Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Организация проектной и исследовательской деятельности в образовательных учреждениях»
Выпуск №30 Октябрь 2010 | Статей в выпуске: 111


Все статьи автора(2) Екатерина Владимировна Шустова,
психолог МБОУ гимназии № 13
Центрального района г. Новосибирска

Адаптационный период в 5-х классах

Известно, что возможность успешного продвижения школьников на этапе перехода из младшей школы в среднюю зависит от их способностей успешно адаптироваться к изменениям условий обучения. К таким изменениям относится то, что в средней школе обучение становится предметным, появляются разные учителя и ребенку необходимо уметь гармонично совмещать разнообразные переживания, разные, часто противоречивые стили и требования учителей и на этой основе формировать целостную и непротиворечивую самооценку.

Периоды адаптации к новым условиям и активного формирования личности нередко характеризуются наличием высокого уровня тревожности. Тревожность – это свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать тревогу и страх в специфических социальных ситуациях. Наличие тревожности – свидетельство нарушений в личностном развитии. Тревожность мешает нормальной деятельности, полноценному общению и развитию ребенка, познанию им себя и мира.

Школьная тревожность – специфический вид тревожности, проявляющийся в учебной деятельности. Повышенная школьная тревожность отрицательно влияет на развитие ребенка и препятствует успешной учебной деятельности.

Существуют различные виды и формы тревожности, каждую из них необходимо вовремя выявить и найти оптимальный, индивидуальный путь преодоления. Но все это задача школьного психолога, так чем же может помочь ребенку педагог самостоятельно, не прибегая к чьей-либо помощи? Существуют определенные признаки тревожности, которые доступны наблюдению педагога:

1. Постоянно крутит что-то в руках, теребит бумагу, одежду, волосы.

2. Потирает руки, крутит пальцы, теребит кончик носа.

3. Грызет ручку, одежду, волосы, ногти.

4. Напряжен, скован, не может расслабиться.

5. Повышенная суетливость, много лишних жестов, все время что-то роняет, теряет.

6. Теряется, когда обращаются внезапно, задают дополнительный вопрос.

7. Сбивчивая, неровная речь.

8. Постоянно исправляет ответ, работу, без существенного улучшения ее качества, постоянно извиняется.

9. Напряженно следит за реакцией педагогов, улавливает малейшие изменения лица и др.

10. Часто плачет, наблюдаются другие физиологические реакции.

11. Легко краснеет, бледнеет, лицо покрывается пятнами.

12. В значимых ситуациях сильно потеет.

13. Сильно дрожит, дрожат руки.

14. Сильно вздрагивает при неожиданном обращении, неожиданных звуках.

Необходимо помнить, что мало выявить тревожного ребенка, общение с ним необходимо строить по определенным принципам, таким как:

– Родители и учителя не должны подрывать авторитет друг друга.

– Необходимо доверять ребенку. Недоверие порождает тревогу, неуверенность – внутренние конфликты.

– Взрослые не должны быть противоречивыми в своих действиях, словах, поступках.

– Честность, доверие, безусловное принятие – основа эмоционального благополучия ребенка. Он должен знать: он хороший, любимый.

– Помогать ребенку находить ситуации, в которых он будет успешен. Хвалить его чаще, быть щедрым на проявления любви и ласки. Повышать самооценку ребенка.

– Научиться распознавать проявления тревоги ребенка, чтобы не ругать за то, за что нужно пожалеть, не требовать того, что он не может выполнить.

– Слабым местом тревожных детей часто является повышенная утомляемость.

– Важно сохранить эмоционально глубокие отношения с ребенком для оказания ему помощи и поддержки.

– Проявлениями тревожности могут быть агрессивность или апатия. Они, чаще всего, являются следствием завышенных или непоследовательных требований.

– Нельзя отвечать агрессией на агрессию детей. Нельзя при апатии ребенка пытаться расшевелить его насмешками, укорами, ложными обещаниями.

– Необходимо учитывать, что тревожный ребенок сам находит какой-то способ борьбы с тревогой, например, фантазии. Их нужно уважать и использовать, чтобы помочь ребенку.

При переходе в среднее звено некоторые дети строят свои отношения со сверстниками как бы заново, находят новое место в системе межличностных отношений класса, по-новому воспринимают позицию школьника. На фоне адаптационного периода это не всегда проходит гладко и безболезненно.

Я предлагаю несколько игр, которые на классном часу может провести классный руководитель, что поможет детям быстрее адаптироваться в условиях средней школы, что поможет избежать возможных признаков дезадаптации и повышенной тревожности. Кроме того, классный руководитель, наблюдая за ходом игры и участвуя в ней, быстрее знакомится со своими воспитанниками, определяет лидерский потенциал класса.

Сценарий большой психологической игры «В поисках дружбы»

Методика «Герб коллектива»

Методика «Какой у нас коллектив»

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 13)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Варианты педагогического взаимодействия классного руководителя
2. Характеристика социально-проектной деятельности студентов
3. Взаимодействие образовательных учреждения дополнительного образования детей с общеобразовательными учреждениями на основе создания интеллектуально-игровой площадки в Центральном районе
4. Творческий проект в воспитательной работе школы
5. Использование метода проектов в формировании компетенций учащихся 9-х классов при итоговой аттестации по образовательной области «Технология»
6. Живая газета «Пламя» как результат проектной деятельности Клуба Юных Историков «Время» МБОУ гимназии № 13
7. Организация воспитательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями
8. Адаптационный период в 5-х классах
9. Классный час «Туберкулёз и его профилактика»
10. В Год Учителя об Учителях и не только… (из копилки Н.В. Шевелёвой, учителя и классного руководителя МБОУ СОШ № 129)
11. Что значит для меня УЧИТЕЛЬ?