Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Организация проектной и исследовательской деятельности в образовательных учреждениях»
Выпуск №30 Октябрь 2010 | Статей в выпуске: 111


Ольга Александровна Корольчук,
педагог-организатор специальной (коррекционной) школы № 1
Октябрьского района г. Новосибирска

Организация воспитательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями

«Дети с особыми образовательными потребностями» – вдумайтесь, сам термин диктует нам, педагогам специальной (коррекционной) школы VIII вида, направление воспитательной работы. Действительно к этим детям нужен особый, даже особенный подход.

Для наших детей характерны нарушения и стойкое недоразвитие всех психических процессов, что отчетливо обнаруживается в сфере познавательной деятельности. Причем наблюдается не отставание от нормы, а глубокое своеобразие развития. Одной из ведущих задач развития личности детей с особыми образовательными потребностями является воспитание у них положительных черт характера. Именно решение данной задачи обеспечивает подготовку ее воспитанников к успешной социальной адаптации в обществе.

В обязанности педагога-организатора входит разработка сценариев праздников, викторин, конкурсно-игровых программ, тематических вечеров, дискотек и т.д. Обычные сценарии, разработку которых можно найти в печатных изданиях и на электронных носителях, при работе с детьми нашей школы не подходят. Объем материала, его подача, все это должно соответствовать психофизическим особенностям детей школы. Приходится заниматься разработкой всех материалов самостоятельно, используя лишь небольшое количество предлагаемого в источниках (небольшие по объему и построению стихи, песни, игры) Все сценарии разрабатываются на доступном, понятном нашим детям опыте.

Доказано, что учащиеся специальных ( коррекционных) школ VIII вида не остаются равнодушными при прослушивании доступных для их понимания текстов, включающих эмоционально окрашенные компоненты. Они сочувствуют героям, отрицательно относятся к обидчикам, выражая это мимикой, жестами и словесной реакцией. Наиболее понятными для учащихся являются реальные жизненные ситуации. Оказавшись в доступной для понимания ситуации, они способны сопереживать, эмоционально откликаться на переживания других, приходить на помощь в тех случаях, когда это требуется.

Развитие эмпатии, осознавания собственного эмоционального мира и чувств других людей – важная задача при работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Мы бы хотели предложить несколько разработок обучающих сказок к «Празднику Букваря, Масленицы и Дню Здоровья», которые написаны для кукольного театра. Участники сказок – учителя и старшеклассники, занимающиеся в фольклорном кружке. Также нами было разработано в соответствии с темой года «Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми особых образовательных потребностей» два мероприятия в форме презентации, которые могут быть использованы во внеклассной работе и учителями массовой школы. Одно из них посвящено теме: «Я выбираю здоровье (о вреде курения)» и «Здоровые зубки», презентация написана в форме обучающей и воспитывающей сказки.

Отрывок кукольного представления из сценария «Масленица»

Масленица – самый веселый и раздольный праздник. Длится он неделю. А как его встречали на Руси мы сейчас посмотрим.

Утро. Поют петухи. Из-за ширмы появляется бабуля.

Баба. Дед вставай. Петухи запели – масленица наступила! Я тут куклу соломенну смастерила, свези ее на саму высокую гору, пусть стоит, смотрит, откуда весна придет!

Дед. Встаю, встаю. А блины-то бабка поспели?

Баба. Поспели, дедушка, иди дров наколи, печь затопи. А я блины печь буду.

Старушка возится у печи. Старик устанавливает чучело на высокую палку.

Поют. Как на масленой неделе

Из печи блины летели!

С пылу, жару из печи,

Все румяны горячи!

Бабка. Первый день масленицы – встреча.

Дед. Привет, бабуля! (обнимаются) Вот и встретились!

Баба. Да не со мной встреча-то, а с друзьями, внуками, детьми. Понятно, старой?

Дед. Понятно!

Баба. Второй день! Заигрыши – время развлечений. Можно в игры играть, песни петь, хороводы водить.

Старик. А, это я знаю! Помнишь, в прошлом годе я на столб залез и петуха достал! Вот он Петя, до сих пор поет!!! (на швабру привязать петуха, дед лезет по швабре, швабра опускается)

Петух. Ку-кареку!

Бабка. Среда, дед, лакомка! Все едят сладости.

Дед. Помню, это мой любимый день! Давай бабка мне блинов с медом, вареньем клубничным да со сгущенкой столичной! (садится за стол, стучит ложкой)

Баба. Погоди, дед. Я еще не все дни назвала.

Дед. Так и с голоду помереть можно! (обиженно в сторону)

Баба. Четверг – самый веселый день, все веселятся, радуются, частушки поют!

В огороде свеклу полем,

Всем работа нравится!

Только дед мой на кровати,

Спит не просыпается!

Дед. Одуванчики, одуванчики,

Это тоже сорняки.

Бабка с этих сорняков,

Наплела себе венков!

Бабка. (хватает сковороду) Ух я тебя!!!

Дед. Шучу, шучу!

Стук в дверь, приходит девушка.

Девушка. Хозяин с хозяюшкой! Дай блинок, картошку, да свиную ножку!

Бабка. На, бери блинчик, тепленький, с пылу жару. На масличке, с творожком!

Звучит песня, девушка уходит.

Бабка. Пятница – тещины посиделки. Нужно ходить в гости к теще и кушать блины.

Дед. Бабка, вон и зятек пожаловал, давай блины скорее на стол ставь.

Бабка. (Танцуя)

Ах ты, теща моя, теща,

Про тебя пою куплет!

Хорошо, когда есть теща,

Плохо если тещи нет!

 

Как на маслену неделю,

Мы с зятьком блиночки ели!

Ешь блин с творогом, ешь с со сметанкой,

Ешь с икоркой, ешь с овсянкой!!! Э- э-эх!

Зять исчезает.

 

Бабка. Суббота – посиделки. Все ходят друг к другу в гости! А еще все ходят в церковь, поминают умерших родственников, угощают блинами бедных, чтобы те помянули умерших!

Дед. Ой, масленица, протянися! За дуб, колоду, зацепися! Бабка, хватит болтать. Давай блины кушать!

Бабка. Подожди, старой! Остался один день – воскресенье! Воскресенье не простое, а прощеное. Принято друг у друга просить прощение! Прости меня, дедуля, шо я тебя обижала, ругалась на тебя. И блинов не давала!

Дед. Прощаю! А ты меня, бабуля, прости. Что сплю долго! Я тепереча пораньше вставать буду, дрова колоть и печь топить! Я ж тебя, бабка, очень люблю! Садись-ка за стол блины есть.

Садятся за стол, звучит песня.

«Как на маслену неделю.

С дедом мы блиночки ели,

Ешь дед. Блин с творогом. Ешь со сметаночкой,

Ешь с медочком, ешь с овсянкой!!!»

А масленицу соломенну, люди сжигали и пепел по полям рассыпали.

Бабка и дед кланяются. Поздравляем вас с веселым праздником!

Отрывок сценки из сценария к «Празднику Букваря»

Ведущий. Здравствуй, зайчик!

Зая. Здравствуйте, ребята! Я шел к Вам на праздник и по дороге нашел книгу!

Ведущий. А ну-ка зайка, покажи нам эту книжку!

Зая. Вот!

Ведущий. Ребята, знакома вам эта книжка?

Дети. Да, это букварь.

Зая. А что это такое, букварь, зачем он нужен, я его понюхал, даже погрызть попробовал, но он оказался невкусным! Вот если бы я морковку нашел или капустку.

Ведущий.  Что ты зая, книжки не едят, их читают!

Зая. А как это читают?

Ведущий. Сначала ребята изучают звуки, а потом каждому звуку букву дают!

Зая. Ха, когда я морковку грызу на весь лес слышно, что про это можно в книжке прочитать?

Ведущий. Конечно! Садись, зая, поудобнее.

Звуки слышим мы вокруг,

Я, и ты, и он – мой друг!

(идет запись и изображение звуков)

Мальчик. Ложка бьется о тарелки! Звук?

Дети. Звук!

Мальчик. Булькает вода в бутылке! Звук?

Дети. Звук!

Девушка. А вот топну я ногой! Звук?

Дети. Звук.

Девушка. Я похлопаю рукой! Звук?

Дети. Звук.

Мальчик. Ветер воет – это звук?

Дети. Звук.

Мальчик. Старый заскрипел сундук – звук?

Дети. Звук.

Девушка. Дудка громко заиграла. Звук?

Дети. Звук.

Мальчик. А гармошка зазвучала. Звук?

Дети. Звук.

Девушка. Замяукали котята! Звук?

Дети. Звук.

Мальчик. А заплакали девчата. Звук?

Дети. Звук.

Ведущий. Попрошу ребят я сесть – звуков столько, что не счесть. И поэтому решили люди звуки все собрать, каждому по букве дать.

Зая. А, ну теперь я понял! Побегу в лес, расскажу всем, что такое звуки и буквы!

Отрывок кукольного представления из мероприятия «День здоровья»

Автор. Жили 2 брата, 2 зайца в лесу. Один большой, другой маленький!

Заяц 1. Брат, скорей вставай, нам в школу пора. Надо еще зарядку сделать!

Заяц 2. Не хочу зарядку, я спать хочу!

Заяц 1. Будем спортом заниматься,

И водою обливаться,

Нам таблетки не нужны

С физкультурой мы дружны!

(делает упражнения)

Заяц 2. (Храпит….)

Заяц 1. Брат, вставай, пора умываться!

Заяц 2. Не хочу, вода холодная….(хнычет)

Заяц 1. Брат, пора в школу идти! Давай побежим по дорожке, потренируем наши ножки!

Заяц 2. Не хочу я бегать, прыгать. Тяжело мне ножкой двигать… Я тихонечко пойду, вдруг ударюсь, упаду… (с ленцой, зевает, садится на пенек) Ох, устал, сяду, отдохну…

Автор. Один зайчик в школу вприпрыжку поскакал, другой лениво в лесу зевал. На встречу идет волк, серый бок. Увидел он зайчика, решил его догнать и съесть. Да не тут-то было. Ведь зайчик спортом занимался, зарядку по утрам делал. Как не старался волк, а догнать зайку не сумел. Идет он, а навстречу ему его брат шагает. Подошел к нему волк и спрашивает:

Волк. Зайчик, зайчик! Куда путь держишь?

Заяц 2. В школу иду…

Волк. А давай в догонялки поиграем. Если ты меня догонишь, то я тебе конфетку дам. А если я тебя догоню, ты будешь моей конфеткой!! (злобно смеется)

Побежал заяц, а волк за ним….

Заяц. Ох, устал, ох, не могу. Ох, ребятки, пропаду! (бежит, тяжело вздыхает)

Волк догоняет зайца… Хватает его и смачно причмокивает…

Волк. Вот, попался мой обед! Догнал тебя я, старый дед! Ха-Ха-Ха!

В это время выбегает зайчик 1.

Зайчик 1. А ну-ка волк, уходи! Брата моего освободи!

А не то я тебя поколочу!!!

Волк. Ты? Меня?

Заяц идет на него с кулаками.

Волк. Ой, боюсь, боюсь… Не дерись, я старый, больной волк. На своего брата, забери… Только расскажи, как ты стал таким силачом!??

Зайчик.

Рано утром я встаю,

И при солнце, и в ненастье

Открываю окна настежь.

Приступаю я к зарядке.

Вместе пятки, врозь носки –

Приседанья и прыжки!

Сто веселых упражнений со скакалкой и мячом,

Будешь делать их без лени,

Тоже станешь силачем!

Заяц 2. Я понял! Зарядка всем полезна, зарядка всем нужна,

От злого, злого волка спасает нас она!

Волк. Раз, прыжок, два прыжок,

И опять присядка…

Ох, нелегкая она, заячья зарядка!

Автор. Вот и сказки конец, а кто слушал молодец!

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 28)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Варианты педагогического взаимодействия классного руководителя
2. Характеристика социально-проектной деятельности студентов
3. Взаимодействие образовательных учреждения дополнительного образования детей с общеобразовательными учреждениями на основе создания интеллектуально-игровой площадки в Центральном районе
4. Творческий проект в воспитательной работе школы
5. Использование метода проектов в формировании компетенций учащихся 9-х классов при итоговой аттестации по образовательной области «Технология»
6. Живая газета «Пламя» как результат проектной деятельности Клуба Юных Историков «Время» МБОУ гимназии № 13
7. Организация воспитательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями
8. Адаптационный период в 5-х классах
9. Классный час «Туберкулёз и его профилактика»
10. В Год Учителя об Учителях и не только… (из копилки Н.В. Шевелёвой, учителя и классного руководителя МБОУ СОШ № 129)
11. Что значит для меня УЧИТЕЛЬ?