Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Организация проектной и исследовательской деятельности в образовательных учреждениях»
Выпуск №30 Октябрь 2010 | Статей в выпуске: 111


Все статьи автора(10) Валентина Михайловна Куликова,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории,
руководитель музея МБОУ СОШ № 15
Ленинского района г. Новосибирска

Роль школьного музея в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

С января 2010 года вся педагогическая общественность начала работать по утверждённой президентом России Дмитрием Медведевым Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Суть и смысл этого проекта – в создании школы, способной раскрыть личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учёбе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности с учётом задач модернизации и инновационного развития страны. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Новая программа развития российской школы включает в себя пять основных направлений, одно из которых – обновление содержания образования. Постепенно будет осуществлён переход на новые стандарты. В любой образовательной программе будет две части: обязательная и та, которая формируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможности выбора. Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость – кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия. Именно здесь может в большей степени реализоваться образовательный и воспитательный потенциал школьного музея.

Школьный музей сегодня – не отдельно стоящий институт, а одно из ключевых звеньев образовательной и воспитательной работы в школе. Деятельность музея разнопланова: она реализует целый комплекс форм, методов и приёмов работы. В музее также происходит обучение и воспитание; пропаганда знаний о природе и обществе, истории и культуре страны и ее отдельных регионов ведется на основе подлинных памятников материальной и духовной культуры народов. Именно подлинность музейной информации придает полученным здесь знаниям особую убедительность и достоверность. Как же работают музеи на новом этапе модернизации образования? Попробую ответить на этот вопрос исходя из работы музеев образовательных учреждений Ленинского района.

История становления музейного пространства Ленинского района уходит в далёкие семидесятые годы, когда в школах повсеместно начали зарождаться музеи и музейные уголки. Неудивительно, что первые школьные музеи были военно-историческими: послевоенные годы, восстановление разрушенного хозяйства и одновременно желание сохранить память о годах Великой Отечественной войны. Так, были открыты музеи в школах 66, 48, 15, 70 (ныне 16 гимназия «Французская») и 127 (ныне 14 гимназия «Университетская»). Если обратиться к диаграмме, видим «затишье» в период, охватывающий целых двадцать лет. И только с 2004 года развитие музейного дела вновь становится приоритетным: за эти годы в районе открыто ещё двадцать музеев и два музейных уголка (это Уголок Боевой славы в 133 интернате и Уголок истории школы № 62 компенсирующего обучения).

На сегодняшний день структура музейного пространства района такова: 14 исторических, 8 военно-исторических, 3 краеведческих, 1 археологический, 1 этнографический и два музейных уголка. Музейные уголки не несут в себе функции музея образовательного учреждения, но, тем не менее, играют свою роль в воспитании ребят, тем более что это специфические учреждения: школа-интернат № 133 и специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 62. В 62 школе, например, несмотря на то, что там учатся дети с ограниченными возможностями здоровья, открытие музейного уголка позволило создать условия для повышения мотивации и интереса детей к музейной работе и к творчеству: ребята с удовольствием принимают участие в формировании и пополнении музейного фонда, выполняя творческие работы на уроках трудового обучения, в кружках, на факультативных занятиях под руководством увлечённых педагогов.

Как известно, качество общего образования есть результат взаимодополнения школьного обучения и дополнительного образования. Современные школы постепенно переходят на работу в режиме полного дня. И здесь очень важно не потерять нить, связывающую образование с воспитанием, с чем вполне справляются наши музеи.

Возьмём для примера работу конкретных музеев. Я хочу остановиться на работе музеев в школах № 94, 48 и 15. Почему именно в этих? Потому что там работают по два(!) музея, что позволяет шире использовать их образовательные и воспитательные возможности.

Школа № 48: Народный музей Боевой славы 22-й Сибирской Гвардейской добровольческой дивизии – один из первых музеев, открывшихся в школах Ленинского района. В 1972 году музею было присвоено звание «Народный». Девиз музея: «Неустанно идти дорогой подвига, открывая новые имена, прошедшие путь от первого боя до вечного огня». В музее много уникальных экспонатов: письма, фотографии и газеты фронтовых лет, хлебные карточки, осколки боевых снарядов, пулеметные ленты, каски, подлинная карта боевого пути 22-й дивизии.

В музее проводятся экскурсии, встречи с ветеранами 22-й дивизии. Есть уголок памяти о погибших в Чечне и Афганистане выпускниках школы. Для того чтобы привлечь в школу выпускников, здесь открыли второй музей – музей истории школы, в котором собраны уникальные экспонаты и фотографии, отражающие всю историю становления и развития школы. Содружество двух музеев привлекло к школе больше выпускников, ветеранов педагогического труда, что, в свою очередь, позволило совершенствовать воспитательную работу с учащимися в контексте преемственности поколений.

В школе № 94 функционируют два разных по направлению работы музея. Это музей «Памяти жертв политических репрессий», сохраняющий память о годах политического террора в СССР и борьбы с несвободой и музей «ВМЕСТЕ» истории микрорайона «Телецентр» и истории школы № 94. Каждый музей автономен и самодостаточен: есть два Совета музея, есть свои специфические музейные мероприятия и свои направления научно-исследовательской деятельности школьников. Каким же образом организовывается совместная работа учащихся? Прежде всего, это понимание того, что музеи ориентированы на жителей Ленинского района и города Новосибирска, а это – труженики тыла, участники Великой Отечественной войны и жертвы политических репрессий, и те, кто принимал и принимает участие в строительстве и развитии района и города. Их судьбы тесно переплетены в истории школы, микрорайона «Телецентр», связаны с судьбами заводов Левобережья. Поэтому очень сложно разделить поисковую работу школьников для каждого музея в отдельности.

Руководители музеев (Шадрина В.В. и Костина О.К.) всегда стараются организовывать мероприятия с привлечением членов Советов и активов обоих музеев сразу. Накоплен опыт совместной работы учеников. Стали традиционными выездные экскурсии в пос. Ложок под Искитимом – в поездку оправляются активисты обоих музеев, которые потом выпускают совместный отчет о поездке.

В 2009 году на базе школы прошел I региональный Слет активов школьных музеев «Сохраним память». В его организации и проведении принимали самое живое и непосредственное участие и активисты музея «Памяти жертв» и активисты музея «ВМЕСТЕ», а в марте 2010 состоялась поездка в г. Тайга (Кемеровская обл.) на научно-практическую конференцию «Забвению не подлежит». Традиционным для ребят является и совместное участие в организации и проведении ежегодного всероссийского Дня памяти жертв политических репрессий (30 октября), участие в торжествах, посвященных юбилею школы, праздничные чаепития, выезды в театр, на экскурсии и т.д.

В школе № 15 большую работу по формированию гражданской и патриотической позиции школьников проводит музей Боевой славы 278-й истребительной авиадивизии. Музей обладает не только воспитательным, но и образовательным потенциалом, давая учащимся определённый багаж знаний о природе и обществе, истории и культуре страны и отдельных регионов. Основные виды деятельности музея – поисково-исследовательская, экскурсионная, лекционная. Музей много лет является стержнем всей воспитательной работы в школе. Последние четыре года на базе музея работает Школа «Юный экскурсовод» ДТД УМ «Юниор», в которой обучаются учащиеся школ № 15, 20, 66, 129, 94. Такая планомерная и систематическая совместная работа позволяет раскрыть личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к истории страны и родного края; развивает кругозор, формирует гражданское самосознание молодого человека, прививает ему навыки исследователя, учит работать в коллективе.

В условиях модернизации образования школа перешла на новую ступень развития, приняв за основу образовательную концепцию «Русская школа», что потребовало от всех педагогов переосмыслить суть и содержание и воспитательной работы. Весь педагогический коллектив принял единодушное решение создать в школе условия, которые бы позволили воспитать у учащихся уважение к богатейшему прошлому нашей Родины, ко всему, что сделано человеком на русской земле; приобщить детей к русской культуре, народным традициям. Эту цель призван реализовать недавно открывшийся в школе музей русской народной культуры. В настоящее время мы находимся в поиске идеи содружества двух музеев, столь разных по профилю.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 407)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Анализ работы музеев образовательных учреждений за 2009/2010 учебный год
2. Роль школьного музея в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
3. Школьный музей как один из факторов реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
4. Система дополнительного образования детей в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения
5. Хранители памяти
6. Личностно-ориентированное образование учащихся средствами школьного музея
7. Роль музея в духовно-нравственном воспитании
8. Дню Учителя посвящается: В Музее СССР открылась выставка «Уроки в советской школе»
9. Проект «Золотая хохлома»
10. Сценарий открытого урока для детей младшего школьного возраста «Бабушкины сказки»
11. Линейка памяти Бориса Богаткова