Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Организация проектной и исследовательской деятельности в образовательных учреждениях»
Выпуск №30 Октябрь 2010 | Статей в выпуске: 111


Все статьи автора(23) Наталья Валерьевна Шевелёва,

учитель технологии,
руководитель МО классных руководителей
МБОУ СОШ № 129 Ленинского района г. Новосибирска

Использование метода проектов в формировании компетенций учащихся 9-х классов при итоговой аттестации по образовательной области «Технология»

Во-первых, не делай ничего без причины и цели,

во-вторых, не делай ничего, чтобы не клонилось на пользу обществу.

Марк Аврелий

Если ученик в школе не научился сам ничего творить,

то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать.

Л.Н. Толстой

Стратегическая задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижении на этой основе нового качества его результатов.

В настоящее время компетентностный подход является одним из наиболее развивающихся направлений педагогической теории и практики, одним из важнейших оснований обновления образования. В «Концепции модернизации российского образования», выступающей в качестве одного из базовых нормативных документов, определяющих стратегию развития отечественного образования указывается, что «общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования».

К числу таких образовательных результатов относятся:

1. Развитие способности ориентироваться:

– в окружающей действительности;

– в явлениях природы;

– в социальных явлениях;

– во всех основных областях культуры, включая мир духовных ценностей.

2. Формирование ключевых компетенций.

При определении наиболее важных, обобщающих, ключевых компетентностей акцент делается на следующем: ключевые компетентности формируются не только в рамках системы образования и воспитания, но и в реальной жизни, в социальных взаимодействиях вне образовательных систем. Компетентности не ограничиваются академической или профессиональной успешностью, ключевые компетентности необходимы для успешности во всех сферах жизни человека.

К ключевым компетенциям относят следующие:

1. Автономное (самостоятельное) действие.

2. Интерактивное использование средств.

3. Функционирование в социальных группах.

Совершенно понятно, что все эти компетентности прямо связаны с проектной деятельностью. Именно в ситуации достижения самостоятельно поставленной цели, при планировании результата человек учится действовать самостоятельно, на свой страх и риск пробует (метод социальных проб) и отбирает наиболее приемлемые средства достижения цели, учится сотрудничать с другими.

В последнее время администрация и педагогический коллектив нашей школы активно используют преимущества проектной деятельности как основы формирования ключевых компетенций учащихся. В школе разрабатывается программа «Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся». Суть программы состоит в том, чтобы проектную деятельность, организованную в школе, сделать средой для формирования и развития ключевых компетенций.

Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему.

Оценивая опыт использования проектной деятельности для формирования ключевых компетенций обучающихся в образовательно-воспитательной системе нашей школы, можно отметить следующие моменты.

Проектная деятельность в школе осуществляется в двух направлениях: применение метода учебного проекта на уроках и в процессе социально-значимой внеурочной воспитательной деятельности.

Проектная деятельность в учебном процессе используется педагогами как начальной школы, так и среднего звена, но особенно широко она представлена в старших классах. Учебное проектирование учащиеся осваивают на уроках технологии, географии, МХК, истории, обществознания. Результаты выполненных проектов «осязаемы»: в качестве конечного продукта – изготовление плакатов, написание репортажей, эссе, исследований и т.д.

Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Поиск нужных материалов требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, как показывают наблюдения, более половины учащихся обращаются не только к учебникам, но и к другой учебно-методической литературе, к ресурсам сети Интернет, школьной библиотеке. Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникаций.

Особенностью ОО «Технология» является то, что учащиеся в период обучения выполняют различные творческие проекты. Любую деятельность человека можно рассматривать как череду исполняемых проектов, разных по масштабу, ответственности и последствиям. Сюда можно отнести приготовление завтрака на скорую руку, защиту диссертации, расстановку мебели в комнате и т.д.

Если существует интересная идея для решения проблемы, то при её реализации идея превращается в проект.

Слово «проект» (от латинского projectus /прожектус – выброшенный вперёд, продвинутый) означает «план действий», «намерение», «предложение». Проект – это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния.

Под учебным творческим проектом следует понимать самостоятельно разработанное и изготовленное изделие /услугу от идеи до её воплощения, обладающее субъективной или объективной новизной и выполненное под контролем и консультированием учителя. Проект может состоять из отдельных частей, например: рисунков, чертежей на изготовление какого-либо изделия или разработки технологического процесса. Он может содержать расчеты, результаты исследования, экономические расчёты. Проект также должен быть направлен на изготовление чего-то нового, отвечающего потребностям человека. Выполнение проекта способствует развитию эстетического вкуса, инициативы, логического мышления.

Метод проектов (от греческого «путь исследования») – это система обучения, гибкая модель организации процесса, ориентированная на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг под контролем учителя, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих  практическую значимость.

Метод проектов в отечественной педагогике используется достаточно длительное время. Любой учитель сегодня может поделиться разнообразием сферы применения данной образовательной технологии. В моей педагогической практике использование метода проектов направлено на формирование успешной социализации личности.

Под социализацией личности понимается процесс активного нахождения человеком своего места в жизни. Сущность социализации можно определить и таким образом: «это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны усвоение индивидом (ребёнком) социального опыта путём вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны – это процесс активного включения в социальную среду». То есть через свою активность ребёнок приспосабливается к определённым занятиям, получает навыки, участвует в обмене опытом.

Школа – это, прежде всего, один из институтов социализации ребёнка. Поэтому на первое место выступают задачи социализации детей разного возраста. Сущность социализации – сочетание адаптации и обособления человека в обществе, баланс которых определяет становление индивида – рассматривается нами через призму понятия «воспитание», которое, в свою очередь, определяется как целенаправленное «взращивание человека», осуществляемое в семье и школе, в том числе. Однако мы признаём, что любое общеобразовательное учреждение было, есть и остаётся одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребёнка, педагогов, родителей и социума. При этом основой любого взаимодействия является реализация потребностей его участников, которое находит своё отражение в понятии «компетенции».

К основным идеям педагогики, ориентированной на компетентность ребёнка как результат обучения и воспитания, относятся следующие:

– результатом является способность ребёнка самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, в т. ч. и его собственного опыта;

– содержание обучения и воспитания представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем;

– воспитательно-образовательный процесс должен создавать условия для формирования у детей и подростков опыта самостоятельного решения разнообразных образовательных проблем, имеющих как учебное, так и социальное содержание.

Компетентностный подход к целям воспитания с этой точки зрения обуславливает определение в качестве результатов воспитания следующие способности ребёнка:

1. Разбираться в ключевых проблемах современной жизни: экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных.

2. Ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения, т. е. решать аксиологические проблемы.

3. Реализовать себя в определённых социальных ролях (ученика, избирателя, гражданина, потребителя, пациента, организатора, члена семьи и т. д.).

4. Решать задачи, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности и т. п.).

5. Решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального образования.

Сегодня дети приходят в школу не только для того, чтобы учиться. Их привлекает возможность общения со сверстниками, имеющими сходные интересы, образ жизни и мыслей, то есть среда «таких же, как я». И необходимо предоставить шанс и возможность ребятам по-настоящему участвовать и в КТД, и в социально-значимой, и просто в досуговой деятельности.  Нужно дать возможность детям и подросткам получать опыт. Важно создавать условия для участия детей и подростков в школьной жизни в рамках своей компетенции. Это не вседозволенность, а реальное право на участие в принятии решений и осуществление деятельности, определяющей динамику позитивного развития класса, школы, улучшение состояния воспитательно-образовательного процесса.

Участие молодёжи в социально-полезной деятельности – это способ практически жить в социальном пространстве прав и обязанностей; возможность продемонстрировать уникальность своей личности; осознать свою сопричастность к тому, что происходит в обществе; освоить общественный опыт. Этот опыт будет особенно значимым для общества, если он соответствует принципу 10 «Декларации о правах ребёнка»: «Растить будущих граждан в полном сознании, что их энергия и способности должны посвящаться служению на пользу другим людям».

Проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов и шагов по её реализации.

Проект – это средство управления деятельностью, наиболее приземлённая, конкретная и выполнимая форма.

Проектирование – это процесс описания ограниченных во времени целенаправленных изменений системы (или отдельных её элементов) с установленными требованиями к качеству результатов, возможными расходами и спецификой организации деятельности.

Таким образом, социальное проектирование – есть способ выражения идеи улучшения состояния окружающей среды языком конкретных целей и задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой идеи.

Проектная технология используется не только как средство управления, но и как педагогическая технология в работе с детьми.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод – это дидактическая категория. Это совокупность приёмов, операций овладения определённой областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации познания. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей/межпредметные связи/, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Метод проектов как педагогическая технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

Ведущий отечественный специалист в области проектной деятельности учащихся Е.С. Полат определяет метод проектов как «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (учащимися), которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом». Можно обозначить основные компоненты проектной деятельности учащихся как дидактического метода:

– наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической (работа над проектом – это разрешение данной проблемы);

– реализация первого этапа работы над проектом как планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – проектирования самого проекта;

– обязательное присутствие деятельности по поиску информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы;

– наличие значимого продукта (выхода проекта) как результата работы над проектом;

– представление (презентация) продукта и его социальной значимости на последнем этапе работы над проектом.

Существует несколько подходов к классификации проектов. Их можно подразделить на пять групп.

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, города.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Оно включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нём, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания.

Проекты также различаются по комплексности, по продолжительности и по числу участников. Наиболее существенное методическое различие состоит в том, что одни проекты рассчитаны на реализацию в течение урока («мини-проект»), другие охватывают серию уроков и самостоятельную внеурочную деятельность учащихся; третьи относятся исключительно к сфере внеклассной деятельности.

В своей работе учителя с 2005 года я активно использую в ОО «Технология» метод проектов как форму итоговой аттестации учащихся 9-х классов. Одна из тем таких проектов – «Оказание социальных услуг» – включает в себя следующие подтемы:

– Праздник как социальная услуга (день рождения; нетрадиционный праздник; традиционный праздник; календарный праздник; православный праздник);

– Оказание социальных услуг населению («Наращивание и дизайн ногтей», «Интерьер жилого дома»/ремонт стула/ и т.п.).

К 20-летнему юбилею нашей школы в 2008-2009 учебном году учащиеся разработали свои социальные проекты на пользу школе, на улучшение окружающего пространства школы, вследствие чего в здании школы появились:

– зелёный уголок на площадке перед актовым залом,

– стена общения учащихся,

– реквизит для оформления сцены к школьным праздникам.

Хочется остановиться на конкретной теме проекта «Праздник как социальная услуга».

Работе над такими проектами предшествует предварительная подготовка в течение учебного года, где обсуждаются вопросы по организации праздников по темам:

– Общие праздники. Организация праздников;

– Создание конкурсных игровых программ. Практикум по проведению праздников;

– Изготовление игрового реквизита к программам;

– Оформительский практикум;

– Подарки к празднику своими руками и т.д.

Учащиеся активно участвуют в разработке проектов. За время работы проведены такие мероприятия, как День Птиц, День Руслана и Людмилы (аналогично Дню святого Валентина), День Семьи, Посвящение в Первоклассники, новогодние программы и т.п.

В связи с малым количеством штатных единиц педагогических сотрудников в УТОК «Лидер» летом 2009 года мы в качестве социальных партнёров привлекаем к деятельности в нашем комплексе учащихся МБОУ СОШ № 129 Ленинского района г. Новосибирска, которые выполняли аттестационный творческий проект по технологии на тему «Оказание социальных услуг по воспитанию» (праздник «День Семьи»), который был модифицирован под условия летнего лагеря.

Ученица 8 «Б» класса, Соколова Ольга, выпускница художественного отделения детской школы искусств № 18 всё лето передавала свои знания и умения в качестве ПДО – руководителя кружка «Волшебная кисть».

В декабре 2009 года группа учениц 9 «Б» класса /7 человек/ приняла участие в новогодних проектах «Снежная фантазия» /областной конкурс/ и городском конкурсе на лучшую ёлочную игрушку, где стали дипломантами.

В феврале 2010 года Спирина Екатерина, учащаяся 10 «А» класса, стала победительницей /2 место/ в городском конкурсе плакатов по правильному питанию среди обучающихся образовательных учреждений.

Как показала практика, проектные технологии помогают ребятам понять, что в их возрасте уже можно что-либо изменить, если не в мире, то в своём классе, школе, дворе, микрорайоне… Это расширяет знания учащихся о сложностях и взаимосвязях окружающей действительности, развивает их навыки, углубляет осознание того, как важно в обществе их участие, выполнение гражданского долга, отучает их от социального иждивенчества.

Всем известно, какие трудности вызывает у учителя ответ на «заковыристый» вопрос методиста: «А каковы были цели вашего урока?» Не менее сложно определить и грамотно сформулировать ответ на вопрос о том, каковы педагогические цели определённого учебного проекта. Вообще говоря, главная цель любого проекта – формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

В процессе проектной деятельности у учащихся формируются следующие компетенции:

1. Рефлексивные умения:

– умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

– умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения задачи.

2. Поисковые (исследовательские) умения:

– умение самостоятельно привлекать знания из различных областей;

– умение самостоятельно найти информацию в информационном поле;

– умение находить несколько вариантов решения проблемы;

– умение выдвигать гипотезы;

– умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Умения и навыки работы в сотрудничестве с другими:

– умения коллективного планирования;

– умение взаимодействовать с любым партнёром;

– умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

– навыки делового партнёрского общения;

– умение находить и исправлять ошибки в работе других участников.

4. Менеджерские умения и навыки:

– умение проектировать процесс (изделие);

– умение планировать деятельность, время, ресурсы;

– умение принимать решения и прогнозировать их последствия;

– навыки анализа собственной деятельности.

5. Коммуникативные умения:

– умение вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

– умение вести дискуссию;

– умение отстаивать свою точку зрения;

– умение находить компромисс;

– навыки интервьюирования, устного опроса.

6. Информационные умения:

– использование информационно-коммуникационных технологий;

– применение на уроках технологии текстовой, звуковой, графической и видеоинформации, что позволяет использовать учителю и учащимся в творческой деятельности различные источники информации;

– использование ресурсов Интернета позволяет применять в создании творческих проектов яркие иллюстрации, карты, схемы, фотографии, справочный материал.

7. Презентационные умения и навыки:

– навыки монологической речи;

– умение уверенно держать себя во время выступления;

– артистические умения;

– умение пользоваться средствами наглядности при выступлении;

– умение отвечать на незапланированные вопросы.

В процессе демонстрации презентации учащиеся приобретают опыт публичных выступлений. Элемент соревнования повышает самооценку ученика, что позволяет развить и сформировать его личностные качества в современном информационном обществе.

Проектная папка – один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите проекта. Задачи папки на защите – показать ход проектной работы. Кроме того, грамотно составленная проектная папка позволяет:

– чётко организовать работу учащегося/группы учащихся;

– стать удобным коллектором информации и справочником на протяжении работы над проектом;

– объективно оценить ход работы над завершённым проектом;

– судить о личных достижениях и росте каждого участника проекта на протяжении его выполнения;

– сэкономить время для поиска информации при проведении в дальнейшем других проектов, близких по теме;

– быть краткими, в форме небольших набросков и аннотаций.

В завершении хотелось бы сказать – современное российское образование сегодня претерпевает изменения. Проблемы ключевых компетентностей всё более широко обсуждаются среди педагогов. Педагоги понимают, что одних знаний, умений, навыков недостаточно, нужно осваивать деятельностные технологии, изменять содержание уроков. Как решить эту проблему? Как перестроиться?

Я считаю, что нужно в первую очередь начать с себя! Современный учитель должен обладать жизненным опытом, научными знаниями, быть инициативной и творческой личностью. Это необходимо, чтобы выработать достаточно высокую компетентность в передаче знаний учащимся и применение полученных знаний к жизни в комплексе. Тогда мы способны решить многие проблемы!

Ведь как говорили ещё древние греки: «Люди не хотят, чтобы ими управляли. Они хотят, чтобы их вели вперёд!»

Приложение. Презентация «Использование метода проектов в формировании компетенций учащихся 9-х классов при итоговой аттестации по образовательной области «Технология»

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 67)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Варианты педагогического взаимодействия классного руководителя
2. Характеристика социально-проектной деятельности студентов
3. Взаимодействие образовательных учреждения дополнительного образования детей с общеобразовательными учреждениями на основе создания интеллектуально-игровой площадки в Центральном районе
4. Творческий проект в воспитательной работе школы
5. Использование метода проектов в формировании компетенций учащихся 9-х классов при итоговой аттестации по образовательной области «Технология»
6. Живая газета «Пламя» как результат проектной деятельности Клуба Юных Историков «Время» МБОУ гимназии № 13
7. Организация воспитательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями
8. Адаптационный период в 5-х классах
9. Классный час «Туберкулёз и его профилактика»
10. В Год Учителя об Учителях и не только… (из копилки Н.В. Шевелёвой, учителя и классного руководителя МБОУ СОШ № 129)
11. Что значит для меня УЧИТЕЛЬ?