Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Организация проектной и исследовательской деятельности в образовательных учреждениях»
Выпуск №30 Октябрь 2010 | Статей в выпуске: 111


Все статьи автора(2) Валентина Владимировна Лычагина,
магистр социальной работы
Кемеровского государственного университета

Характеристика социально-проектной деятельности студентов

В современном словаре педагога все чаще используются термины «проект, проектирование, проектное знание, проектный метод, проектная деятельность», что является не столько данью увлечения инновационными процессами, сколько актуальной потребностью практики образования. В ряду профессиональных компетенций педагога появилось требование к формированию проектировочных умений студентов, таких как умение выделить проблему, найти способ ее решения, поставить цель, спланировать ход ее достижения, проанализировать полученный результат в соответствии с целью и способом ее достижения, увидеть новую проблему и т. д. [2].

Новая эпоха вызывает необходимость значительных изменений в содержании и структуре учебной деятельности людей. В новом проектно-технологическом типе организационной культуры одним из ключевых становится понятие «проект» [6, 20].

Отечественная система образования призвана стать важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, которая обладает высоким уровнем культуры, науки и образования. Именно поэтому на первый план выступает задача подготовки специалиста, который готов к осуществлению профессиональной деятельности на высоком интеллектуальном и творческом уровне, т. е. специалиста, способного не только решать достаточно сложные задачи, но и выдвигать проблемы, находить принципиально новые творческие решения. В связи с этим существенно повышаются требования к подготовке специалиста высшей квалификации.

Социально-проектная деятельность позволяет раскрыть творческие решения и проявить аналитические, проектные способности. Именно поэтому она играет одну из самых важных ролей в подготовке современных специалистов.

Исходя из вышесказанного, справедливо будет согласиться с мнением Гарашкиной Н. В. в том, что специалист по социальной работе в современных условиях должен быть ориентирован на решение определенных, закрепленных в функционале задач, направленных на улучшение качества жизни населения, гармонизацию отношений в системе «человек – общество» [1].

Социально-проектная деятельность включена в перечень видов профессиональной деятельности в федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования, она включает в себя:

– обеспечение высокой социальной культуры своего участия в социоинженерной и социально-проектной деятельности учреждений, участвующих в решении проблем социальной защиты, благополучия населения;

– учет специфики физического, психического и социального здоровья, особенностей национально-культурного пространства и характера жизнедеятельности различных этнонациональных и половозрастных, а также социально-классовых групп как объектов социально-проектной деятельности учреждений социальной сферы, обеспечивающих благополучие граждан;

– участие в разработке социальных проектов в рамках мероприятий государственной и корпоративной социальной политики;

– участие в пилотных проектах по созданию экспериментальных площадок в системе социальной работы;

– участие в разработке комплексных и индивидуальных социальных проектов для привлечения дополнительных финансовых средств;

– участие в работе по решению проблемы в конкретном случае трудной жизненной ситуации, умение проектировать современные виды психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, а также медико-социальной помощи.

В таком случае, по мнению Новикова А. М., социально-проектную деятельность студентов можно рассматривать как совокупность (иерархию) учебных проектов: любая образовательная программа с позиций обучающегося – это учебный проект [6, 20-21].

Гарашкина Н. В. предлагает рассматривать проектирование в подготовке будущих специалистов по социальной работе: во-первых, как индивидуальную деятельность студентов (или совместная с педагогом, другими субъектами социальной сферы) по разработке и реализации социальных проектов, во-вторых, как педагогическую технологию, в основе которой лежит метод проектов. Исходя их этого автор обращает наше внимание на то, что социально-проектная деятельность студентов – будущих специалистов по социальной работе, должна осуществляться в рамках технологии, включающей: выявление проблемы и целеполагание проекта (предпроектный этап), получение представлений о ходе выполнения предстоящей работы (этап совместного планирования и подготовки студенческого проекта), непосредственное включение студентов в работу с различными категориями населения в конкретных средовых условиях (этап практической реализации), анализ, экспертирование проектной деятельности студента и защита социального проекта (рефлексивный этап) [1].

Логика социального проектирования предполагает исходить из осознания социальной потребности. Из этого основания вытекают постановка цели проекта, его конкретные черты, подлежащие планированию. В. А. Луков предлагает выделить и принять в качестве основных следующие этапы, применяемые к социальным проектам:

1. Разработка концепции проекта.

2. Оценка жизнеспособности проекта.

3. Планирование проекта.

4. Составление бюджета.

5. Защита проекта.

6. Предварительный контроль.

7. Этап реализации проекта.

8. Коррекция по итогам мониторинга.

9. Завершение работ и ликвидация проекта [4, 93-128].

В общем виде указанное является технологической схемой проектирования. Но следует отметить, что еще до изучения социальной потребности, до постановки цели проекта инициатор проекта находится в творческом поиске, имеющем к будущим результатам его практических действий непосредственное отношение.

Данные этапы, предложенные Луковым В. А. и Гарашкиной Н. В., не являются взаимоисключающими, а наоборот, мы считаем, что они отражают современную точку зрения, на исследуемую проблему, взаимодополняя друг друга.

Мельникова И. Ю. и Слепова Е. Б. выявляют и раскрывают следующие качественные признаки и показатели социально-проектной деятельности студентов для преподавателя:

– самостоятельность – процесс самостоятельной мыслительной работы;

– практическое применение имеющихся знаний и умений;

– информационная компетенция – умение находить и извлекать необходимую информацию, усваивать в виде нового образа знаний;

– коммуникативная компетенция – продуктивное общение со сверстниками, техникой, информацией;

– включение в деятельность через личностную мотивацию, обучение через осознанное желание добиться и получить результат;

– осознание проблемы, в основе каждого проекта лежит проблема и ее составляющие, инициирующая деятельность (проблема проекта — почему?, цель проекта – зачем?, задачи проекта – что?, методы, способы – как?, результат — что получится) [5].

Деятельность преподавателя по развитию проектов, по мнению Крыловой Н., строится на принципах сотрудничества и включает в себя: консультирование студентов (групп) на всех этапах проектов; обеспечение студентов правилами организации проектной деятельности; участие в организации презентации и общественной экспертизы результатов проектной деятельности [3, 116].

Результатом социально-проектной деятельности студентов Гарашкина Н. В. предлагает считать формирование профессиональной культуры и компетентность будущих кадров социальной сферы, которым предстоит реально перестраивать систему организации социальной работы на принципиально новых основаниях проектного мышления [1].

Система проективного обучения – это проективное образование, как называет его автор Ильин Г.Л. [6, 111]. Центральным звеном данного обучения является проект – замысел решения проблемы, имеющей для обучающегося жизненно важное значение. Характерную его особенность составляет отличие от уже существующих решений и проектов. Стремление найти лучшее, свое решение определяет основную мотивацию обучения. Усваиваемое содержание обучения становится средством движения человека в будущее, реализации своего собственного проекта жизненного пути. В проективном обучении развивается способность создавать и извлекать знания из получаемой информации, т.е. использовать не только готовые знания, но и «полуфабрикат», каким зачастую является информация. От передачи «абсолютных истин» осуществляется переход к ценностям и способам добывания студентом личностных знаний, служащих порождению им собственного образа мира и реализации жизненного проекта [6, 111-112].

Особо следует подчеркнуть, что, по мнению исследователя Гарашкиной Н. В. [1], социальные учреждения могут использовать следующие виды «продуктов» студенческих проектов, как результата социально-проектной деятельности:

– методические рекомендации для специалистов по оказанию различного вида услуг, реализации инновационных технологий, разработке программ различной направленности;

– рекомендации для клиентов социальных учреждений и членов их семей, способствующие самостоятельному решению социальных проблем;

- программы социальной профилактики, адаптации, коррекции, реабилитации, поддержки клиентов различных возрастных категорий и групп проблемности;

– модели организации деятельности инновационных социальных служб;

– разработки сценариев мероприятий для различных категорий клиентов с учетом специфики социальных учреждений;

– комплекты информационных и справочных материалов для клиентов и специалистов.

При этом формы проектного «продукта», как утверждает Крылова Н., должны быть подтверждены документально (отчет, чертежи, реферат, патент и пр.). Если образование продуктивно, то к окончанию обучения студент, в зависимости от своих стараний и успехов, может представить значительное количество таких продуктов, что найдет отражение в его портфолио и резюме [3, 115]. Итоги работы можно представить как в устной, так и в письменной форме. Презентацию результатов Шимутина Е. предлагает разделить на индивидуальную и групповую, при этом каждая из форм презентации имеет непосредственные плюсы для студентов. Так, например, индивидуальная презентация, по мнению автора, формирует чувство ответственности, собранность, волю; групповая – аналитические способности, умение обобщать материал, системно видеть проект [8, 177].

Современный специалист социальной работы должен понимать значение инновационной проектной деятельности в решении социальных проблем населения; проявлять готовность к разработке и внедрению проектных инноваций, содержащих определенную долю риска и требующих развития общепринятого, традиционного опыта работы; знать теоретические основы социального проектирования, содержание и методику этой технологии, специфику ее применения в сфере социальной работы; быть способным в команде (проектной группе) и индивидуально разработать инновационный социальный проект, представить его субъектам профессионального сообщества и целевым группам; уметь проанализировать и оценить свои профессиональные и личностные особенности, способствующие или препятствующие разработке и успешной реализации социальных проектов [7].

Поскольку в ходе применения студентом социально-проектной деятельности у него формируется определенный стиль профессиональной деятельности, вырабатывается профессиональная компетентность и культура, использование ее позволит будущему специалисту по социальной работе повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

 

Литература

1. Гарашкина Н. В. Социальное проектирование как фактор профессионализации будущих социальных работников // Социальная работа № 3, 2010. с. 31-34.

2. Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.П. Дубенского. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. – 59 с. С 4-5.

3. Крылова Н. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования // Народное образование № 2, 2005.

4. Луков В.А. Социальное проектирование: Учеб. Пособие/ В.А. Луков. – Мс. 2003. – 240 с.

5. Мельникова И.Ю., Слепова Е.Б. Учебный проект как средство формирования технологической культуры школьника в условиях современной школы, НИПКиПРО, г. Новосибирск. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://ftip.nspu.net/joo/index.php?option=com_content&view =article&id=297:2010-05-04-09-10-19&catid=29:2005&Itemid=53, свободный.

6. Новиков А. М. Методология учебной деятельности. – М.: Издательство «Эгвес». – 2005. – 176 с.

7. Социальное проектирование как технология социальной работы [Электронный ресурс] – режим доступа: http://gramignan.com/?p=95, свободный.

8. Шимутина Е. Кейс-технологии в учебном процессе // Народное образование № 2, 2009.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 13)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Варианты педагогического взаимодействия классного руководителя
2. Характеристика социально-проектной деятельности студентов
3. Взаимодействие образовательных учреждения дополнительного образования детей с общеобразовательными учреждениями на основе создания интеллектуально-игровой площадки в Центральном районе
4. Творческий проект в воспитательной работе школы
5. Использование метода проектов в формировании компетенций учащихся 9-х классов при итоговой аттестации по образовательной области «Технология»
6. Живая газета «Пламя» как результат проектной деятельности Клуба Юных Историков «Время» МБОУ гимназии № 13
7. Организация воспитательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями
8. Адаптационный период в 5-х классах
9. Классный час «Туберкулёз и его профилактика»
10. В Год Учителя об Учителях и не только… (из копилки Н.В. Шевелёвой, учителя и классного руководителя МБОУ СОШ № 129)
11. Что значит для меня УЧИТЕЛЬ?