Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Организация проектной и исследовательской деятельности в образовательных учреждениях»
Выпуск №30 Октябрь 2010 | Статей в выпуске: 111


Все статьи автора(5) Татьяна Владимировна Авдеева,

учитель истории первой квалификационной категории
МБОУ гимназии № 13 Центрального района г. Новосибирска

Мини-проект или проект «одного урока» при изучении истории и обществознания в 5-6 классах

В условиях модернизации общего образования на первый план выдвигаются требования качественной подготовки школьников, развитие их интеллектуальных, личностных компетенций, таких как: мышление, понимание, самостоятельность, коммуникабельность. При этом учителю предоставляется право самому определять методику достижения этих целей.

На мой взгляд, именно метод проектов в полной мере способствует развитию у детей самостоятельности, умению находить нужную информацию, выражать свои мысли.

На организацию исследовательской и проектной деятельности в школе существуют различные точки зрения. Так, И.С. Сергеев в работе «Как организовать проектную деятельность учащихся» (М.: Аркти, 2004, стр. 33) пишет: «На уроках метод проектов имеет относительно низкую эффективность». Конечно, не оспаривая необходимости использования метода проектов, большинство учителей занимаются этой работой во внеурочное время. Но, на мой взгляд, это нередко ведет к некоторой изолированности проектной деятельности от учебной работы.

В этой связи я разделяю мнение К.Н. Поливановой, высказанное в книге «Проектная деятельность школьников» (М.: Просвещение, 2008, стр. 113). Автор отмечает в ней, что «в традиционном обучении подростков задача обучения знаниям, умениям, навыкам не соответствует задачам развития самого подростка. Если же обучение происходит в форме проектной деятельности, то ситуация кардинально меняется. Это тот случай, когда важно не только стать взрослым, но и взрослеть». Ребенку предоставляется возможность «испытать связь действия и результата. Если ситуации, в которых такое испытание возможно, созданы в школе на материале школьного содержания, подросток будет мотивирован находиться в школе, там он будет решать задачу собственного развития». Поэтому наисложнейшая задача, которая каждый год стоит передо мной, состоит в том, чтобы найти возможность интеграции проектирования в классно-урочную систему, найти точки соприкосновения этих видов деятельности.

Метод проектов я использую уже давно с учащимися 5-6 классов, где веду историю и обществознание. Попробовала свои силы в создании четырех типов проектов: информационных, практико-ориентированных, творческих и ролевых. При этом пытаюсь «вписать» их в классно-урочную систему, учитывая ряд проблем:

1. Ограниченное время, когда в моем распоряжении только 45 минут.

2. Возрастные особенности и общеучебная подготовленность учащихся. Многие учащиеся 5-6 классов еще не в полной мере умеют распределять время, правильно формулировать проблемы, цели. Медленный темп работы некоторых учеников обусловлен также слабыми навыками быстрого чтения, недостатком словарного запаса.

3. Недостаточные ресурсные возможности. Для полноценного проектирования, кроме учебного пособия, безусловно, требуются дополнительные информационные ресурсы, соответствующее техническое обеспечение кабинета компьютерами, доступ в Интернет, использование медиатеки и т.д.

4. Соответствие темы проекта программе обучения, так как не в каждую тему можно вписать проект.

Как я выхожу из положения?

1. Организую проектирование за счет резерва времени, заложенного в календарно-тематическом планировании. Это 4-5 часов.

2. Временные рамки раздвигаю за счет проведения серии уроков, в которые тематически вписывается данный проект.

3. Заранее изучаю компьютерную грамотность учащихся.

4. Использую компьютерный класс.

В моей методической копилке сегодня несколько подготовленных мини-проектов по истории и обществознанию. У всех у них есть общие методические подходы:

– выдвижение гипотезы;

– определение образовательных, воспитательных, развивающих задач;

– постановка целей;

– организационная работа;

– распределение учащихся по группам;

– определение вида конечного продукта и т.д.

Успех любого проекта в большой мере зависит от формулировки основополагающего вопроса, который должен «зажечь», заинтересовать ребят. Как я это делаю? Приведу такие примеры.

В 5 классе изучается тема «По следам героев Древней Греции». Известно, что Геракл, Ясон, Тесей – мифические герои, но свои подвиги они совершали во вполне реальных местах. Из парадокса истории родился проект с основополагающим вопросом: можно ли совместить миф и реальность? В ходе выполнения проекта все 4 группы утвердительно ответили на этот вопрос, еще раз перечитав мифы Древней Греции, нарисовав историческую карту с памятными для каждого героя местами, создав легенду карты и презентовав свой практико-ориентированный         проект. С помощью этого проекта была достигнута дидактическая цель: научить соотносить историческую область Древней Греции и располагающиеся в ней города.

Из парадокса истории родился проект «Можно ли посчитать историю?» Проект выполнялся в 6 классе во время изучения темы «Столетняя война». Дело в том, что в ходе Столетней войны большинство битв выиграла Англия, но в итоге победительницей оказалась Франция. Оба проекта были созданы в течение одного урока с целью закрепления полученных знаний и по типу были практико-ориентированными.

Вот краткий план-конспект повторительно-обобщающего урока в 6 классе по теме «Древний Рим» в форме создания практико-ориентированного проекта.

Цель урока: закрепить навыки и умения создания проектов разных типов.

Задачи урока:

Образовательная: повторение, закрепление и систематизация полученных знаний по теме «Древний Рим».

