Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Организация проектной и исследовательской деятельности в образовательных учреждениях»
Выпуск №30 Октябрь 2010 | Статей в выпуске: 111


Все статьи автора(2) Евгения Геннадьевна Зверева,
воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ ЦРР д/с № 14 «Алёнка»
Калининского района г. Новосибирска

Использование информационно-коммуникационных технологий для развития математических способностей дошкольников

В условиях информатизации дошкольного образования открываются новые возможности для развития методов и организационных форм обучения и воспитания детей. И первым шагом в их реализации явилась разработка метода введения НИТ (новых информационных технологий) в систему дидактики детского сада как средства обогащения детской деятельности и самого педагогического процесса.

Полагаясь на личный опыт и опыт своих коллег по вопросу информатизации дошкольного образования, выделила основные преимущества применения ИКТ:

Во-первых, это равные возможности овладения современными средствами при подготовке к школе детей из семей с разным уровнем жизни.

Во-вторых, влияние нового вида деятельности на развитие самооценки и уверенности в своих силах как детей, так и их родителей, а также совершенствование коллективных форм деятельности и взаимодействия между детьми.

В-третьих, хорошо подобранные компьютерные программы способствуют ориентировочно-поисковому характеру обучения, побуждают к обсуждению возможностей выбора и принятия решений, развивают речевую способность у детей.

В-четвертых, познавательный процесс ребенка становится более наглядным, интересным, современным.

В-пятых, любую детскую компьютерную программу можно считать развивающей, поскольку она способствует развитию восприятия, памяти, воображения и других важных психических свойств личности ребенка.

В рамках международной программы раннего обучения IBM KidSmart наш детский сад получил два обучающих компьютера Kidsmart, что позволяет нам изменить стратегию образовательного и воспитательного процесса XXI века. Комплект Kidsmart состоит из двух компьютеров, объединенных в локальную сеть и внешне оформленных как своеобразное игровое место, – два небольших низких столика с вмонтированными в специальные красочные стенды ЖК-мониторами. Дети играют и в процессе игры обучаются. При этом они, в основном, пользуются мышкой, а на клавиатуре – лишь некоторыми клавишами.

Справка: Kidsmart – глобальная благотворительная программа корпорации IBM, которая действует во всем мире уже 10 лет. В России программа стартовала в 2007 году. В настоящее время программа охватывает 10 городов России, в ней принимают участие более 20 тысяч дошкольников и около тысячи педагогов.

В своей работе я и раньше использовала компьютерные средства, чтобы обеспечить новое содержание игровой деятельности детей по РЭМП. Ведь компьютер может быть использован как мощное и тонкое средство, раскрывающее способности детей, побуждающее педагога искать новые, нетрадиционные формы и методы воспитания детей в условиях современной цивилизации. Это уникальная игрушка, имеющая возможность настраиваться на конкретного ребенка, обеспечивая ему деятельность в зоне ближайшего развития.

Педагогическая деятельность в компьтерно-игровом комплексе включает следующие три направления:

Работа с детьми. Учитывая особенности детей, разбить их на подгруппы и постепенно приобщать к новой для них деятельности – компьютерным играм. Совершенствовать методику организации компьютерных игр с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также содержания развивающих компьютерных игр.

Работа с воспитателями. Организация постоянно действующего семинара-практикума для ознакомления воспитателей с условиями работы и программно-методическим обеспечением компьютерно-игрового комплекса, установления содержательных связей в воспитательно-образовательной работе с детьми.

Работа с родителями. Знакомство родителей с особенностями деятельности детей в компьтерно-игровом комплексе (выступления на родительских собраниях, организация открытых просмотров занятий, консультации, беседы).

Работа с детьми

Деятельность с детьми включает в себя пять основных этапов:

1. Содержательная эмоциональная подготовка детей к решению игровых и дидактических задач на компьютере (в подготовке детей прибегаю к помощи воспитателя). Рассматривание моделей, беседа с детьми и т.п.

2. Обучающая игра на компьютере (показ основных функциональных клавиш, демонстрация игры, обращение внимания детей на основные ошибки при выполнении задачи).

3. Проблемное общение индивидуально с каждым ребёнком по ходу игры.

4. Разминка для глаз, зарядка для пальчиков для снятия напряжения после игры на компьютере (в зоне релаксации).

5. Обсуждение вновь полученных впечатлений в игровой зоне, в группе.

Варианты организации работы с использованием ИКТ для дошкольников:

1. Занятие с одной подгруппой, включающее деятельность детей за компьютером, игру, гимнастику для глаз и др., длится 25-30 минут. При этом дети могут быть за экраном не более 15 минут.

2. Игровое занятие на компьютере длительностью 10-15 минут. Учитывая, что одновременно занимаются 4-6 человек, для обслуживания одной возрастной группы требуется 1-1,5 часа.

3. Математический клуб «Эрудит» для детей подготовительных групп, где творческий потенциал дошкольников будет реализовываться в играх более сложного уровня и в возможности самостоятельного создания новых игр.

Работа с воспитателями

Вторым не менее важным направлением в своей работе считаю работу с воспитателями. Без постоянного взаимодействия с ними нельзя получить положительного результата. Ведь компьютерные занятия в основной своей массе являются закреплением знаний, полученных детьми в группе. Предварительно (примерно за неделю) я обсуждаю с воспитателем тот или иной вид деятельности в зависимости от занятия и уже к нему начинаю подбирать компьютерную игру. Для ознакомления воспитателей с компьютерными играми имеются методические разработки каждой игры, с которыми воспитатель может ознакомиться в любое время. Полное взаимодействие с педагогами ДОУ позволяет установить общие подходы к воспитательно-образовательной работе.

Работа с родителями

В работе с родителями первым делом следует объяснить, чем их дети занимаются на компьютерных занятиях. Лучше всего это сделать на родительских собраниях, где каждый родитель может задать интересующие его вопросы по данному виду деятельности. На собрании родители могут узнать больше об играх, как они влияют на развитие математического мышления, речи и др. Как они помогают в подготовке ребёнка к школе.

С появлением обучающих компьютеров Kidsmart в нашем ДОУ мы решили провести презентацию для родителей, чтобы познакомить с возможными формами организации работы с детьми на компьютерах и ПО, способствующими развитию математических способностей.

Презентация прошла в атмосфере активного общения с родителями. Родители проявили огромный интерес к новому оборудованию и его использованию. Было много вопросов и даже опасений по поводу программного обеспечения, но после демонстрации некоторых компьютерных игр последовало удивление и неподдельная заинтересованность. Многие родители проявили готовность к сотрудничеству по организации работы компьютерно-игрового комплекса в ДОУ.

В заключение следует отметить:

1. Компьютер в дошкольном учреждении является обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды. Именно при таком понимании проблемы внедрение новых информационных технологий приобретает развивающий характер.

2. Цель данного подхода – формирование мотивационной, интеллектуальной готовности ребенка к использованию новых информационных технологий в своей деятельности Главный ориентир – ребенок, его деятельность, перспективы развития его личности в информационном обществе.

3. Компьютерные средства (компьютеры, дисплеи, локальные сети, компьютерные программы и т. п.) могут быть использованы в работе с детьми старшего дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм-рекомендаций.

4. Рекомендуется применять компьютерные игровые развивающие и обучающие программы, адекватные психическим и психофизиологическим возможностям ребенка, события в таких программах и темп их развития должны регулироваться самим ребенком по ходу естественного протекания его деятельности.

5. Категорически запрещается использовать в работе с детьми коммерческие компьютерные игры с агрессивным, «жестким» содержанием и напряженным темпом развертывания событий на экране.

6. Необходимо вводить новые информационные технологии в систему дидактики детского сада, т. е. стремиться к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 15)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела