Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Нравственно-патриотическое воспитание учащихся средствами краеведения»
Выпуск №29 Июнь 2010 | Статей в выпуске: 89


Все статьи автора(2) Екатерина Ильинична Острецова,

социальный педагог отдела развития
семейных форм устройства детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей,
МКУ Городского центра по профилактике
социального сиротства «Солнечный круг» г. Новосибирска

Правда и мифы о детях-сиротах

Ежеминутно несколько человек во всем мире принимают смелое и благородное решение – принять в семью на воспитание ребёнка, оставшегося без родительской опеки, подарить маленькому человечку, рано узнавшему, что такое предательство, свою любовь и заботу.

В сознании нашего общества полно стереотипов и неоправданных опасений по поводу детей-сирот. Нередко граждане, желающие принять ребенка в семью, сталкиваются с негативными комментариями родственников и друзей, вызывающими сомнения, страхи, переживания. Так рождаются социальные мифы о сиротстве – упрощенные взгляды, созданные на основе житейских представлений. Нередко мифы возникают как следствие неправильных детско-родительских отношений в приёмных семьях, когда недостаток знаний о законах развития психики ребёнка восполняется культурными стереотипами, что позволяет взрослому снять с себя чувство вины за неуспех, найти оправдание собственным поступкам или стилю общения с ребёнком.

Какие же мифы существуют о приёмных детях, которые заставляют сомневаться и отказываться от решения принять ребёнка на воспитание в семью?

Миф 1. «Брошенные дети – больные»

У детей из детских домов очень редко бывает запись в медицинской книжке «здоров», практически все они имеют психосоматические заболевания, часто встречаются энурез, нейродермиты, гастриты. Почти все ребятишки имеют социально-педагогическую запущенность, нарушения в развитии речи, а также задержку психического развития. В том числе у детей наблюдается повышенная тревожность, агрессивность, гиперактивность или, напротив, астения.

Взрослые зачастую не понимают, что причина этих заболеваний кроется в психической травме, которую пережил ребёнок в результате материнской и эмоциональной депривации – эмоционального отвержения со стороны родителей. В первые годы жизни ребёнок развивается через общение с матерью, ему просто необходимо внимание и, конечно, любовь. Каждый ребёнок достоин любящих родителей, он нуждается в безопасности. В заботе он буквально расцветает, быстро растёт, узнаёт много нового, у него проходят даже некоторые застарелые болезни.

Миф 2. «Дурная наследственность»

Фактор наследственности пугает многих потенциальных замещающих родителей. Они задаются вопросом: «А вдруг у ребёнка родители были алкоголиками? Ведь это гены, на них повлиять невозможно. Зачем стараться, гены возьмут своё». Впоследствии все возникшие трудности и проблемы с ребёнком легко объяснить дурной наследственностью.

Есть особенности, которые действительно во многом определяются генами, например, темперамент или способности к наукам. Важно, чтобы приёмные родители были готовы признать и принять это. Но генами не определяются такие качества человека, как честность, доброта, способность любить, быть счастливым. Здесь все зависит от семьи и от выбора самого человека.

Миф 3. «Никто не должен знать»

К сожалению, немало страхов связано с тайной принятия ребёнка в новую семью. Кто-то берёт малыша не старше двух лет, чтобы скрыть его происхождение и живёт с опасением, что рано или поздно приемыш все поймет, кто-то боится мнения социального окружения.

Существует закон о тайне усыновления. За разглашение тайны предусмотрена уголовная ответственность. Но если вы берёте малыша под опеку (попечительство) или становитесь приёмным родителем, ваше новое чадо должно знать о том, что у него есть биологические родители. При выяснении правды – а это происходит почти всегда – главной травмой для ребёнка оказывается не то, что он неродной, а то, что ему столько лет лгали. Сокрытие от самого ребёнка истины о его прошлом есть не что иное, как нарушение прав, а вовсе не защита интересов.

Миф 4. «А что скажут люди?»

Многие опасаются реакции общества, некоторые боятся того, что в школе, во дворе узнают, что их воспитанник неродной, из-за этого его будут дразнить, плохо к нему относиться. Но зачастую социальное окружение относится к замещающим родителям с уважением. Кроме того, стоит всё-таки помнить, что маленький человечек, о котором вы заботитесь – ваш, а не соседский. И в случае чего, вы имеете полное право защитить его.

Миф 5. «Лучший вариант – круглый сирота»

Дети, не имевшие вообще никакого опыта жизни в семье, пусть и не самой благополучной – наиболее пострадавшие. Человеку, у которого нет совсем никого на свете, почти невозможно преодолеть всепоглощающее чувство тревоги, а это очень мешает его развитию. Любые воспоминания о семейной жизни в родительском доме, наличие родственников являются ресурсом для ребёнка, его опорой и залогом более успешного развития. Самые «лёгкие» приёмные дети – дети, которые были в близких, хороших отношениях с кем-то из кровной семьи, знающие, что у них кто-то есть.

Приёмных родителей волнует и то, что их воспитанник может начать искать своих биологических родителей, и то, что они, возможно, тоже спохватятся и будут искать его. Но как показывает практика, биологические родители практически не интересуются брошенными детьми. Может ли ребёнок начать искать своих кровных родителей? Да, такое случается достаточно регулярно. Чаще всего это происходит в подростковом возрасте, когда для молодого человека крайне важно узнать о своём происхождении: кто он и откуда родом. Как ни странно, такое знание всегда лучше, благополучнее для будущей жизни ребёнка, чем незнание, несмотря на кажущиеся сложности.

Миф 6. «Лучше взять очень маленького»

Часто потенциальные родители желают взять младенца, чтобы вырастить его как родного. Это стремление может быть вполне оправданным: например, пара, никогда не имевшая детей, хочет насладиться всеми этапами родительства, «понянчиться». Иногда люди просто малышей жалеют сильнее: хочется поскорее забрать их из казённого дома. Однако, есть целые категории потенциальных приёмных родителей (например, люди предпенсионного возраста или семьи с маленькими детьми), которым не стоило бы брать в семью младенца, но они бы замечательно справились с младшим школьником или подростком.

Опыт показывает, что возраст ребёнка (как и пол) далеко не самая важная характеристика при прогнозе успешности его устройства в семью. Трехлетний малыш с опытом тяжелой эмоциональной депривации, всё время проживший в государственном учреждении, может быть гораздо более сложным, чем десятилетний, живший в семье, которая постепенно спивалась, но вместе с тем как-то любила и заботилась.

Рассмотрев лишь некоторые мифы и заблуждения, мешающие воспитанию и адаптации ребёнка в приёмной семье, можно понять: для того, чтобы стать успешным родителем, нужно стремиться к пониманию истинных мотивов поступков детей, развивать в себе наблюдательность и веру в лучшее.

Книги об этом:

Л. Петрановская «Распространенные мифы о семейном устройстве»

С. Кудрявцева «Мифы о приемных детях»

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 8)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела