Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Нравственно-патриотическое воспитание учащихся средствами краеведения»
Выпуск №29 Июнь 2010 | Статей в выпуске: 89


Яна Валерьевна Ледовских,
педагог-психолог отдела развития семейных форм устройства
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
МБУ Городского центра по профилактике
социального сиротства «Солнечный круг» г. Новосибирска

Психическая травма и переживание горя

Психическая травма – это эмоционально значимое жизненное событие, затрагивающее важные стороны существования человека и приводящие к глубоким переживаниям. Психотравмирующие ситуации достаточно разнообразны: угроза жизни, физической целостности, потеря близкого человека, обида, изнасилование и масса других обстоятельств, которые могут привести к различного рода патологическим состояниям, нарушениям. Дети, как и взрослые, проходят определенные стадии переживания горя:

– шок, оцепенение, отрицание;

– страдание, острая скорбь, боль;

– принятие и возрождение.

Шок, оцепенение и отрицание

Как проявляется? На этой стадии ребенок часто начинает избегать контактов, замыкается, либо демонстрирует сильные эмоциональные реакции, такие как плач, истерики, вспышки гнева. Так, у девочки пяти лет в результате тяжелого заболевания умерла мама. Она была очень близка с матерью и практически с ней не расставалась. Когда ей откровенно рассказали о случившемся, малышка ушла себя, перестала играть, общаться с другими детьми, потеряла аппетит. Она не верила в то, что мамы не стало и постоянно звонила ей на мобильный телефон.

Что делать? Важно заметить, что на данной стадии переживания горя важно, чтобы ребенок не оставался один. Необходимо дать ему возможность свободно выражать свои чувства и эмоции. Однако он может никак не проявить признаков переживания, что является тревожным симптомом и требует наблюдения.

Страдание, острая скорбь и боль

Как проявляется? Признание утраты приносит сильнейшую боль. Человек испытывает чувство тоски, безысходности, безнадежности, загнанности в угол, беспомощности, разочарования. У ребенка наблюдаются признаки депрессии, либо гиперактивности. Он может стать неуправляемым, у него снижается качество учебной деятельности. Важно также отметить, что ребенок младше пяти лет, как правило, не понимает сущности категории «смерть», не осознает ее необратимость. В возрасте от пяти до девяти лет большинство детей начинает понимать, что такое кончина, но при этом, как правило, сохраняют иллюзию собственного бессмертия. И только после девяти лет идет полное осознание себя и своей смертности. Например, младшего школьника сильно покусала собака, в результате чего ему была сделана операция. В результате стресса и переживаний у мальчика появились страхи и проблемы со сном, он стал часто плакать, отказывался идти в школу, нарушились взаимоотношения со сверстниками.

Что делать? На этой стадии, необходимо очень внимательно следить за состоянием ребенка, быть чувствительным и отзывчивым, избегать действий, которые могли бы способствовать повторной травматизации. В случае острого переживания, когда у ребенка наблюдаются длительные нарушения необходимо обратиться за специализированной помощью к психологу, психотерапевту, в крайнем случае, психиатру.

Принятие и возрождение

Как проявляется? Это стадия, когда человек признает то, что с ним произошло и принимает ситуацию такой, какая она есть. Он уже может сказать самому себе: «Да, это случилось, но жизнь на этом не заканчивается». На данном этапе происходит уменьшение эмоциональных всплесков и идет построение дальнейших жизненных планов.

Что делать? В это время важно просто находиться рядом с ребенком и поддерживать те позитивные изменения, которые происходят с ним. Необходимо помочь ему вернуться к обычной жизни, когда он проявлял непосредственность и способность радоваться.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 5)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела