Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Организация проектной и исследовательской деятельности в образовательных учреждениях»
Выпуск №30 Октябрь 2010 | Статей в выпуске: 111


Все статьи автора(3) Елена Левоновна Заикина,

старший воспитатель
МБДОУ № 457 Дзержинского района г. Новосибирска


Все статьи автора(2) Ирина Ивановна Вязова,
воспитатель логопедической группы
первой квалификационной категории
МБДОУ № 457 Дзержинского района г. Новосибирска

Организация проектной и исследовательской деятельности детей в МБДОУ № 457 в логопедической подготовительной группе

Мы убеждены, что содержание образования дошкольника должно строиться вокруг него самого. Детский опыт, начиная с интересов домашней жизни, расширяется до интересов к жизни общества. В связи с этим, мы решили в своей работе с детьми использовать метод детских проектов как дополнительную форму воспитания и обучения.

Педагогическое проектирование понимается как одно из направлений инновационной деятельности в образовательном учреждении, как способ решения задач профессионально-личностного развития педагогов, образовательно-воспитательных задач педагогического процесса, метод проектов как технология обучения, которая не только учит детей самостоятельно мыслить, а также делает процесс обучения личностно значимым. Другими словами, достигается результат образованности, под которой мы понимаем способность решать проблемы различной сложности и значимости, самостоятельное решение социально и личностно значимых проблем на основе использования освоенного социального опыта.

Суть «метода проекта» в организации жизнедеятельности детей состоит в реализации процесса проектирования, при котором воспитанники приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности. В процессе планирования и выполнения практических заданий, в ходе организации и реализации метода проектирования необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая знания из различных областей, формируя умение прогнозировать результаты и устанавливать причинно-следственные связи.

Реализация содержания образовательно-воспитательного процесса по основным программам, особенности контингента детей, профессиональные интересы позволили нам в 2009-2010 гг. выбрать и реализовать приоритетные направления развития проектной деятельности с детьми. В качестве значимой темы был выбран проект «Питание и здоровье», затем, продолжая тему питания, дети проявили интерес к хлебу и хлебобулочным изделиям и пришли к единому мнению: несмотря на то, что главным продуктом для нас является хлеб – они недостаточно знают о том, откуда он «пришел». Таким образом, определилась тема следующего проекта – «Хлебец ржаной – отец наш родной».

Каждый проект имел свою цель, задачи, модель реализации и поэтапный план действий. На этапе подготовки к детской проектной деятельности мы опирались на ряд положений и правил С.М. Оберемок «Метод проектов в дошкольном образовании». Оба проекта проходили определенные этапы, продолжительность каждого зависела от темы и регламентировалась интересами детей:

1. ВЫБОР ТЕМЫ (планирование познавательной деятельности) – постижение нового.

2. СБОР СВЕДЕНИЙ.

3. ВЫБОР ПРОЕКТОВ.

4. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОКТОВ – осуществление замысла.

5. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТОВ – осуществление замысла.

Первый этап «Выбор темы». На этом этапе мы выбирали тему, исходя из интересов детей, так как это обеспечивало лучшую мотивацию и более успешную работу. Тема должна быть достаточно богатой по содержанию, чтобы каждый ребенок мог найти в ней какой-либо интересующий аспект; вместе с детьми составляли план предстоящей познавательной деятельности. Один из наиболее эффективных способов введения в тему связан с моделями «трех вопросов». Суть этой модели заключается в том, что мы задавали детям три вопроса:

Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как узнаем об этом?

По мере того, как дети отвечали на вопросы, их ответы записывались. Ответы определяли задачи и направления познавательной деятельности. Таким образом, дети участвовали в общем планировании предстоящей деятельности.

Второй этап – «Сбор сведений». Здесь создавались условия для реализации познавательной деятельности детей: подбор соответствующего материала; встречи со специалистами и родителями; организация экскурсий и т.д. В учебном плане отражались все интересы детей, последовательность мероприятий. Большую роль отводили участию родителей в проектах: они помогали подобрать материал из книг; сочиняли вместе с детьми сказки, истории, которые потом обсуждались в группе, для презентации выбирали наиболее удачную сказку; оказывали помощь в организации выставок, детских работ, предоставляли необходимый материал для проведения дидактических и сюжетно-ролевых игр.

Третий этап – «Выбор проектов». На данном этапе мы помогали детям выбрать проект, который они смогли бы выполнить индивидуально, в малых группах или коллективно, при этом учитывалась роль ребенка в проекте. Обязательно задавались детям вопросы: «Почему именно этот проект выбрали?», «Что именно они хотят получить?», «Что им необходимо для этого проекта?»

Четвертый этап – «Реализация проекта». В группе создавались условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходила через разные виды детской деятельности: творческую, экспериментальную, продуктивную и т.д., которые способствовали формированию у детей специфических знаний в разных областях изучаемой темы. При работе над проектом дети учились использовать полученные сведения для создания нового продукта. Каждый проект был доведен до логического завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за достигнутый результат. После завершения работы детям была дана возможность предъявить результат окружающим.

Пятый этап – «Презентация проекта». Детям создавались условия для того, чтобы они имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство компетенции, гордости за достижения, осмыслить результаты деятельности. Презентацию проектов, завершающихся изготовлением поделок, альбомов организовывали специально, обсуждая с детьми, где будет размещена экспозиция. Дети презентовали проекты в виде рассказов, участия в спектакле.

Результат реализации детской проектной деятельности на уровне данных тем показал, что у воспитанников повысился интеллектуальный уровень развития, расширился круг общения со сверстниками и взрослыми, дети научились представлять продукт своей исследовательской деятельности, представлять его другим людям, объяснять свой выбор и решение. Участвуя в проектной деятельности, воспитанники получили радостные эмоции, способствующие формированию у них ряда положительных личных качеств.

В ходе реализации проектной деятельности мы обнаружили проблему, которая требует своего решения. Большое внимание в дошкольном учреждении отводится схеме традиционной образовательной деятельности и уделяется недостаточно времени для самостоятельной познавательной активности ребенка. Для этого педагогам необходимо изменять практику собственного взаимодействия с детьми, не ограничивая введения метода проектирования в одной группе, а освоить этот метод в рамках всего детского сада. Это приведет к изменениям в жизнедеятельности дошкольного учреждения, квалификации кадров, в системе ресурсного обеспечения, в системе взаимодействия с родителями, а также в организации образовательного учреждения, что может помочь избежать опасности слияния традиционных и инновационных форм деятельности.

Мы убеждены, что проектирование – интересная комплексная деятельность, которая охватывает все стороны жизни ребенка и объединяет участников образовательного процесса, формирует навыки и способности, потребность саморазвития детей, способствует не только росту нашего педагогического мастерства, но и повышению результативности работы в целом.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 30)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела