Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Организация проектной и исследовательской деятельности в образовательных учреждениях»
Выпуск №30 Октябрь 2010 | Статей в выпуске: 111


Все статьи автора(3) Татьяна Владимировна Челпанова,
учитель-логопед МБДОУ ЦРР детского сада № 14 «Аленка»
Калининского района г. Новосибирска

Создание системы приёмов компьютерно-опосредованного логопедического воздействия на речевые нарушения детей дошкольного возраста

С 2009-2010 учебного года наше дошкольное образовательное учреждение стало активно использовать информационные технологии в коррекционно-логопедической работе. И это не случайно, так как в настоящее время наблюдается повышение требований к начальному обучению, актуализируется целый ряд психолого-педагогических проблем, связанных с подготовкой детей к школе. На современном этапе изменился социальный заказ общества к дошкольным учреждениям. ДОУ должны подготовить детей с нормальным и нарушенным психоречевым развитием к получению образования в условиях массовых образовательных учреждений, обеспечить им успешную социализацию.

Решение этой задачи представляет определенные трудности, особенно по отношению к дошкольникам, имеющим отклонения в речевом развитии. Распространенным речевым расстройством среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи (ОНР) различной степени тяжести. С каждым годом число детей с этим речевым диагнозом возрастает. Из вновь набранных нами детей в речевые группы (25 детей), 16 поступили с диагнозом общее недоразвитие речи. Два ребенка – с ОНР (I уровень речевого развития), четыре малыша – с общим недоразвитием речи (II уровень речевого развития), 10 детей имеют общее недоразвитие речи (III уровень речевого развития). Исследования, посвященные проблеме изучения и коррекции общего недоразвития речи, и опыт работы показывают, что преодоление данных нарушений у детей имеет длительную и сложную динамику. Дошкольники с общим недоразвитием речи, прежде всего, при коррекции речевых нарушений нуждаются в постоянной смене деятельности, в применении к ним разнообразных форм работы.

Общеизвестно, что полноценная речь ребенка является непременным условием для его успешной социализации. С уровнем развития речи связана речевая готовность дошкольника к учебной деятельности. Однако, несмотря на значимость указанной проблемы, можно отметить явный дефицит в использовании современных образовательных технологий, позволяющих повысить эффективность коррекционно-педагогической работы. Вместе с тем, как показывает опыт, один из инновационных подходов к решению образовательных проблем предполагает именно технологический подход. Педагогические технологии позволяют в оптимальные сроки достигать поставленных программой целей, обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации и модернизации образования и личностно-ориентированного подхода, обеспечивают полноценное речевое и интеллектуальное развитие детей, творческую деятельность и самостоятельность.

Современный этап развития нашего общества свидетельствует о формировании «информационной культуры». Мы живем в век информации, в век, когда происходит компьютерная революция. Мы являемся свидетелями того, что компьютеры, уже занявшие прочные позиции во многих областях современной жизни, проникают и в сферу дошкольного образования. Применение новых информационных технологий (НИТ) стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Компьютерные средства обучения, предназначенные для специального образования, прежде всего, основаны на научно-обоснованных методах коррекции нарушений развития, учитывают общие закономерности и специфические особенности аномальных детей. Их использование в процессе коррекционного обучения позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций – внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы. Их применение является чрезвычайно эффективным, так как они помогают выполнять задачи, решение которых традиционными методами является не достаточно продуктивным, позволяют корригировать функции, работа над которыми до этого была трудновыполнимой, или осуществлять традиционную деятельность по-новому. Кроме того, их внедрение в специальное обучение позволяет индивидуализировать коррекционный процесс, учитывать образовательные потребности каждого ребенка, что, в конечном счете, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса в целом.

Можно сделать вывод: важность и своевременность совершенствования процесса коррекционного обучения и воспитания детей, страдающих речевыми нарушениями, при помощи компьютерных технологий определяют актуальность темы, поднятой педагогами нашего ДОУ.

Опыт российских педагогов в области применения компьютерных технологий в коррекционной педагогике показывает, что компьютерные средства должны являться не частью содержания коррекционного обучения, а лишь дополнительным набором возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Приоритетная задача применения новых информационных технологий (НИТ) в специальной педагогике состоит не в обучении детей основам информатики и вычислительной техники, а в комплексном преобразовании их среды обитания, создании новых научно обоснованных средств развития активной творческой деятельности.

