Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Организация проектной и исследовательской деятельности в образовательных учреждениях»
Выпуск №30 Октябрь 2010 | Статей в выпуске: 111


Все статьи автора(2) Наталья Сергеевна Бондарь,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
МБОУ СОШ № 159 с углублённым изучением математики, физики
Заельцовского района г. Новосибирска

Использование метода творческих проектов на уроках технологии в начальных классах

Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся, интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения. Особенность системы выполнения проектов – совместная творческая работа учителя и учащегося. Реализация метода творческих проектов изменила позицию самого учителя, который из носителя готовых знаний стал организатором самостоятельной познавательной деятельности учеников. В целом, в работе над проектом учитель:

– помогает ученикам в поиске нужных источников информации;

– сам является источником информации;

– координирует весь процесс;

– поощряет учеников;

– поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и групповая. Групповая работа привлекает участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними и расширить зону для самооценки. Кроме этого, групповая работа:

– даёт возможность учащимся объединиться по интересам;

– обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения;

– воспитывает обязательность выполнения задания в определённые сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива;

– предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивание, аргументацию, но в то же время терпимость к чужой точке зрения;

– является одним из способов преодоления психологических барьеров в индивидуальном саморазвитии личности;

– позволяет проявить взаимопомощь и, вместе с тем, стимулирует дух соревнования и соперничества.

В работе над проектом обязательно соблюдаются определённые этапы деятельности учащихся. Каждый из них вносит свой вклад в формирование личностных качеств учеников.

1 этап. Подготовительный, или погружение в проект.

На этом этапе важным является погружение в проект: мотивация деятельности учащихся, определение темы, проблемы и целей. Тема проекта должна быть не только близка и интересна, но и доступна ученику. Своей позицией по отношению к проекту учитель даёт понять, что готов поддержать ребят в их деятельности. По времени этот этап осуществления проекта является самым коротким, но он очень важен для достижения ожидаемых результатов.

Пример урока технологии в 4 классе. Тема: «Изготовление цветов из кленовых листьев»

2 этап. Планирование и организация деятельности.

На этом этапе организуется деятельность школьников: определяются группы по направлениям деятельности, выделяются цели и задачи каждой группы, определяются роли каждого участника. Планируется работа групп: определяются источники информации, способы сбора и анализа информации, способы представления результатов деятельности (форма отчёта, вид презентации и т. д.).

Поиск и сбор природного материала.

3 этап. Исследование (осуществление деятельности, выполнение работы).

На этом этапе происходит сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты, которыми пользуются учащиеся – это разные формы получения информации: опросы, наблюдения, эксперименты и т. д.

Выполнение работы.

4 этап. Представление результатов, отчёт.

Этап презентации необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Формы представления результатов исследования могут быть различными: устный отчёт с демонстрацией материалов, письменный отчёт в докладе, фоторепортаж, стенгазета, спектакль и т.д.

Подарок для учителей к празднику готов.

Одним из заключительных этапов работы над проектом является оценивание результатов проектирования. Оценивание – это имитация профессиональной экспертизы. Предварительно проект защищается в группе, затем дорабатывается и защищается окончательно. Возможными критериями оценки проекта могут быть:

1. Конструктивные критерии – прочность, надёжность, удобство использования, соответствие конструкции назначению.

2. Технологические критерии – количество используемых деталей, оригинальность применения и сочетание материалов, их долговечность, расход материалов, стандартность технологии, необходимое оборудование, сложность и объём выполненных работ, расход энергии при производстве.

3. Экологические критерии – возможность использования отходов производства, загрязнение окружающей среды при производстве.

4. Эстетические критерии – оригинальность формы, композиционная завершённость, цветовое решение, стиль, дизайн.

5. Экономические и маркетинговые критерии – потребность в данном изделии на рынке, практическая направленность, возможность массового производства, финансовые затраты, уровень продажной цены, вид рекламы.

При защите своего проекта учащиеся учатся убеждать своих одноклассников, преподавателей в значимости работы, показывают свою компетентность в специальных вопросах, касающихся проекта, старательность, добросовестность при выполнении задания, аргументированность предлагаемого решения, уровень творчества и оригинальность подходов.

Деятельность учителя и учащихся в ходе работы над проектом различны, но идут непосредственно рядом друг с другом: учащимся нужен совет, как отобрать необходимый материал, как логически правильно построить сообщение, изготовить наглядность, на презентации кратко изложить свои мысли и т. д.

На всех этапах подготовки проекта учитель выступает в роли консультанта и помощника, а не эксперта. Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им работать в команде, сотрудничать в коллективе, искать нестандартные решения, брать на себя определённую ответственность за общие действия, испытывать радость от приложенных усилий и полученного результата.

В процессе творческой работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребенка. При этом воспитывается любовь к школе, любовь к труду.

Приложение. Презентация «Использование метода творческих проектов на уроках технологии в начальных классах»

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 236)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Восхождение в храм науки: методологические и практические вопросы организации исследовательской деятельности учащихся во Второй Новосибирской гимназии
2. Организация исследовательской деятельности учащихся гимназии № 15 «Содружество»
3. Организация проектной и исследовательской деятельности в МБОУ СОШ № 78
4. Как организовать социально значимую проектную деятельность учащихся в образовательном учреждении
5. Поддержка талантливой молодежи в контексте новой образовательной инициативы «Наша новая школа»
6. Проектная деятельность младших школьников
7. Научно-практическая конференция «Достижения юных»: проект Второй Новосибирской гимназии по математике
8. Роль и место современных образовательных технологий в учебном процессе начальной школы
9. Проектная деятельность учащихся в процессе изучения английского языка на уроках и во внеклассной работе
10. От исследовательской деятельности к становлению творческой личности: опыт работы по организации научно-исследовательской деятельности школьников
11. Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы
12. Организация проектной деятельности на уроках иностранного языка
13. Создание мини-проектов при обучении биологии
14. Организация исследовательской деятельности учащихся
15. Социально-значимое проектирование учащихся
16. Междисциплинарный образовательный проект по экологическому образованию и просвещению для учащихся начальных классов «Осенины, осенины… Лесных сказок именины»
17. Организация исследовательской и проектной деятельности как важнейшее условие успешной социализации школьников
18. Использование метода творческих проектов на уроках технологии в начальных классах
19. Организация исследовательской деятельности учащихся начальной школы
20. Реализация проекта по формированию интереса к чтению у младших школьников
21. Единственный путь, ведущий к знаниям
22. Организация исследовательской деятельности учащихся
23. Мини-проект или проект «одного урока» при изучении истории и обществознания в 5-6 классах
24. Урок, реализуемый методом проектов
25. Маленькие исследователи
26. Использование метода проектов на уроках географии
27. Метод проектов на уроке географии
28. Безотметочное обучение учащихся в 1-м классе (из опыта работы)
29. Проект «Русская народная игрушка»