Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Организация проектной и исследовательской деятельности в образовательных учреждениях»
Выпуск №30 Октябрь 2010 | Статей в выпуске: 111


Все статьи автора(3) Татьяна Владимировна Мжельская,
кандидат исторических наук, доцент,
заместитель директора института истории,
гуманитарного и социального образования НГПУ

Школьный музей как один из факторов реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

Тенденции развития современного образования в России определяются утвержденной президентом Д. А. Медведевым в феврале 2010 года национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». В ней заложены аспекты, которые должны усовершенствовать систему образования России. Однако следует отметить, что в предыдущие годы были разработаны и развиты разнообразные формы работы со школьниками, в частности школьный музей. Такой опыт следует учитывать и развивать в современных условиях модернизации системы образования России. Наша цель: выявить возможности школьного музея по реализации задач образовательной инициативы «Наша новая школа».

Выявим положения в анализируемом документе и рассмотрим возможности их реализации в процессе деятельности школьного музея. Образовательная инициатива подразумевает развитие творческой среды для выявления особо одаренных ребят. Динамично развивающийся школьный музей и может стать такой средой, центром поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей.

В документе указывается, что важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Здесь же указываются главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Возможность достижения поставленных задач появляется у членов Совета музея, активно участвующих в его деятельности. Остановимся на некоторых аспектах. Порядочность должна быть одним из основных качеств учеников, работающих в музее, т. к. они имеют дело с ценностями, хранящимися в фондах. Они готовят доклады, экскурсии, другие тексты и презентации и для этого должны владеть современными информационными технологиями. Патриотическая деятельность музеев является одной из основных функций, чему посвящено большое количество публикаций.

Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Участие в различных мероприятиях музея, конференциях, проведение экскурсий позволяет решать многие из поставленных задач.

Документ определяет также задачи учителя – помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Так как руководитель музея близко общается с учениками, входящими в Совет музея, подбирает их, ведет индивидуальную работу, использует различные формы работы, у него имеется больше возможностей для решения поставленных задач.

Следует отметить, что новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость – кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия. Архитектура школьного пространства должна позволять эффективно организовывать проектную деятельность, занятия в малых группах, самые разные формы работы с детьми. Результат образования – это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении.

Школьный музей – уже готовая площадка для реализации данного рода задачи. В современных условиях его работы необходимо учитывать условия модернизации современного образования.

Таким образом, у школьного музея имеется огромный потенциал для реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», следует учитывать бесценный опыт, накопленный за все годы существования такой формы работы.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 14)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Анализ работы музеев образовательных учреждений за 2009/2010 учебный год
2. Роль школьного музея в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
3. Школьный музей как один из факторов реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
4. Система дополнительного образования детей в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения
5. Хранители памяти
6. Личностно-ориентированное образование учащихся средствами школьного музея
7. Роль музея в духовно-нравственном воспитании
8. Дню Учителя посвящается: В Музее СССР открылась выставка «Уроки в советской школе»
9. Проект «Золотая хохлома»
10. Сценарий открытого урока для детей младшего школьного возраста «Бабушкины сказки»
11. Линейка памяти Бориса Богаткова