Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Организация проектной и исследовательской деятельности в образовательных учреждениях»
Выпуск №30 Октябрь 2010 | Статей в выпуске: 111


Евгения Викторовна Шляпникова,
воспитатель специализированной группы
МБДОУ «Детский сад № 31 компенсирующего вида»
Дзержинского района г. Новосибирска

Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста

Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.

Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. В многочисленных философских, психолого-педагогических исследованиях раскрывается исключительная роль освоения предметного и социального пространства в построении ребенком целостной картины мира, осознании своего места в нем. Пронизывая все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, ориентировка в пространстве оказывает влияние на развитие его самосознания, личности и, таким образом, является составной частью процесса социализации. Гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве. Изучавшие пространственные представления и ориентировку в пространстве исследователи установили, что их несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками.

Поэтому считаю актуальным развитие у дошкольников адекватных способов восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве; эта задача выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к школе, являющейся, в свою очередь, одной из важнейших задач дошкольного воспитания.

Веду целенаправленную деятельность (специально-организованные занятия, самостоятельная и совместная), которая повышает эффективность формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста.

Развивающая среда включает комплексное психолого-педагогическое воздействие и интеграцию в различные виды детской деятельности:

– в специально-организованной деятельности (динамические упражнения, пальчиковая гимнастика, упражнения с использованием игровых моментов, специальные игры и т.д.);

– вне занятий (игра, прогулка, режимные моменты: умывание, закаливающие процедуры, одевание, зарядка и др.);

– в других видах деятельности (конструирование, аппликация, изобразительная деятельность, физкультурные и музыкальные занятия);

– в совместной с родителями деятельности.

Особенно важно стимулировать перенос ребенком знаний из специально организованной дидактической среды в жизненную обстановку.

Всю работу по развитию у дошкольников пространственных представлений организую по следующим разделам.

 

1. Ориентировка «на себя»; освоение «схемы собственного тела»

Дидактическая игра: «Петрушки (клоуны)». Цель: познакомить с пространственными отношениями, выраженными с помощью предлогов «на», «под», «рядом».

ДИ: «Угадайка», «Что изменилось?».

Игра «Правый глаз».

Игра «Внутри и снаружи»

ДИ: «Что стоит внизу, наверху, рядом (Кто стоит)». Цель: показать, что пространственные отношения между предметами могут заменяться: предмет, который был наверху, сможет оказаться внизу, и наоборот.

Игра «Обезьянки». На начальных этапах игру провожу без учета зеркального отражения частей тела. Детям надо, повторяя все действия за педагогом, показать и назвать части лица, головы.

Игра «Путаница». Детям предлагаю правой рукой закрыть левый глаз; левой рукой показать правое ухо и правую ногу; дотянуться левой рукой до правого носка, а правой.

Данные задания можно включать в следующие виды деятельности: физкультурные и музыкальные занятия, аппликация и рисование, конструирование. Например, на листе бумаги упражнение: «Дорожки», «Ленточки», раскладывание дидактического материала на занятиях по счету тоже в направлении слева направо.

Игровая ситуация «Мышиные истории», «Три котенка», «Красная Шапочка»

Математическая игра «Вперед и назад»

Математическая игра «Что изменилось?»

Конструирование «Постройка сарая для животных»

Аппликация «Угости зайку морковкой»

Конструирование «Теремок»

Игра «Вопрос – ответ»

Физкультминутка «Самолет»

 

2. Освоение и применение словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям: вперед – назад, вверх – вниз, направо – налево

ДИ: «Куда пойдешь, что найдешь?».

Игра «Я робот!» Игра учит ребёнка внимательно слушать команды взрослого.

Игра «Фигурное лото»

ДИ: «Письмо от зайки (мишки, белочки, ежика и др.)» Цель: учить ориентироваться в реальном пространстве с опорой на ориентиры; соотносить ориентиры, изображенные на бумаге, с реальными предметами.

Игровая ситуация «Путешествие», «Новые приключения Тома и Джерри».

Отношения «длиннее – короче», «дальше – ближе». Понятия «близко – далеко».

Игровое упражнение «Что изменилось?»

Математическая игра «Уголки»

Психогимнастика «Смелый заяц»

Конструирование «Городской транспорт»

Математическая игра «Мастерская ковров»

Конструирование «Записная книжка в подарок папе»

 

3. Определение расположения предметов в пространстве «от себя», когда исходная точка отсчета фиксируется на самом субъекте

ДИ: «Клоуны» (кукольный театр). Цель: обратить внимание на взаимное расположение объектов, находящихся «за» и «перед» каким-либо предметом.

ДИ: «Встань впереди или сзади товарища»

Игра «Кого загадали?», «Развивающий коврик»

Игра «На параде», «Слева, справа, ниже, выше – нарисуешь, как услышишь». Цель: научиться ориентироваться в пространстве, используя понятия «налево», «вправо», «вверх», «вниз», «между», «над», «под», «за» и т.д.

Игра «Путешествие жука». Слушай внимательно и рисуй, как движется жук: одна клеточка вверх, одна направо, одна вниз, одна направо, одна вверх.

Игровая ситуация «Переполох»

Математическая игра «По три в трех»

Конструирование «Гаражи для своей машины»

Математическая игра «Найди ключи»

Экологическая игра «Охотник и пастух»

Математическая игра «Узнай, что изменилось»

 

4. Определение собственного положения в пространстве («точки стояния») относительно различных объектов, точка отсчета при этом локализуется на другом человеке или на каком-либо предмете

ДИ: «Угадай, что где находится», «Кто ушел и где он стоял?»

Игра «Что под ладошкой?»

Игра «На параде»

Игра «Справа и слева»

ДИ: «Угадай, кто за кем». Цель: продолжать формировать у детей представление о заслоняемости одних предметов другими; уточнить представление о том, что большие предметы заслоняют меньшие, а меньшие не заслоняют больших; закреплять слова «больше», «меньше», «за», «перед».

Игровое упражнение «Сколько игрушек стоит впереди, сзади, слева и справа от тебя?», «Кто стоит впереди, кто сзади?»

Аппликация «Теремок»

 

5. Определение пространственной размещенности предметов относительно друг друга

Игра «Фигурное лото»

Игра «Помоги пчёлке собрать урожай»

Игра «Художник»

Игра «Замри». Цель: учить детей понимать схематическое изображение позы человека.

Упражнения на развитие глазомера.

Математическая игра «Что изменилось»

Математическая игра «Пройди к избушке лесника»

Психогимнастика «Сосулька»

Пальчиковая игра «Коза и козленок»

Математическая игра «Кто быстрее пройдет свой лабиринт»

 

6. Определение пространственного расположения объектов при ориентировке на плоскости, т.е. в двухмерном пространстве; определение их размещенности относительно друг друга и по отношению к плоскости, на которой они размещаются

Игра «В гости к другу». Графический диктант. «Эстафета». Детям объясняют, что сначала они должны выполнять все движения в правую сторону, а на обратном пути – в левую сторону

Игра «Зайцы и волк» (В игре участвует вся группа детей)

Дидактическая задача. Учить детей сопоставлять план с пространством групповой комнаты.

«Где мишка!» (В игре принимают участие от пяти до семи человек)

Дидактическая задача. Учить детей свободно пользоваться планом.

Математическая игра «Сколько пар ботинок?»

Игра «Раскрась разными штрихами домик»

Игра «Строительство» бензозаправочной станции по рисунку.

Игровая ситуация «Спящая красавица»

 

Для выявления знаний и умений у дошкольников по ориентировке в пространстве использовала методики диагностики:

«Пробы Хеда» (Диагностика пространственных представлений о собственном теле). Эта методика направлена на исследование ориентировки ребенка в пространстве собственного тела. Вначале анализируются представления по отношению к собственному лицу, затем по отношению к телу. Ребенку предлагается оценить, что находится у него на лице, и каково взаиморасположение отдельных его частей.

Методика «Что находится спереди от меня?» Эта методика направлена на исследование ориентировки собственного тела ребенка в пространстве. Ребенку предлагается встать на середину комнаты и назвать предметы, которые он видит спереди от себя. Затем исследователь поворачивает ребенка на 90 в правую сторону и предлагает снова назвать предметы, которые он видит спереди от себя.

Методика «Расположение предметов на рисунке» включает в себя 6 картинок, которые направлены на различное исследование ориентировки ребенка в пространстве на примере картинок, направлена на исследование того, понимает ли ребенок вопросы, связанные с пространственным расположением.

Овладение детьми умениями и навыками по ориентировке в пространстве фиксировала в таблице на начало и конец учебного года по результатам диагностики.

 

 

Количество детей, овладевших деятельностью / в процентах /.

Сентябрь

2009г.

Май

2010г.

Ориентировка на собственном теле

 

 

Ориентировка относительно себя

 

 

Ориентировка относительно предмета

 

 

Ориентировка в групповой комнате

 

 

Ориентировка на улице

 

 

 

Таким образом, к выпуску детей в школу удалось достичь следующих результатов:

– развитие понимания пространственных отношений между предметами, связанных с усвоением многих предлогов и наречий (наверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади, над, под, за, в, на, между, напротив и др.);

– осознание пространственных терминов и их появление в активном словаре ребенка, что совершенствует грамматический строй его устной речи, а в дальнейшем и письменной;

– способность к пространственно-временной обработке информации, что позволит составить рассказ по картине или серии картин, овладеть письмом, чтением, математическими операциями, пониманием условий задач и т.д.;

– хорошей ориентировки в пространстве.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 39)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела