Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Организация проектной и исследовательской деятельности в образовательных учреждениях»
Выпуск №30 Октябрь 2010 | Статей в выпуске: 111


Борис Григорьевич Поздняков,
методист музея СССР

Дню Учителя посвящается: В Музее СССР открылась выставка «Уроки в советской школе»

30 сентября 2010 года в Музее СССР (ул. Горького, 16) открылась выставка школьных принадлежностей и учебников времен СССР «Уроки в советской школе», приуроченная ко Дню Учителя. Какой советский учебник попал в книгу рекордов Гиннеса? Кто такой «шкраб»? Почему до 1937 года в СССР не преподавали историю? Ответы на эти и другие вопросы посетители получат, посетив выставку.

Какую цель ставили устроители выставки, когда собирали эти экспонаты для неё? Во-первых, отметить День учителя в Год учителя, уникальное совпадение, которое произошло 3 октября 2010 года. Во-вторых, предоставить молодому поколению учащихся возможность взглянуть воочию на школьную жизнь своих родителей, дедушек и бабушек. Ну а в-третьих, и старшему поколению, ностальгирующему по своей прошедшей советской юности, предметно напомнить о том, как проходила их учёба в школе.

Наша выставка не велика. Но на ней есть редкие вещи. В числе учебников, например, выставлены буквари, выпущенные в 1933 году, как для учащихся первого года обучения первой ступени единой трудовой школы, так и для взрослых, постигавших грамоту в кампанию «Долой безграмотность!» Известно ведь, что в стране в то время до трети населения не умели читать и писать. А с учётом малограмотных цифра эта доходила до 50%! Особенно много неграмотных было среди женщин-домохозяек и среди сельского населения. И, значит, эти люди годились только на неквалифицированную работу. А ведь стране в то время остро нужны были высококвалифицированные специалисты и умелые квалифицированные рабочие. Мириться с неграмотностью было нельзя. Открывались новые школы, техникумы и институты. И тогда за парты сели сотни тысяч молодых людей. Потому, надо сказать, и учебники в ту пору издавались гигантскими тиражами – до миллиона двухсот тысяч экземпляров, хотя качество бумаги было неважным, и полиграфия оставляла желать лучшего.

Довоенные и послевоенные учебники грешили повышенной идеологической составляющей. Даже в букварях и «Родной речи» для первого и второго класса обязательно имелись рассказы о великих вождях Ленине и Сталине, о благах, которые принесла якобы Октябрьская революция народу, о могучей Красной Армии, победившей всех врагов и о вылазках кулаков, с которыми нужно бороться всеми силами. Всё направлялось на коммунистическое воспитание подрастающего поколения. А фактически – оболванивание и подчинение большевистским вождям. С другой стороны, учебники эти были хороши прекрасным подбором произведений русских классиков: Пушкина, Тютчева, Льва Толстого, Ушинского и других. Много рассказов и стихов детских писателей той поры, хорошо знавших жизнь и быт детей города и деревни. Практически, это великолепные хрестоматии по русской литературе.

Имелись и учебники дореволюционного периода, конечно же, только по точным наукам, и если ничего нового не было написано после Октября. Так, представленный на выставке учебник алгебры Андрея Киселёва, впервые изданный аж в 1888 году для гимназистов и отвергнутый в восемнадцатом, был реанимирован в 1928 году и с небольшими редакционными правками вновь запущен в школьную программу. Он выдержал около 50-ти выпусков, что само по себе уже рекорд. В 70-ые его заменили другим, более академичным учебником, якобы отражающим требования современности. Однако, как показала практика, новая «Математика» была написана без должного таланта автором, плохо разбиравшимся в педагогике и детской психологии. Дети с трудом понимали академический язык учебника и не могли решать приведённые в ней задачи.

Интересен также представленный учебник географии, выпущенный Новосибирским издательством в 1932 году для школьников третьего года обучения. В нем, кроме физической географии земли, говорится о животном мире, о народонаселении разных стран. Достаточно много сведений о родном Западно-Сибирском крае, о его развитии, промышленности, людях. Сказано и о столице края – Новосибирске, его архитектуре, предприятиях, имевшихся и строящихся. Он – самый большой город в крае, в нём аж 188000 тысяч жителей, что гораздо больше численности таких городов, как Омск, Барнаул или Томск. Утверждается, что рост населения края объясняется улучшением медицины и санитарии. И что люди стали лучше питаться. (Это в период начала великого голода, вызванного неумелым проведением большевистской коллективизации!).

Делу коммунистического воспитания служили также отряды октябрят, пионерская и комсомольская организации в школе. На выставке представлены октябрятская символика, «Торжественное обещание пионеров» на знамени, горн и барабан, галстуки, значки, литература о пионерии, издававшиеся в то время «Пионерская правда» и журнал «Пионер», прочая пионерская атрибутика.

Школьная форма мальчиков и девочек (для последних она была обязательна) тоже выставлены на обозрение. Есть в экспозиции фотографии, где школьницы запечатлены в такой форме: строгое платье коричневого или другого тёмного цвета, чёрный фартук для будней и белый нарядный для праздников. Пионеры носили красные галстуки на шее. Но была и особая пионерская форма: белая рубашка и чёрные брюки (юбка), красный галстук, повязанный особым способом.

Из атрибутики классной комнаты в наличии чёрная классная доска, стол. Тетради учеников 1-ого и 3-его классов, которые они вели в 1953-ем и в 1984-ом году. Можно сравнить, насколько разными были требования к письму в эти годы. До 1959 года в школах писали стальными перьями, обмакивая их в чернильницы. Потом появились авторучки, и надобность в чернильницах отпала. (Может потому так трудно найти их сегодня). Но к авторучкам относились с недоверием, и не сразу позволили начать пользоваться ими. А уж к середине шестидесятых почти повсеместно стали внедрять привычные нынче для всех ручки шариковые. Есть у нас и перьевые, и автоматические ручки. Более того: ими можно воспользоваться на практике, попытаться написать что-то в тетради.

Советская школа шла «от победы к победе». В тридцатые годы было объявлено, что молодёжь страны Советов должна иметь обязательное начальное образование. К концу пятидесятых – 7 (8) – летнее неполное среднее. А уж к середине 70-тых решили, что все поголовно в СССР будут иметь среднее образование, окончив 10 (11) классов. Казалось бы, очень хорошее пожелание. Все ПТУ перешли с одногодичной на трёхгодичную программу, давая будущим рабочим помимо профессии – аттестат. Дополнительно открылась масса школ рабочей молодёжи. Но практика показала, что закон принят преждевременно. Рабочие до тридцати лет, насильно отправлявшиеся в ШРМ, разбегались, не желая учиться. Их с трудом собирали вновь учителя, посещая на дому и на производстве, увещевали, выплачивая 50% заработка, предусмотренных законом (есть образец справки), а иногда не скупились и на все 100%. Ничто не помогало! Бросали учёбу всё равно. В экспозиции имеется «письменное обязательство» жены одного бросившего учёбу лоботряса о том, что она его отправит в пятницу в школу. Есть тут и с разрисованные ручками тетради этих нерадивых учеников.

Дальше можно увидеть спортивную форму школьников, кубки, дипломы и ленты чемпионов. Фотографию заседания 19-ого съезда комсомола, где пионеры приветствуют старших товарищей.

Время советской школы – важный этап в развитии образования в нашей стране. Преодолев ряд реформ, она, в общем-то, давала неплохие знания, нужные в жизни, была достойным базисом для поступления в высшие учебные заведения. Мы считаем, что нужно помнить о ней.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 3)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Анализ работы музеев образовательных учреждений за 2009/2010 учебный год
2. Роль школьного музея в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
3. Школьный музей как один из факторов реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
4. Система дополнительного образования детей в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения
5. Хранители памяти
6. Личностно-ориентированное образование учащихся средствами школьного музея
7. Роль музея в духовно-нравственном воспитании
8. Дню Учителя посвящается: В Музее СССР открылась выставка «Уроки в советской школе»
9. Проект «Золотая хохлома»
10. Сценарий открытого урока для детей младшего школьного возраста «Бабушкины сказки»
11. Линейка памяти Бориса Богаткова