Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Нравственно-патриотическое воспитание учащихся средствами краеведения»
Выпуск №29 Июнь 2010 | Статей в выпуске: 89


Светлана Викторовна Ветошкина,
педагог-психолог МБОУ ДО СПЦ «Ника»

Детский оздоровительный лагерь: за и против

Приближается долгожданное лето. Для ребятишек – это полная радости и веселья пора школьных каникул, а для родителей – очередная головная боль: куда «пристроить» своё чадо.

Хорошо, когда есть домик в деревне и добрая бабушка, которая присмотрит за внуком. А если, к сожалению, нет такой радости у родителей? Многие мамы и папы начинают задумываться о детском оздоровительном лагере как о возможном варианте отдыха. Бытует два совершенно противоположных мнения на этот счет.

1. Лагерь воспринимается как обитель зла и порока с неблагоприятной социальной средой, в которой даже хуже, чем на городских улицах. Приверженцы этого мнения уверены: оказавшись там, их ребёнок, не без помощи сверстников, научится курить, употреблять спиртные напитки, подвергнется унижению или будет втянут в драку.

2. Родители, получившие в своём детстве положительный опыт пребывания в пионерском лагере, воспринимают и сейчас его как некую школу жизни, где их отпрыск может научиться самостоятельности, раскрыть свои способности и таланты, проявить себя как личность и получить массу положительных эмоций.

Несомненно, что два этих взгляда имеют право на существование. Но рассматривать детский оздоровительный лагерь как вариант полноценного отдыха всё же стоит. Главное, выбрать «правильный».

Прежде чем оформить путевку, подойдите к выбору места отдыха со всей ответственностью. «Правильный» лагерь отличается от «неправильного» не столько условиями проживания, питанием, режимом сна и бодрствования (хотя и это немаловажно), сколько наличием у педагогической команды позитивного опыта работы с детьми, определенных принципов, программ и методов. И дело даже не в количестве дипломов и наград, полученных в ходе участия в различных конкурсах в сфере оздоровления и отдыха. Скорее дело в умении вожатых организовать в отряде особую социально-педагогическую среду, где каждый будет чувствовать себя комфортно, найдёт новых друзей, творческое занятие по душе и станет встречать каждый день с радостью.

Задайте администрации лагеря вопросы о стаже работы специалистов, о том, какую подготовку они прошли, а затем обязательно найдите время пообщаться с будущими вожатыми вашего ребёнка, тем более что этим людям предстоит находиться с детьми 24 часа в сутки в течение трёх недель. Не стоит делать выводы из информации, найденной в Интернете: возможность получения достоверных сведений невелика, даже на родительских форумах. Лучше принять решение самостоятельно, посетив территорию лагеря и поговорив с персоналом. Там – особенная среда, где темп жизни быстрее, эмоциональное воздействие сильнее. Это определенный стресс для ребёнка, ведь ему необходимо будет без родителей решать сложные задачи – обслужить себя, быстро адаптироваться, подружиться со сверстниками, найти занятие и, возможно, преодолеть неуверенность и страхи. Иначе отдых может обернуться неприятными воспоминаниями и отрицательным опытом взаимодействия с миром.

Следующий очень важный момент, к которому нужно подойти ответственно и непредвзято. Ответьте себе на вопрос: готов ли ваш ребёнок психологически к самостоятельной жизни в течение 21 дня? А сможете ли вы временно расстаться с ним и освободить его от вашей опеки и контроля почти на месяц?

Чтобы адекватно оценить готовность, предлагаю ответить на несколько несложных вопросов. Поставьте либо «да» («скорее да»), либо «нет» (скорее нет»).

1. Может ли ваш ребёнок самостоятельно одеться, обуться по погоде, причесаться, почистить зубы, заправить постель?

2. Насколько он прихотлив в еде? (Питается ли в школьной столовой или его рацион составляют блюда, приготовленные по-особому?)

3. Достаточно ли активно он общается со сверстниками и взрослыми? (Интересно ли ему такое общение?)

4. Спит ли он в своей собственной комнате отдельно от вас?

5. Способен ли он озвучить свои чувства и эмоции, а при необходимости попросить взрослого о помощи?

6. Ребёнок активен, быстр на подъём, любит играть, заниматься творчеством?

7. Он неконфликтен, но при необходимости может постоять за себя?

Если преобладают ответы «да», то вашему сыну или дочери будет несложно адаптироваться во временном коллективе сверстников и среде детского лагеря. Если же вы ответили на три и более вопроса «нет» или «скорее нет», то стоит задуматься, прежде чем предоставлять ребёнку загородную свободу без определенной психологической подготовки. Если вы ответили на большинство вопросов «нет», то пока рано отправлять чадо на автономный отдых, а в некоторых случаях и совершенно противопоказано, однако стоит начать работу по развитию детской самостоятельности и коммуникативных навыков.

 В любом случае, если вы сомневаетесь, стоит посоветоваться с психологом, который сможет подсказать, каким образом подготовиться к летнему лагерю и детям, и родителям.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 4)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела