делают презентации, обучаются основам проектной деятельности, ораторскому искусству, получают много других полезных для них навыков. Темы работ выбираются самостоятельно, но педагоги помогают отобрать нужный материал. Итоги занятий подводятся дважды в год на общешкольных конференциях. Показательно, что на одной из них, в конце апреля этого года, три первых места (за лучшую презентацию, сообщение и выступление) заняли именно воспитанники детского дома.

Становится традицией приглашать на это мероприятие гостей. Мнение тех, кто оказывается не задействованным в процессе обучения, становится определяющим – ведь со стороны всегда видней. Да и гости у нас бывают непростые: поэты-сибиряки, музыканты, артистическая молодёжь города. В школе налажена связь с творческим коллективом сибирского барда Сергея Пышненко. Нравственному воспитанию детей помогает и давняя дружба с талантливым поэтом-сибиряком Павлом Ляпиным. Павел принимает живое участие в общешкольных мероприятиях. При его содействии организовываются творческие встречи учащихся с музыкальными коллективами города, тематические поэтические встречи в школе и вне её стен. Такая атмосфера помогает выработке жизненных устоев не только воспитанников детского дома, но и всех учащихся.

Отрадно наблюдать, как меняются наши дети, делают всё более уверенные шаги в будущее. Хочется верить, что оно будет для них светлым. Для выпускников школы работа экспериментальной площадки скоро закончится, а для руководителя учреждения – Щиновой Натальи Андреевны  и педагогов она станет стартом для реализации нового проекта, который, скорее всего, так будет и называться – «Шаги в будущее». И делать их будут вместе и дети, и наставники. В школе для этого есть главное – сплочённый коллектив взрослых, желающий помогать воспитанникам детских домов и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 460)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела