Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Организация проектной и исследовательской деятельности в образовательных учреждениях»
Выпуск №30 Октябрь 2010 | Статей в выпуске: 111


Все статьи автора(23) Наталья Валерьевна Шевелёва,

учитель технологии,
руководитель МО классных руководителей
МБОУ СОШ № 129 Ленинского района г. Новосибирска

В Год Учителя об Учителях и не только… (из копилки Н.В. Шевелёвой, учителя и классного руководителя МБОУ СОШ № 129)

ПЕРВЫЙ В ХХI-ом…

 

Что значит слово «Учитель»?            Царили добро и покой.

Наставник, мудрец, человек?           И солнцем душа светилась

Значенье какое важнее,                 В каждом из нас с тобой!

Спорьте хоть целый век.                Он умеет помочь и поможет,

Думаю, просто профессией             Коль беда приключилась вдруг.

Назвать учителя мало:                    Умеет понять и услышать,

Выбрать своё призвание                Как самый надёжный друг!

Судьба ему указала.                      Он сделать так может, чтоб зёрна

Нет среди нас такого,                    Таланта большого в детях

Кто прожил бы без учителя!            Взошли, расцветали и крепли,

Руки врача и портного,                  Как главное чудо на свете!

Учёного и водителя                        Конечно, учителю трудно:

Знают бесценную силу,                    Душа постоянно в работе,

Данную им учителем.                      В стремленьи отдать свои знанья,

Каким быть должен учитель –          В нелёгкой о детях заботе.

Учитель, которого ждут?                 Наградой учителю служит

Вопрос непростой, учтите,              Свет детских восторженных глаз,

Ответишь не в пять минут.              Умение мыслить и слушать,

Он знает, как быть Человеком,       Взращённое в каждом из нас!

Не лгать, не кривить душой.           Теперь я, пожалуй, отвечу,

Поможет он стать ребёнку              Что слово «Учитель» значит.

Не кем-то! – самим собой!              Это – Судьба и Призванье,

Он хочет, чтоб в этом мире             Творчество, Вера, Удача

 

ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ

/Молодым педагогам посвящается…/

Вы молоды и многого не видели,

Но я скажу вам, сердце не тая,

Что той профессии, которую вы выбрали,

Всецело нужно посвятить себя!

 

Зарыться нужно в лекции, учебники

И подружиться с толстыми томами,

При этом помня, вы ведь педагоги!

Не обойдётесь общими словами.

 

Пусть люди говорят о нас по-разному,

Пусть нас грызёт порою пессимизм,

Нам высшее доверие оказано –

Ответственность за всю ребячью жизнь!

 

 

ОСТРОВОК ШКОЛЬНОЙ МУДРОСТИ

/Посвящение учителям/

 

«Любовью дорожить умейте!» –

Однажды так сказал поэт.

Её вы хольте и лелейте,

Любви прекрасней чувства нет!

 

Любовь учителя иная,

Она не ведает границ,

Ведь у него семья большая,

В ней столько разных детских лиц!

 

А сколько глаз – пытливых, дерзких,

Смышлёных, грустных, озорных.

А сколько душ – ранимых, нежных,

Открытых и таких родных!

 

Любовь рассудит и подскажет,

Любовь поможет и простит.

Любовь ребёнка окрыляет,

И честные сердца растит.

 

«Любовью дорожить умейте!» –

Когда-то так сказал поэт.

Любовью вы сердца согрейте,

И больше счастья в мире нет!

 

 

ДОРОГА, КОТОРУЮ МЫ ВЫБРАЛИ…

/Учителям-трудягам/

 

Настал учебный год. Учителя-бедняги

Учить готовы наш шальной народ,

С утра до вечера они, трудяги,

Все в школе: дел у них невпроворот.

 

Опять с журналами по школе мчатся,

Опять с тетрадками везде снуют.

И никаких вопросов не боятся,

И на любой вопрос ответ дадут.

 

Опять контрольные проводят рьяно,

Конспекты пишут по ночам для нас.

И по утрам приходят в школу рано,

Чтоб разуму-уму учить свой класс.

 

Пусть будет больше радости, удачи,

Успехов, счастья, мира и тепла!

Навряд ли в жизни есть важней задача,

Чем та, что в школу всех нас привела.

 

 

МЕЛОДИЯ ПАМЯТИ

/Моему классному руководителю,

учителю русского языка и литературы,

прошедшей фронт и войну,

Елене Кузьминичне Набытновой посвящается…/

 

Всё было: и военные дороги,

Свет солнца и любимых глаз…

И, вглядываясь в прожитые годы,

Я с тёплым чувством вспоминаю Вас.

 

Ведь это Вы мне в душу заронили

Любовь к Земле, к живущим на Земле,

К родным лесам и нивам изобильным,

И к тёплым ароматам тополей.

 

Пример брала с Вас, шла к Вам за советом,

Наградой был взгляд ваших глаз живых.

Вы столько дали мне тепла и света,

Что хватит обогреть десятерых!

 

И это Вы в меня вдохнуть сумели

Стремление всегда идти вперёд.

И Вы учили добиваться цели,

И не бояться никаких невзгод.

 

Вы отдавали всё большой работе,

Вы в детских душах сеяли мечту.

Спасибо Вам за то, что жили!

За Ваших дел и мыслей красоту!

 

Пройдёшь ты все удачи и невзгоды,

Познаешь с ними горечь и успех.

Быть педагогом – трудная работа,

Работу эту выдержат не все.

 

Но надо, всё же, выстоять сраженье,

Бороться надо, рук не опускать.

И помнить, что тебе доверено

Сердца ребячьи зажигать!

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ,

или ШКОЛЬНЫЕ МАНЕРЫ В РАССКАЗАХ И ПРИМЕРАХ

 

Заповеди классного руководителя:

Злость и тоску оставляй за порогом,

С улыбкой к людям иди!

А шутка лучше, чем крик поможет:

Побольше работай, поменьше кричи!

 

Думай, прежде чем обещать!

Об этом думай всегда.

Пообещал – обязан выполнять –

Вторая заповедь твоя!

 

Не унывай – бывают неудачи,

Не уставай искать и познавать!

А неудачам дай ты сдачи

И знай: иначе быть нельзя!

 

Копилка педагога не пустеет,

Её пополнить дело всех!

А кто, горя, других зажечь сумеет,

Того в работе ждёт успех!

 

Кипучей жизнью живи,

Не будь ты варёным раком.

Сумей в себе вожака найти,

Ты подаёшь пример ребятам!

 

Не быть скукоте и серости

Там, где классный руководитель живёт!

Поможет, научит, расскажет,

Всегда на помощь придёт!

 

Совет педагогам:

Не надо воевать с ребятами,

Смешливыми и шутоватыми,

Самолюбивыми, лохматыми,

Застенчивыми, угловатыми,

Надменными акселератами,

Трусливыми и хамоватыми,

Пустыми, скрытыми, пассивными,

Красивыми и некрасивыми,

Прямыми, вспыльчивыми, дерзкими,

Со всеми их словами детскими,

Которые запоминать

И после их припоминать

Не надо!

Так как же их простить?

Да так вот…

И не надо мстить!

Не надо воевать с ребятами –

Во всем, конечно, виноватыми.

 

Не бейте детей!

Не бейте детей, никогда не бейте!

Помните, вы бьёте в них самих себя,

Неважно, любя их иль не любя,

Но делать такого вовек не смейте!

Вы только взгляните: пред вами – дети,

Какое ж, простите, геройство тут?!

Но сколько таких, кто жестоко бьют,

Вложив чуть не душу в тот чёрный труд,

Заведомо зная, что не ответят!

Кричи на них, бей! А чего стесняться?

Ведь мы ж многократно сильней детей!

Но если по совести разобраться,

То порка – бессилье больших людей!

И сколько ж порой на детей срывается

Всех взрослых конфликтов, обид и гроз.

Ну, как же только рука поднимается

На ужас в глазах и потоки слёз?!

И можно ль распущенно расслабляться,

Калеча и душу, и детский взгляд,

Чтоб после же искренно удивляться

Вдруг вспышкам жестокости у ребят.

Мир жив добротою и уваженьем,

А плётка рождает лишь страх и ложь.

И то, что не можешь взять убежденьем –

Хоть тресни – побоями не возьмёшь!

В ребячьей душе всё хрустально-тонко,

Разрушим – вовеки не соберём.

И день, когда мы избили ребёнка,

Пусть станет позорнейшим нашим днём!

Когда-то подавлены вашей силою,

Не знаю, как жить они после будут,

Но только запомните, люди милые,

Они той жестокости не забудут!

Э. Асадов

 

 

ПУСТЬ БЬЁТ, СМЕЯСЬ, ЖЕСТОКАЯ МОЛВА,

ТЫ НЕ СКУПИСЬ НА ДОБРЫЕ СЛОВА…

 

Валентина Васильевна Зырянова – наша землячка,

свекровь учителя СОШ № 129 Зыряновой Оксаны Викторовны,

живёт в Новосибирске, на Юго-Западном ж/м,

работает на хлебокомбинате «Восход»,

член СНОП /Студии Новосибирских Поэтов

 

Твори Добро!

Добрее будь, пусть солнце улыбнётся,

И брошенное семя прорастёт,

Загаданные сбудутся желанья,

И будет добрым наступивший год.

 

Храни добро, обид не замечая,

Цени добро, будь чист и откровенен.

Твори добро, взаимность получая,

Дари добро, и будь благословенен.

 

Дари Добро

Жизнь так прекрасна, ты её цени.

С усердием науки познавай.

Достоинство своё всегда храни.

Смиряясь, на милость божью уповай.

Пусть рядом будет искренность с тобой.

Во лжи и фальши, верь мне, проку мало.

Коль зависть есть, руби её косой.

Не удалось, начни опять сначала.

Зла не храни, и сможешь всё простить.

От преданных друзей не отрекайся.

Уйдя, о многом можешь позабыть,

Но к отчему порогу возвращайся.

Пускай щедроты будут без границ,

Не помутит рассудок серебро,

Перелистая множество страниц,

Поймёшь, что нужно всем дарить добро!

 

Умей любить

Умей любить, хоть ненависть кипит,

Тепло души старайся распознать,

Не бойся ощутить чужую боль,

Умей, повелевая, сострадать.

Откликнись, помоги в беде другим,

Протянутые руки поддержи,

Заблудший путник, поделись с ним кровом,

И путь ему дальнейший укажи.

Смиряясь, прими болезни и невзгоды,

Песчинка в мире, жизнь твоя мгновенье,

Но сколько тебе нужно, человек,

Для этой жизни воли и терпенья?

Не сетуй, что ты не был на банкетах,

Что не пришлось пожить тебе богато,

Свой крест по жизни каждый пронесёт.

Будь человек во всём! – вот это свято.

 

 

ПОКА ГОРИТ СВЕЧА…

/Из книги Н. Спириной «Сказы»,

Новосибирское Рериховское Общество, 1998/

 

Две свечи

 

Лучше зажечь свечу,

Чем всю жизнь проклинать темноту.

«Жаль мне тебя, – сказала незажжённая свеча своей зажжённой подруге. – Короток твой век. Ты всё время горишь, и скоро тебя не станет. Я много счастливее тебя. Я не горю и, следовательно, не таю; лежу спокойно на боку и проживу очень долго. Твои же дни сочтены».

Отвечала горящая свеча: «Я нисколько не жалею об этом. Моя жизнь прекрасна и полна значения. Я горю, и воск мой тает, но от моего огня зажигается множество других свечей, и мой огонь от этого не убывает. И когда воск и фитиль сгорят, то огонь мой – душа свечи – соединится с огнём пространства, частицей которого он являлся, и я снова вольюсь в свой великолепный и сияющий огненный дом. А здесь я светом своим разгоняю мрак ночи; радую глаз ребёнка на праздничной ёлке; оздоровляю воздух у постели больного, ибо возбудители болезней не выносят живого огня. Разве короткая жизнь моя не прекрасна?! И мне жаль тебя, незажжённая моя сестра. Жалка твоя участь. Ты не выполнила своего назначения; и где душа твоя огонь? Да, ты пролежишь в сохранности долгие годы, но кому ты нужна такая и какая радость и польза от тебя?

Право, «лучше гореть, нежели почивать», потому что в горении жизнь, а в спячке смерть. И ты жалеешь меня, что я скоро сгорю и перестану жить, но ты, в твоём сохранном бездействии, и не начинала существовать, и так и умрёшь, не начав. А жизнь пройдёт мимо».

Так говорили две свечи.

 

Ларец Сокровищ

 

Послушайте, люди! Идите, идите из дома,

Живите, дышите, смотрите, не будьте прохожими.

Не верьте, что жизни наполнены днями похожими.

Так просто и горько себя незаметно обкрадывать.

Живите сегодня, не надо на завтра откладывать!

Дал отец своему сыну, перед уходом последнего в дальний путь, небольшую шкатулочку и сказал: «Много будешь ты странствовать по свету, много увидишь, услышишь, почувствуешь и поймёшь. Запомнить всё и удержать в памяти не дано. Но вот даю тебе на дорогу ящичек, называемый «ларец сокровищ». Понесёшь его неотлучно с собой, и всё, чем обогатишься, будет откладываться туда на вечное сохранение. И помни – ничто не пропадёт. Иди, учись и собирай».

И пошёл сын в дальнее-дальнее странствие, взяв с собой завещанный ларец. И был каждый день его странствий, как целая жизнь, так много узнавал, видел и совершал он. Он не отказывался в пути ни от какой работы. В одной стране он был земледельцем, в другой был мастеровым, в третьей был художником, в четвёртой был ученым. Невозможно перечислить всё, кем он был и что он узнал, освоил и сделал. Всё узнанное и понятое складывалось в его сокровенный ларец, который был всегда при нём. Все знания, вся красота, все звуки, цвета и ароматы, весь опыт великой Жизни, состоящей из множества жизней, – все сохранялось в ларце.

И вот настал, наконец, сыну срок возвращаться к отцу в свой родной дом. Далеко ушёл он от дома в своих странствиях. Трудно было возвращение. Нужно было идти через непроходимые леса, высочайшие горы, моря и бездны. Много было и опасностей на пути. И хотелось сыну принести любимому отцу как можно больше ценных подарков. Долго отбирал он лучшее, что у него было, и, наконец, собрал и упаковал самые ценные свои сокровища. Тут было и золото, и драгоценные камни, и богатая одежда, и редкие книги, и многое, многое другое. И с этим тяжелым грузом отправился человек в обратный путь, к своему родному дому. И вот, по мере продвижения к цели, начал он терять одни за другими все свои вещи; часть груза затонула во время плавания по морю в жестокую бурю. Драгоценности отняли напавшие в узком ущелье разбойники с большой дороги. Во время перехода через безводную пустыню часть каравана погибла, и не на чем было нести не менее тяжёлый груз, и пришлось бросить его в песках; и уже совсем недалеко от родной страны надо пересечь высочайший снежный хребет, и перед восхождением пришлось оставить все свои вещи, так как забраться на вершину можно лишь без всякой поклажи.

Так пришёл сын в родной дом с пустыми руками, и горько было у него на сердце, что ничего не сумел доставить он отцу, порадовать его и показать, что недаром он так долго жил и работал в чужих краях. Так предстал он перед отцом.

Велика была радость встречи после долгой разлуки. Долго рассказывал он отцу, как жил в чужих краях, как работал и учился. Наконец отец спросил сына: «Что же ты принёс с собою?». Смутился сын и в печали поведал отцу обо всех своих злоключениях и о том, что приехал он с пустыми руками. «А ларец ты сохранил?» – спросил отец. «Ларец всегда при мне» – ответил сын. «Открой его и покажи мне» – велел отец. И был открыт сокровенный ларец, хранилище сокровищ, и там было всё, что накопил человек за все свои бесчисленные странствия, труды и постижения. Там был весь опыт многообразной жизни, через которую проходил он. Все знания, вся красота, все таланты, приобретённые упорными трудами, все способности и навыки, все впечатления и картины всего виденного, все лучшие качества, выкованные в многочисленных испытаниях жизни; одним словом, всё то, что создаёт из человека существо полноценное, тот идеал, к которому в глубине сердца стремится каждый.

«И ты говоришь, что ты ничего не принес мне? – воскликнул отец. – А сокровища ларца?! Ведь именно за этим я и посылал тебя в долгий путь Жизни. Ты принёс то, что всегда твоё и в то же время всегда общее, твоя часть вклада в великую чащу сокровищ Вселенной. И ты будешь раздавать из ларца сокровища без числа, но богатство твоё будет от этого только расти и приумножаться, ты вступишь в другие миры и другую жизнь, и будешь приобретать новые сокровища опыта, знаний и совершенств. Познай же радость вечного пути!».

И вспыхнул человек всеми огнями своих накоплений, и окружился светом радуги, и понял мгновенно он всю свою жизнь, всё, что было и для чего всё совершалось. И с ларцем, полным ценностей прошлого, взошёл на новую ступень жизни, чтобы продолжать собирать сокровища во всевмещающее хранилище нетленных накоплений.

 

 

ШКОЛА – ЭТО МАЛЕНЬКАЯ ЖИЗНЬ…

 

О воспитании

Сперва любить – потом учить.

Я. А. Коменский

 

Дети, привыкшие к критике,

Учатся осуждать.

Дети, враждою воспитанные,

Знают, как нападать.

Дети, выросшие в насмешке,

Слишком робкие, неуспешные.

Много и часто стыдимые,

С виною своей неразлучны.

Из них только те терпимые,

Что терпимости были научены.

Воспитанные справедливостью,

Учатся дети доверию.

А с собою живут в ладу, –

Воспитанные одобрением.

Воспитанные ободряющим словом,

Умеют верить в себя,

Одарённые дружбой, любовью,

Любят меня и тебя.

Взращённые похвалою,

Умеют хорошее видеть.

Наученные злобой людскою, –

Лишь унижать, ненавидеть.

 

 

ПО СТРУНАМ ДУШИ…

 

/Песенные переделки/

 

Песня «ГОДУ УЧИТЕЛЯ»

(мотив песни И. Крутого «Неоконченный роман»)

 

1.

Есть тысяча дорог,

Но наша лишь одна – Учитель.

О, боже, как трудна

И как же дорога она!

Единством мы сильны

И верой скреплены.                        2 раза

И светлая мечта у нас одна.

 

Припев:

Учитель встанет

В тесный дружный круг,

И улыбнётся смело другу друг.

И, тяжесть жизненных забот стряхнув,

О любви все споют.

Дари улыбку детям и тепло,

Ведь в этой жизни тебе повезло,

Учитель самый молодой всегда,

Хоть грустит иногда.

 

2.

Немало между нами

Радостных воспоминаний

О том, как наполнялась

Школа светом и теплом.

Уютно здесь для всех,

Звучит весёлый смех.                              2 раза

Учитель – вот заявка на успех.

 

Припев: тот же

 

 

Мы-педагоги (на мотив песни «Погода в доме»)

 

1. Мы педагоги и гордимся этим,

Мы дарим детям теплоту сердец.

Но, до чего же, труд наш неприметен,

Когда его заметят, наконец?

Припев:

Главней всего нам смех ребёнка,

А всё другое – ерунда.

Мальчишки наши и девчонки                         2 раза

Пусть будут в жизни счастливы всегда.

 

2. Какой прогноз – дожди или ненастье,

Нагрянет ли нечаянно беда?

Но нам работа наша так желанна,

Что не изменим ей мы никогда.

 

3. Шумят рекламы, спорят депутаты

И цены запредельные растут.

Ну а в любимой школе все ребята

И верят нам, и любят нас, и ждут.

 

 

 

С ДНЁМ УЧИТЕЛЯ (на мотив песни «Городские цветы»)

 

1.Вот опять

В нашей школе начнётся урок.

И учитель встречает ребят.

Но звучит

По-особому как-то звонок

В этот праздничный день октября.

Припев:

Снова осень листвой

Под ногами шуршит.

Мы с букетами в школу

Cегодня спешим.

С Днём учителя Вас

Мы поздравить хотим,

Счастья Вам и любви

Пожелать от души.

2. Каждый день

Вы с улыбкою входите в класс

Нам от этой улыбки теплей.

Ваш урок –

Словно добрая сказка для нас.

И за парту спешим мы скорей.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 64)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Варианты педагогического взаимодействия классного руководителя
2. Характеристика социально-проектной деятельности студентов
3. Взаимодействие образовательных учреждения дополнительного образования детей с общеобразовательными учреждениями на основе создания интеллектуально-игровой площадки в Центральном районе
4. Творческий проект в воспитательной работе школы
5. Использование метода проектов в формировании компетенций учащихся 9-х классов при итоговой аттестации по образовательной области «Технология»
6. Живая газета «Пламя» как результат проектной деятельности Клуба Юных Историков «Время» МБОУ гимназии № 13
7. Организация воспитательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями
8. Адаптационный период в 5-х классах
9. Классный час «Туберкулёз и его профилактика»
10. В Год Учителя об Учителях и не только… (из копилки Н.В. Шевелёвой, учителя и классного руководителя МБОУ СОШ № 129)
11. Что значит для меня УЧИТЕЛЬ?