Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Организация проектной и исследовательской деятельности в образовательных учреждениях»
Выпуск №30 Октябрь 2010 | Статей в выпуске: 111


Все статьи автора(8) Татьяна Дмитриевна Трубина,

заместитель директора по УВР

МАОУ «Вторая Новосибирская гимназия»

Ленинского района г. Новосибирска

Роль и место современных образовательных технологий в учебном процессе начальной школы

В последнее время особое внимание в педагогической науке уделяется проблемам теоретического обоснования, разработки и оперативного внедрения в образовательный процесс современных образовательных технологий, ориентированных на достижение высоких и устойчивых результатов педагогической деятельности. Образовательные технологии разрабатываются на основе современных достижений в области педагогики, психологии, физиологии высшей нервной деятельности, социологии, информатики и других наук и таким образом аккумулируют в себе их инновационный потенциал. В основу технологического подхода положена общая идея воспроизводимости учебных процедур, распространяемая на весь учебный процесс, адаптированности друг к другу всех элементов педагогической системы: целей, содержания, методов, средств обучения, способов организации познавательной деятельности учащихся. Как отмечается в педагогической литературе (В.В. Гузеев, В.Г. Гульчевская, Г.Ю. Ксензова, М.А. Чошанов, Г.К. Селевко), технологический подход в обучении становится ведущим в решении проблем обеспечения необходимого качества образования.

На сегодняшний день в педагогике существуют разные подходы к понятию образовательной технологии. Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько). Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Мы рассматриваем образовательную технологию как содержательно-операционную деятельность, направленную на достижение целей воспитания, обучения и развития с учетом планируемых результатов.

За основу классификации образовательных технологий мы взяли подход, предлагаемый авторами Сиденко А.С. и Сологуб В.А. (АПКиПРО), дополнив его здоровьесберегающими и информационными технологиями с учетом опыта работы гимназии.

Таким образом, в образовательном процессе гимназии используются следующие типы образовательных технологий:

– исследовательские (проблемно-поисковые);

– коммуникативные (дискуссионные);

– имитационного моделирования (игровые);

– психологические (самоопределенческие);

– деятельностные;

– здоровьесберегающие;

– информационные технологии, поскольку приоритетный национальный проект «Образование» определяет информатизацию ключевым направлением модернизации всей системы.

Внутри каждого типа образовательной технологии имеются отдельные, в том числе и авторские. Одна из таких технологий – «Образ и мысль», введенная в качестве факультативного курса в расписание занятий второклассников и третьеклассников. Критерии эффективности авторских технологий следующие: осознанность деятельности учителя и учеников, мобильность, здоровьесберегающий характер, целостность, открытость, контролируемость.

Особое место в работе учителей отводится использованию исследовательских технологий. Процесс исследования направлен на «обучение через открытие». Ученики начальной школы совершают «открытие» законов, явлений, закономерностей. Ведущей деятельностью является исследовательская. Результаты своих первых практических исследований ребята представляют на традиционной гимназической конференции младших школьников «Достижения юных», на конференции муниципального уровня «Мое первое исследование» и экологического турнира младших школьников «Седьмой лепесток», а начиная с января 2008 года гимназисты представляют свои исследования на суд высокого жюри Всероссийского уровня в рамках конференции «Юный исследователь», МАН «Интеллект будущего».

Технология проектного обучения позволяет младшим школьникам самостоятельно приобретать знания из разных источников и пользоваться ими для решения познавательных и практических задач. Работая в разных группах, ребята приобретают коммуникативные умения. Гимназисты первой ступени обучения вместе с педагогами разрабатывают индивидуальные и групповые проекты, практико-ориентированные проекты.

Долгосрочным проектом, реализуемым в начальной школе с 2005-2006 учебного года, является газета «Переменка». В октябре 2009 года ребята третьих и четвертых классов приняли участие в проекте «Я гражданин своей страны», который был реализован в формате деловой игры. В процессе игровой деятельности выбор роли самим его участником позволяет привнести личностный смысл в осуществляемую деятельность, позволяет частично вынести мышление из рациональной сферы в сферу фантазии, преображающей реальную действительность. Благодаря использованию технологии проектного обучения у детей формируются навыки, необходимые в практической, созидательной деятельности, умения своевременно адаптироваться к условиям современного мира.

Педагогический коллектив гимназии осознает свою возросшую роль в сохранении и укреплении здоровья учащихся. В связи с этим в образовательном процессе значительно возросла роль здоровьесберегающих технологий. Нами разработана и внедряется программа «Здоровье гимназиста – забота гимназии», включающая подпрограмму «Медико-психолого-педагогический мониторинг показателей здоровья гимназистов». Программа объединяет усилия сотрудников лечебно-оздоровительного центра и службы питания гимназии, учителей, родительской общественности. Так, в марте 2008 года кафедрой здоровья совместно с учителями начальных классов был запущен проект «Кто, если не я?!», конечным продуктом проекта стала разработка критериев школьного благополучия первоклассника. Мы выделили 5 критериев: интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление физического здоровья, положительное эмоциональное состояние и доверие родителей к образовательному учреждению. Данные критерии позволили нам комплексно подойти к проблеме адаптации ребенка в первый год обучения, а в конце учебного года в каждом первом классе было проведено итоговое родительское собрание. Сценарий собрания был представлен на конкурс, инициированный новосибирским отделением Российского детского фонда, и был отмечен дипломом второй степени. Проведение итоговых собраний, на которых говорят об успехах каждого ребенка и достижениях класса в целом по всем составляющим понятия здоровья, становится нашей традицией.

Формирование ключевых компетентностей обучающихся – неотъемлемая часть ежедневного процесса обучения наших гимназистов. Это позволяет нам решать проблему успешности обучения (качество обученности в параллелях 2-4 классов составляет – 92%), расширять рамки деятельности гимназистов (участие в творческих конкурсах международного, всероссийского и муниципального уровней, таких как «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Золотое руно», «Лукоморье», дистанционные олимпиады центра «Эйдос» и Малой Академии детских наук города Обнинска).

Если учитель привыкает жить в полном согласии с внешне заданными нормами и правилами, его инновационные способности гаснут. Желание идти вперед, творить, быть интересным детям – вот, что, на мой взгляд, отличает современного педагога.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 185)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Восхождение в храм науки: методологические и практические вопросы организации исследовательской деятельности учащихся во Второй Новосибирской гимназии
2. Организация исследовательской деятельности учащихся гимназии № 15 «Содружество»
3. Организация проектной и исследовательской деятельности в МБОУ СОШ № 78
4. Как организовать социально значимую проектную деятельность учащихся в образовательном учреждении
5. Поддержка талантливой молодежи в контексте новой образовательной инициативы «Наша новая школа»
6. Проектная деятельность младших школьников
7. Научно-практическая конференция «Достижения юных»: проект Второй Новосибирской гимназии по математике
8. Роль и место современных образовательных технологий в учебном процессе начальной школы
9. Проектная деятельность учащихся в процессе изучения английского языка на уроках и во внеклассной работе
10. От исследовательской деятельности к становлению творческой личности: опыт работы по организации научно-исследовательской деятельности школьников
11. Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы
12. Организация проектной деятельности на уроках иностранного языка
13. Создание мини-проектов при обучении биологии
14. Организация исследовательской деятельности учащихся
15. Социально-значимое проектирование учащихся
16. Междисциплинарный образовательный проект по экологическому образованию и просвещению для учащихся начальных классов «Осенины, осенины… Лесных сказок именины»
17. Организация исследовательской и проектной деятельности как важнейшее условие успешной социализации школьников
18. Использование метода творческих проектов на уроках технологии в начальных классах
19. Организация исследовательской деятельности учащихся начальной школы
20. Реализация проекта по формированию интереса к чтению у младших школьников
21. Единственный путь, ведущий к знаниям
22. Организация исследовательской деятельности учащихся
23. Мини-проект или проект «одного урока» при изучении истории и обществознания в 5-6 классах
24. Урок, реализуемый методом проектов
25. Маленькие исследователи
26. Использование метода проектов на уроках географии
27. Метод проектов на уроке географии
28. Безотметочное обучение учащихся в 1-м классе (из опыта работы)
29. Проект «Русская народная игрушка»