Проведенный нами анализ литературы по интересующей теме выявил, что большинство разработок по данной проблеме фрагментарны и раскрывают лишь некоторые стороны внедрения новых информационных технологий (НИТ) в коррекционный процесс. И поэтому целью нашей работы является создание системы приемов компьютерно-опосредованного логопедического воздействия на речевые нарушения детей дошкольного возраста.

Работа с детьми по внедрению новых информационных технологий проводится поэтапно:

Первый этап – «мотивационный». Основная цель – формирование мотивационной готовности ребенка с дизартрией к участию в коррекционно-воспитательном процессе с использованием новых информационных технологий, обучение ребенка некоторым элементарным действиям с компьютером.

Второй этап – «содержательно-формирующий». Главная цель этого этапа – коррекция и развитие устной речи детей. Здесь работа связана с коррекцией нарушений и развитием речевого дыхания, фонации, артикуляционного праксиса, а также формированием звукового анализа, обогащением словарного запаса, становлением связной речи.

Третий этап – «саморазвивающий». Цель данного этапа – развитие самоконтроля за просодической и звукопроизносительной сторонами речи у детей с дизартрией. Здесь в наибольшей мере реализуются возможности детей в закреплении полученных навыков устной речи и творческого выполнения заданий. На заключительном этапе продолжается процесс автоматизации звуков, детям будут предлагаться наиболее сложные задания, направленные на развитие интонационной стороны речи. Будет проводиться дальнейшее обогащение лексического словаря, развиваться связная речь детей.

Для достижения поставленной цели необходимо включение воспитателей логопедических групп в работу по данной проблеме:

– повышение компьютерной компетенции воспитателей;

– включение в систему компьютерно-опосредованного логопедического воздействия. Планируется проведение воспитателями подгрупповых занятий по развитию психических процессов у детей с использованием компьютерных технологий;

– закрепление полученных детьми навыков и умений в совместной деятельности и во время проведения логочаса.

Поскольку родители детей, имеющих речевые нарушения, являются участниками коррекционного процесса, мы не могли оставить их несведущими в решении данной проблемы:

– родители, с чьими детьми уже была начата работа по внедрению компьютерных технологий, были проинформированы об этом, о важности и необходимости применения инновационных технологий в коррекционно-логопедической работе на групповых родительских собраниях;

– были проведены первые открытые логопедические занятия с использованием новых информационных технологий;

– в дальнейшем планируется проведение семинаров-практикумов, на которых родителей будут знакомить с компьютерными программами, используемыми в работе, а также даваться рекомендации по приобретению и использованию детских компьютерных программ в домашних условиях.

При работе с детьми на компьютерах нами соблюдаются рекомендации Института возрастной физиологии Российской академии образования (РАО) по безопасному использованию компьютерной техники.

Педагогами нашего ДОУ сделаны «первые шаги» на пути к достижению поставленной цели:

– Для работы по данной проблеме в нашем ДОУ создана соответствующая материально-техническая база: кабинеты логопедов и узких специалистов оснащены персональными компьютерами (6 штук), в учебном классе имеются детские компьютеры фирмы Kidsmart (2 штуки).

– Составлены перспективные планы использования компьютерных программ Kidsmart и Boss в коррекционно-логопедической работе ДОУ.

– Логопеды ДОУ прошли компьютерные курсы по созданию мультимедийных презентаций и программ с помощью MS Power Point.

– Прошли курсы повышения квалификации в области ИКТ 9 педагогов, владеют компьютером на уровне пользователя 11 человек.

– Старший воспитатель получил сертификат здоровьесберегающей технологии Александра Сметанкина г. Санкт-Петербург «БОС – здоровье», провёл обучение узких специалистов и воспитателей. Данная программа активно внедряется педагогическими работниками.

– Приобретены лицензированные компьютерные программы для индивидуальных и подгрупповых занятий: серия детских обучающих программ «Гарфилд дошкольникам», «Зайка Всезнайка», «Учимся запоминать» и другие.

– Наряду с названными программами, нами практикуется использование на индивидуальных и подгрупповых занятиях мультимедиа презентаций, выполненных с помощью MS Power Point, созданные логопедами нашего ДОУ и взятые с сайтов Интернет (около 40 презентаций).

– Составлен график занятий с подгруппами детей в учебном классе.

– Приобретенные программы, а также развивающие программы Kidsmart и формирующие речевое дыхание программы Boss, используются нами на подгрупповых и индивидуальных занятиях с детьми.

А главное, в результате внедрения ИКТ у детей значительно повысился уровень мотивации к познавательной деятельности, а следовательно, у детей с речевыми нарушениями активизировались компенсаторные возможности.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 9)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела