Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Нравственно-патриотическое воспитание учащихся средствами краеведения»
Выпуск №29 Июнь 2010 | Статей в выпуске: 89


Все статьи автора(3) Юлия Александровна Чипакова,
социальный педагог
отдела организационно-информационного обеспечения
МБУ Городского центра по профилактике
социального сиротства «Солнечный круг» г. Новосибирска

Катарсис аффектов

Трое молодых людей, выпив пару ящиков пива, до смерти избили подростка, закопав его труп в навозной яме свинарника. Эта история произошла в немецком провинциальном городке Поцлов и легла в основу сценария Гезине Шмидта для фильма в стиле артхаус режиссера Андреса Файеля «Удар» и одноименного спектакля новосибирского театра «Старый дом», поставленного при поддержке Немецкого культурного центра имени Гете.

Спектакль построен в непривычном для сибирских жителей и модном в Европе жанре новой драмы. Это один из самых нестандартных проектов «Старого дома». Текст пьесы основан на реальных событиях и написан в документальном жанре, а спектакль этот non-fiction бережно сохраняет и даже подчеркивает. Работа над постановкой велась в форме workshop-ов, когда роли многочисленных персонажей пьесы исполняют всего три актера.

«Старый дом» решил представить «Удар» не только как новый шаг в развитии новосибирского театрального искусства, но и как социальный проект, направленный на профилактику насилия, нацизма и чрезмерного употребления спиртных напитков в молодежной среде.

В Поцлове немало проблем – безработица, отсутствие досуговых организаций и культурной жизни, недостаток средств, недовольство политикой государства. Все это сдобрено конфликтом между приезжим (после объединения Германии) и коренным населением. Здесь легко узнаются ситуации и сложности, с которыми люди сталкиваются и в нашей стране. Герои этой истории братья Марко и Марсель вместе со своим сверстником Себастьяном встретились, чтобы как обычно весело провести время за бокалом пива. Позже к ним присоединился еще один парень по имени Маринус, приехавший в город погостить у приятеля. Спустя какое-то время, выпив довольно много, старший из братьев, по имени Марко, стал приставать к Маринусу, постоянно задавая один и тот же вопрос: «Ты еврей?». Когда у парня закончилось терпение, он ответил: «Да, я еврей!» Это и стало поводом для драки. 17-летнего мальчишку избивали и унижали втроем, просто так – за компанию, будучи пьяными – до тех пор, пока не убили.

Немецкому режиссеру Ронни Якубашку, художнику-постановщику Маттиасу Коху и актерам «Старого дома» удалось из жестоких кровавых событий выстроить глубокую, эстетически интересную постановку, несмотря на минимум декораций и актеров. Этот минимум скорее становится одним из значимых художественных образов. Действующие лица одиноки, опустошены. Их мир полон недовольства, нетерпимости, он похож на замкнутую клетку, оставаясь в которой люди озлобляются, замыкаясь на своих проблемах.

Об особенном влиянии театра на человеческое сознание писал еще Аристотель, применяя, ставшее уже всем известным, слово катарсис. В греческом религиозном врачевании оно означает освобождение тела от какой-нибудь вредной материи, а души от «скверны» и болезненных аффектов. Согласно учению Аристотеля, театральная трагедия «при помощи сострадания и страха производит катарсис подобных аффектов» («Поэтика», гл. VI). Одной из задач искусства, по мнению философа, является безболезненное возбуждение негативных эмоций, приводящее к разряжению, в результате которого они на время оказываются удаленными из души. Театральное воплощение направляет их по безвредному руслу эстетической эмоции, создавая чувство облегчения, облагораживая душу.

Конечно, между постановкой «Удар» и классической греческой трагедией тысячелетняя эволюция жанров и методов работы со зрителем, но это нисколько не умаляет значения современного театра для развития человеческой души и нравственности.

«Одна из важных ценностей этого спектакля в том, что он не только затрагивает проблему девиантного поведения подростков, их кризисной социализации, но и свидетельствует о том, что это явление есть, а если оно есть, то о нем можно и нужно говорить. И те, кто столкнулся с такими же сложностями, благодаря постановке смогут увидеть, что это не только их трудности, это проблема международного масштаба, – отметила ведущий психолог Центра здоровья и социально-психологической адаптации личности Лариса Викторовна Рубцова. – Сам спектакль – это современное, очень динамичное действо. Отсутствие декораций и то, что актеры играют несколько ролей – потрясающе с точки зрения психологического восприятия и имеет очень высокий уровень воздействия. «Удар» рассчитан, прежде всего, на раннюю юность – 10-11 классы и далее возраст не ограничен. Что касается 9 классов, то возможно детям, которые уже включены в такую девиацию как жестокость, тоже стоит посмотреть эту постановку, но с ними обязательно нужно обсудить проблемы, которые поднимаются в спектакле, как до просмотра, так и после. В «Ударе» очень хорошо показано, что мальчишки, совершившие преступление, сами являются жертвами. Они подвергались насилию со стороны более сильных местных жителей Поцлова, когда переехали в него, и, чтобы вытеснить из себя чувство унижения, герои истории сами ожесточились, это стало одной из причин совершенного преступления».

Проблема подростковой жестокости в искусстве поднималась и раньше. Яркий пример – роман Энтони Берджиса «Заводной апельсин». В нем молодого человека, чтобы излечить от излишней агрессии, накачивают неким химическим веществом, заставляя (буквально привязывая к креслу) смотреть фильмы о том, как нацисты пытали своих пленных. В книге описанный эксперимент произвел желаемый эффект: в конце главный герой испытывает отвращение к любым проявлениям насилия. В снятом по этому роману фильме Стэнли Кубрика финал был изменен на кардинально противоположный в соответствии с изначальной задумкой автора произведения (за это впоследствии фильм в некоторых странах запрещали к показу и обвиняли в пропаганде жестокости).

 Спектакль «Удар» также неоднозначен, многое зависит от субъективности восприятия: большинство людей, посмотрев его, задумаются над причинами произошедшего и последствиями, которые влечет эскалация жестокости, пьянство, невинные на первый взгляд подростковые увлечения. Другие же, возможно, только узнают новые способы издевательств над сверстниками. Результат неверного восприятия подобных художественных экспериментов показан и в самом спектакле: подросток, совершивший убийство, рассказывает, что последний удар, нанесенный жертве, он увидел в фильме о современных нацистах «Американская история X». Поэтому, чтобы соблюсти главный принцип любой терапии – «не навреди», все увиденное необходимо с подростками проговаривать, получать обратную связь и, возможно, что-то корректировать. В начале, в «Старом доме» даже ввели традицию обсуждать спектакль со зрителями после просмотра, но, как показала практика, далеко не все ребята готовы высказывать свое мнение публично. Эффект от личной беседы будет сильнее и позволит человеку лучше разобраться не только в спектакле, но и в себе.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 32)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела