Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Организация проектной и исследовательской деятельности в образовательных учреждениях»
Выпуск №30 Октябрь 2010 | Статей в выпуске: 111


Все статьи автора(25) Людмила Николаевна Зезюля,

учитель английского языка
высшей квалификационной категории
МАОУ гимназии № 11 «Гармония» Октябрьского района
г. Новосибирска

Организация исследовательской и проектной деятельности как важнейшее условие успешной социализации школьников

Одной из актуальных задач социализации личности ребёнка является совершенствование организации исследовательской и проектной деятельности в образовательном учреждении.

Уже более восьми лет под моим руководством учащиеся гимназии № 11 «Гармония» готовят научно-исследовательские работы. Учащиеся, склонные к научно-исследовательской деятельности, получают возможность исследовать свои предположения, находить доказательства для них, проводить свои собственные исследования, разрабатывать собственные методики. Но главным условием реализации этой деятельности является работа на интерес ученика, а не подстраивание под цели педагога. Для этого учитель предварительно должен выяснить, каким багажом интересов и склонностей обладает каждый из этих учеников.

Исследовательская деятельность предоставляет большой простор для развития творческого, критического мышления ученика, расширяет его кругозор, приучает к самостоятельности в добывании знаний, готовит учащихся к дальнейшему обучению в вузах и колледжах. Ведь именно научно-исследовательская деятельность направлена на то, чтобы найти способы и пути развития активного, самостоятельного мышления ребёнка, научить не только запоминать и воспроизводить знания, которые даёт школа, а уметь применять их на практике.

В исследовательской деятельности от умения презентовать свой труд зависит оценка результата работы, поэтому ребята очень серьёзно готовятся к защите своих работ, сначала защищая их перед классом и отвечая на вопросы одноклассников. Юные исследователи имеет возможность использовать все доступные средства компьютерных технологий для того, чтобы сделать своё выступление более зрелищным. Защита исследовательской работы сопровождается презентацией, в подготовке которой ребята учатся составлять диаграммы, таблицы, текстовые рисунки и многое другое.

При оценивании проектов, как и при обучении в сотрудничестве, оценка не обязательно должна выражаться в виде отметок. В основе оценивания – качественно-описательные высказывания, суждения и характеристики: актуальность представленной работы, степень концентрации на проблеме, системность исследования, последовательность и т.д.

Изучение современной литературы по оцениванию достижений учащихся и организации проектной деятельности, анализ собственного педагогического опыта позволили разработать авторскую технологию, которая представлена в таблице, помещенной ниже. 

Критерии оценивания

 

Максимальная оценка

Содержание

 

1. Актуальность и полезность информации.

10

2. Полнота и подробность объяснения материала.

10

3. Грамотность лексики.

10

4. Наличие выводов, полученных на основе проведенных исследований.

10

5. Соответствует ли содержание презентации утвержденному Минимуму знаний по предмету и Стандартам обучения.

10

Дизайн

 

1. Внешний вид заголовков.

5

2. Соответствие фона.

5

3. Насколько легко читается текст.

5

4. Корректность в размещении схем и таблиц.

5

5. Использование анимационных эффектов.

5

Грамотность

 

1. Орфография и синтаксис.

15

Коллективная работа

(пункт для группового проекта)

 

1. Слаженность работы в группе. Вся деятельность равномерно распределена между членами команды.

10

Общая оценка

100 

Научно-исследовательская деятельность с применением ИКТ – это творческий процесс, который позволяет реализовать межпредметные связи в обучении иностранному языку и осуществить широкую опору на практические виды деятельности. В ходе подготовки работы учащиеся самостоятельно или под моим руководством занимаются поиском разрешения проблемы, личностно-значимой для них. Таким образом, у учащихся развивается креативная компетенция, как показатель коммуникативного владения иностранным языком.

Ежегодно мы представляем несколько работ на районную и городскую НПК. Затем работы проходят на региональную НПК и на Всероссийскую «Национальное Достояние России» (очный этап в г. Москве), где три мои ученицы получили Дипломы II степени: Нечунаева Анастасия и Шарапенко Анастасия (10 класс) и Хренова Евгения (9 класс) – март 2010 года. Имена учениц и тезисы их работ занесены в книгу «Национальное Достояние России».

Считаю, что учитель, который поддерживает одарённых школьников, вносит значительный вклад в дело сохранения и восполнения интеллектуального потенциала государства – основу технологической и экономической безопасности России.

Проектная деятельность даёт возможность учащимся выразить свои собственные идеи в творчески продуманной форме: афиши, объявления, план посещения различных мест, карты, плакаты и т.д.

В 2009-2010 учебном году мои ученики принимали участие в творческом международном проекте издательства “Longman” - «Читать модно!» и стали победителями. Для участия в конкурсе нужно было прочитать книгу этого издательства, нарисовать плакат (который вывешивался в магазине «Британия»), на котором надо было передать содержание данной книги и таким образом замотивировать других детей на чтение.

Другим важным моментом группового проекта является переписка на форуме “iEARN”, где все участники – равноценные партнёры. Мы переписываемся с детьми из других стран и обсуждаем темы: “Tell me about the country that you live in”, “Transportation”, “Books”, “Heroes in my country”, “Giving thanks”, “Returning to school”, “Global hunger”, “Art”, “Special day in my life – my birthday”, “Christmas” и т.п., таким образом, развивается межкультурная коммуникация.

Третий год мы принимаем участие в проекте Feeding Minds, Fighting Hunger”, благодаря которому мои ученики собрали много информации о проблемах голода в мире и приняли участие в акции по борьбе с голодом Stand up! Speak out!” Мы обсуждали эту проблему на форуме, рисовали плакаты и размещали их фото на форуме, писали в письмах о своих чувствах и переживаниях, поставили свои подписи под Петицией, которая была отправлена в США, а также предлагали пути выхода из этой ситуации, надеясь, что наши голоса будут услышаны!

А в этом учебном году мы открыли новый международный проект Cultural Package Exchange – Новосибирск-Чикаго, перекинув мост дружбы из Новосибирска в Чикаго.

Участниками этого проекта стали учащиеся 2-ых, 5-ых, 9-ых, 10-ых и 11-ых классов нашей гимназии и школьники из Чикаго. Сначала мы подумали, что можем поместить в посылку, и решили: написать письма, вложить фотографии, видео, презентации и сувениры, свидетельствующие о нашей культуре. В письмах ребята писали о своей семье, о нашей школе, о своих увлечениях, собственные стихи на английском языке о своей стране и о Новосибирске, о российских традициях, о том, что они рады дружбе и сотрудничеству с американскими школьниками. Мы отправили видеоролик о нашем зоопарке с английским переводом, сделали презентацию «From Russia with love» и видеоролик, в котором ребята рассказали о себе и своих увлечениях, о своей гимназии, о своём городе на английском языке и вложили свои творческие работы.

В преддверии 9 мая мы сделали видеоролик с записями патриотических песен о ВОВ в исполнении учеников нашей гимназии и тоже вложили его в посылку.

Получив нашу посылку, американские школьники сразу же ответили нам по Интернету, написав, что они были очень взволнованы и радостны, узнав столько интересной информации о нашей Родине и о нас.

Great! Glad you received everything. I want to tell the students you did get them! Today is our first day of school. It went great! How about you?

Elena Turczeniuk

Вместе со своими помощницами мы получили посылку из Чикаго, которая соединила нас мостом дружбы с этим городом и людьми.

А затем раздали личную переписку и сувениры учащимся…

Новизна такого вида деятельности мотивирует учащихся к налаживанию более тесного контакта с американскими школьниками, им становится интересно узнать больше информации о жизни и увлечениях их сверстников, что приводит к более интенсивной переписке и побуждает учащихся к увеличению объёмов информационного потока на иностранном языке.

Таким образом, развитие и совершенствование творческих способностей учащихся формирует такое качество, как самостоятельность, и помогает социализироваться в нашем мире.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 771)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Восхождение в храм науки: методологические и практические вопросы организации исследовательской деятельности учащихся во Второй Новосибирской гимназии
2. Организация исследовательской деятельности учащихся гимназии № 15 «Содружество»
3. Организация проектной и исследовательской деятельности в МБОУ СОШ № 78
4. Как организовать социально значимую проектную деятельность учащихся в образовательном учреждении
5. Поддержка талантливой молодежи в контексте новой образовательной инициативы «Наша новая школа»
6. Проектная деятельность младших школьников
7. Научно-практическая конференция «Достижения юных»: проект Второй Новосибирской гимназии по математике
8. Роль и место современных образовательных технологий в учебном процессе начальной школы
9. Проектная деятельность учащихся в процессе изучения английского языка на уроках и во внеклассной работе
10. От исследовательской деятельности к становлению творческой личности: опыт работы по организации научно-исследовательской деятельности школьников
11. Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы
12. Организация проектной деятельности на уроках иностранного языка
13. Создание мини-проектов при обучении биологии
14. Организация исследовательской деятельности учащихся
15. Социально-значимое проектирование учащихся
16. Междисциплинарный образовательный проект по экологическому образованию и просвещению для учащихся начальных классов «Осенины, осенины… Лесных сказок именины»
17. Организация исследовательской и проектной деятельности как важнейшее условие успешной социализации школьников
18. Использование метода творческих проектов на уроках технологии в начальных классах
19. Организация исследовательской деятельности учащихся начальной школы
20. Реализация проекта по формированию интереса к чтению у младших школьников
21. Единственный путь, ведущий к знаниям
22. Организация исследовательской деятельности учащихся
23. Мини-проект или проект «одного урока» при изучении истории и обществознания в 5-6 классах
24. Урок, реализуемый методом проектов
25. Маленькие исследователи
26. Использование метода проектов на уроках географии
27. Метод проектов на уроке географии
28. Безотметочное обучение учащихся в 1-м классе (из опыта работы)
29. Проект «Русская народная игрушка»