Воспитательная: воспитание чувства коллективизма и взаимопомощи в процессе работы в группах.

Развивающая: дальнейшее развитие умений самостоятельного поиска нужной информации, мышления, рассуждения.

Форма урока: создание проекта.

План урока:

1. Вступительное слово учителя о целях и задачах урока, теме исследования.

2. Работа со схемой «Сферы жизнедеятельности в Древнем Риме».

3. Создание паспорта проекта.

3.1. Этап 1. Постановка учащимися вопросов к каждой из обозначенных сфер деятельности.

3.2. Этап 2. Определение темы проекта, необходимого оборудования, формы готового продукта.

4. Этап 3. Работа над проектом.

5. Защита проекта

6. Рецензия учителя и выставление отметок.

7. Подведение итогов урока.

Из предложенных форм готового продукта (создание справочника, путеводителя, атласа и газеты) были выбраны все практически пропорционально. Интернетом воспользовалось 30%, справочной литературой – 40%, только учебником – 10%, электронным изданием – 20%. Качество знаний составило 85%.

При выборе тем проектов по истории я, прежде всего, искала в изучаемом материале те знания, которые можно превратить в средство практической деятельности, искала точки в сложившихся учебных программах, которые позволят школьникам совершать хотя бы отдельные свободные действия с изучаемым содержанием.

Широкие возможности по использованию метода проектов открываются при изучении обществознания. Так, в 6 классе были созданы проекты: «В чем отличия в воспитании у разных народов?», «Будет ли развиваться бизнес-пространство проспекта имени Дзержинского?», «Кем быть? Можно ли и нужно ли подростку работать?»

Мини-проекты, как правило, создаются на одном уроке. Но при этом происходит перестройка в организации учебной деятельности. Проводится перераспределение заданий. Вместо домашних заданий на закрепление предлагается предварительное подготовительное ознакомление с теоретическим материалом или выполнение узкоопределенных практических заданий с опережением.

Так, до проведения уроков по подготовке вышеперечисленных проектов учащимися изучалась рекламная продукция, проводился социологический опрос, изучались отдельные статьи Трудового и Гражданского Кодексов, использовались возможности Интернета. Продуктом проекта «Кем быть? Можно ли и нужно ли подростку работать?» стала подготовка Памятки для подростков, желающих работать.

Центр тяжести при подготовке подобных проектов переносится на предварительную самостоятельную работу учеников.

Временные рамки осуществления проекта можно раздвинуть за счет серии уроков, в которые тематически данный проект вписывается. Например, так был осуществлен проект «Дни воинской славы России». Итоговый продукт проекта – календарь, странички которого посвящены тем или иным дням воинской славы. Данный проект позволяет вовлечь в его осуществление учеников разных классов, от 6 до 11.

Анализ проделанной работы, показал плюсы такой организации деятельности.

Во-первых, контролем знаний был охвачен каждый учащийся, чего не всегда удается добиться на традиционном повторительно-обобщающем уроке.

Во-вторых, заметно повысилось качество знаний, которое составило от 60 до 80 %.

В-третьих, грамотно и ненавязчиво осуществлялись межпредметные связи с информатикой, математикой, географией и т.д.

В-четвертых, успешно решались воспитательные задачи по развитию чувства коллективизма и взаимопомощи.

В-пятых, достигались развивающие задачи урока: учащиеся учились самостоятельно добывать информацию, анализировать, размышлять, делать выводы.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 196)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Восхождение в храм науки: методологические и практические вопросы организации исследовательской деятельности учащихся во Второй Новосибирской гимназии
2. Организация исследовательской деятельности учащихся гимназии № 15 «Содружество»
3. Организация проектной и исследовательской деятельности в МБОУ СОШ № 78
4. Как организовать социально значимую проектную деятельность учащихся в образовательном учреждении
5. Поддержка талантливой молодежи в контексте новой образовательной инициативы «Наша новая школа»
6. Проектная деятельность младших школьников
7. Научно-практическая конференция «Достижения юных»: проект Второй Новосибирской гимназии по математике
8. Роль и место современных образовательных технологий в учебном процессе начальной школы
9. Проектная деятельность учащихся в процессе изучения английского языка на уроках и во внеклассной работе
10. От исследовательской деятельности к становлению творческой личности: опыт работы по организации научно-исследовательской деятельности школьников
11. Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы
12. Организация проектной деятельности на уроках иностранного языка
13. Создание мини-проектов при обучении биологии
14. Организация исследовательской деятельности учащихся
15. Социально-значимое проектирование учащихся
16. Междисциплинарный образовательный проект по экологическому образованию и просвещению для учащихся начальных классов «Осенины, осенины… Лесных сказок именины»
17. Организация исследовательской и проектной деятельности как важнейшее условие успешной социализации школьников
18. Использование метода творческих проектов на уроках технологии в начальных классах
19. Организация исследовательской деятельности учащихся начальной школы
20. Реализация проекта по формированию интереса к чтению у младших школьников
21. Единственный путь, ведущий к знаниям
22. Организация исследовательской деятельности учащихся
23. Мини-проект или проект «одного урока» при изучении истории и обществознания в 5-6 классах
24. Урок, реализуемый методом проектов
25. Маленькие исследователи
26. Использование метода проектов на уроках географии
27. Метод проектов на уроке географии
28. Безотметочное обучение учащихся в 1-м классе (из опыта работы)
29. Проект «Русская народная игрушка»