Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Нравственно-патриотическое воспитание учащихся средствами краеведения»
Выпуск №29 Июнь 2010 | Статей в выпуске: 89


Все статьи автора(4) Мария Витальевна Казацкая,
педагог-психолог
отдела профилактической работы с семьей
МБУ Городского центра по профилактике
социального сиротства «Солнечный круг»
г. Новосибирска

Методы арт-терапии в работе с детьми

В психокоррекционной работе с малышами от 3-х лет часто применяются методы арт-терапии. Они способствуют гармонизации эмоционального и социального развития детей, позволяют бороться со страхами и формировать навыки саморегуляции, а также решать межличностные проблемы.

В арт-терапии используются различные художественные приемы: рисование, лепка, актерское мастерство, создание сказок и рассказов. Подробнее рассмотрим наиболее распространенные методы.

Игротерапия

Данный способ применяется для того, чтобы помочь ребенку преодолеть разного рода психологические, а также социальные проблемы, которые могут негативно влиять на его личностное и эмоциональное развитие. Работа считается эффективной, если малыш со временем начинает играть свободно, с радостью и в его деятельности проявляется меньше агрессии. Впервые игрушки в своей работе начала применять сторонник психоаналитической школы Мелани Кляйн еще в 20-ых годах XX века. Игровая деятельность ребенка рассматривалась ею как способ доступа к подсознанию. В настоящее время эта техника используется также специалистами, работающими в других психологических подходах.

Песочная терапия

Автором этой техники является последователь Карла Юнга Дора Калф. Целью работы с песком она считает «создание свободного и защищенного пространства», в котором созданы условия для самовыражения и исследования собственного внутреннего мира. В ходе игры происходит выявление проблемы, переработка жизненного опыта, в частности травматического. Об этом Дора Калф говорит в своей книге «Песочная терапия»: «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым». Для работы психологи используют специально оборудованную песочницу, а также определенные стандартами фигурки, изображающие реальных и фантастических существ и уменьшенные копии предметов повседневного быта.

Сказкотерапия

В игровой и песочной терапии нередко применяются некоторые приёмы сказкотерапии. Например, создание историй, комментирующих творческий процесс. В целом, данный метод, используя метафоры, позволяет развить самосознание, рефлексию, а также способствует выстраиванию адекватных межличностных отношений с окружающими. В работе может использоваться существующая авторская или народная сказка, либо терапевт и ребенок могут сочинить рассказ вместе, разыгрывая его как полностью, так и отдельными частями, или же ребенок придумывает историю самостоятельно. Сказка обычно выполняет три функции: диагностическую, коррекционную и прогностическую. Диагностическая заключается в выявлении жизненных сценариев и сложившихся под влиянием внешних и внутренних факторов (таких, к примеру, как стиль воспитания или личностные характеристики) стратегий поведения ребенка. Также диагностическая сказка может способствовать обнаружению сложностей во внутрисемейных отношениях, особенностей эмоционального состояния ребенка, о которых он не хочет или не может говорить вслух. Коррекционная функция заключается в проговаривании проблемы посредством составления фантастического рассказа, сценарий которого может меняться в зависимости от задач психолога, изменяя в свою очередь самовосприятие ребенка. Таким же образом можно вводить желательные формы поведения, когда малыш стремится подражать герою сказки, идентифицируясь с ним. Прогностическая функция проявляется, в частности, в общем эмоциональном фоне самой истории, а также в предполагаемых действиях персонажей в зависимости от предлагаемой психологом ситуации.

Все перечисленные методы объединяет то, что психологическая работа организуется в соответствии с возрастными особенностями детей, позволяя посредством образов и метафор эффективно прорабатывать различные трудности, возникающие в процессе воспитания, а также травматические ситуации разной степени тяжести, присутствующие в жизненном опыте ребенка.

Книги об этом:

А.И. Копытин «Арт-терапия – новые горизонты»

О.А Белобрыкина «Маленькие волшебники, или на пути к творчеству»

И.В. Сусанина «Введение в арт-терапию»

Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева «Чудеса на песке»

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 5)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела