Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Организация проектной и исследовательской деятельности в образовательных учреждениях»
Выпуск №30 Октябрь 2010 | Статей в выпуске: 111


Все статьи автора(2) Светлана Павловна Болматова,
руководитель музея МБОУ СОШ № 147
Первомайского района г. Новосибирска

Сценарий открытого урока для детей младшего школьного возраста «Бабушкины сказки»

Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми в музейной среде значительно оживляет педагогический процесс, способствует пробуждению у детей интереса к творчеству, глубине познания истории своей страны и процессу становления их личности. Творчество музейного педагога, освоение им специфических особенностей музея позволяет ему открывать новое в этой сфере и разработать собственный вариант системы обучения для более эффективной реализации целей и задач творческого развития детей.

Музей этнографии «Русская изба» обладает уникальными возможностями для создания и использования комплекса особых музейных методов, помогающих творческому развитию детей и успешному решению общих педагогических задач развития их личности.

Общие принципы традиционной культуры, применяемые в процессе обучения:

1. Устность передачи традиции.

2. Подлинность традиции, говора, диалекта, манеры пения, одежды.

3. Функционирование традиций в системе календарно-обрядового цикла.

4. Создание обстановки и атмосферы традиционной культуры.

5. Коллективность творчества.

Форма проведения: путешествие по сказкам.

Цель: знакомство детей с предметами крестьянского быта, о которых упоминается в русских народных сказках.

Задачи:

– знакомство детей с предметами – знаковыми символами эпохи;

– создание на занятии атмосферы радости от общения с прошлым.

Для общения с учащимися рекомендуется вопросно-ответный метод.

Предметный ряд и оборудование. Для проведения занятия использованы интерьеры экспозиции:

– «Обрабатывающие ремесла»,

– «Хозяйство и быт крестьян»,

– «Русская изба»,

– дополнительные предметы: серп, цеп, колосья пшеницы, корыто с сечкой (для рубки капусты), кукла Мальчик-с-пальчик.

Занятие проходит: в интерьере музея «Русская изба».

Сценарный план урока

Сегодня наше занятие называется «Бабушкины сказки». А вы любите сказки? За что?

Скажите, ребята, как, по-вашему, сказка – это только красивая выдумка? Конечно, в сказке много фантазии, но вместе с тем она отражает жизнь. А кто придумывает сказки? Да, люди придумывали сказки о своей жизни, в них передавалась мечта народа о счастье, доброте, осуждалась жадность, зависть. Добрый герой в сказке всегда побеждает злого. Русские народные сказки помогут нам сегодня узнать о жизни русских крестьян в старину, познакомят с предметами быта и орудиями труда.

Жил себе старик со старухой. Раз старуха рубила капусту на пироги, задела нечаянно по руке и отрубила мизинец, бросила его за печку.

Вдруг послышалось старухе, что кто-то говорит за печкой человеческим голосом: – Матушка, сними меня отсюда!

Изумилась старуха. Сотворила честной крест и спрашивает:

– Ты кто таков?

– Я твой сынок, народился из твоего мизинца.

Сняла его старуха, смотрит – мальчик крохотный-крохотный, еле от земли видно! И назвала она его Мальчик-с-пальчик.

– А где мой батюшка? – спрашивает Мальчик-с-пальчик.

– Поехал в поле на пашню.

– Я к нему поеду, помогать стану.

– Ступай, дитятко.

Пришел он на пашню.

– Бог в помощь, батюшка!

Осмотрелся старик кругом, нет никого.

– Что за чудо, глас человеческий слышу, а никого не вижу! Кто таков говорит со мною?

– Я твой сыночек.

– Да у меня детей сроду не бывало.

– Я только что народился на белый свет: рубила матушка капусту на пироги, отрубила себе мизинец и бросила за печку. Вот я и стал Мальчик-с-пальчик! Пришел тебе помогать – землю пахать. Садись, батюшка, закуси чем бог послал да отдохни немножко.

Обрадовался старик, сел обедать, а Мальчик-с-пальчик залез лошади в ухо и стал пахать землю.

– А чем он пахал, ребята?

Назвать этот предмет нам поможет загадка:

Баба-Яга,

вилами нога,

весь мир кормит –

сама голодна.

Перед нами соха. В соху впрягали лошадь.

(Два ребенка около сохи показывают, где должна стоять лошадь, а где крестьянин. Дети определяют, правильно ли выполнено задание).

Соха – орудие легкое, так как из железа изготовлены только сошники. Для необходимой глубины вспашки нужно было с силой налегать на нее. Так что и сказочным героям, и крестьянам немалых трудов стоил каравай хлеба.

– Ребята, а чем заканчивается сказка о Мальчике-с-пальчике? Вы, наверное, помните, как он обманывает жадного барина, купившего его, и возвращается к отцу. А вот и другая сказка «Мужик и медведь».

Пахал мужик ниву. Пришел к нему медведь и говорит:

– Мужик, я тебя заломаю!

– Нет, не «замай» (не трогай). Я вот сею репу, себе возьму корешки, а тебе отдам вершки.

– А что такое вершки? (Ответы ребят)

– Быть так, – сказал медведь, – а коли обманешь, так в лес по дрова ко мне не езди!

Сказал и ушел в дубраву. Пришло время мужику репу копать. А медведь из дубравы вылезает и говорит:

– Ну, мужик, давай делить!

– Ладно, медведюшка! Привезу тебе вершки.

И отвез ему ботвы. Медведь остался доволен честным разделом. Вот мужик положил свою репу на воз и повез в город продавать, а навстречу медведь:

– Мужик, куда ты едешь?

– А вот, медведюшка, еду в город корешки продавать.

– Дай-ка попробовать твои корешки!

Мужик дал ему репу. Медведь съел и как заревел:

– Ты обманул меня, мужик, твои корешки оказались слаще!

– Да как же я тебя обманул. Ты сам любком брал. Что хотел и взял! Давай, Мишенька, посеем теперь пшеничку.

Посеяли пшеничку.

– А как, ребята, ее сеять?

На этом слайде вы видите крестьян с берестяной корзинкой, подвешенной с помощью лямки на плечо. В такую корзину насыпали зерно и вручную разбрасывали eго по пашне.

Давайте, поиграем, попробуем посеять пшеничку.

(Дети показывают, как сеять пшеницу, как пшеница растет, как осенью ее собирают. Педагог показывает детям колосья пшеницы).

Приехал мужик урожай собирать. Взял с собой вот этот предмет. Чтобы назвать его – надо загадку отгадать:

Согнута в дугу,

Лежит на лугу –

Зимой на крюку.

(Коса)

В старину мужчины косили пшеницу, заготавливали сено. (Мальчики показывают, как надо косить косами).

А девочки и женщины жали пшеницу. Как вы думаете, чем? Вот предмет, а вот и загадка про него:

Маленький, горбатенький

По ниве побежал,

Каждый колос задрожал».

(Серп)

(Девочки показывают, как жать серпами).

Убрал мужик пшеницу, тут и пришел к мужику медведь. Как теперь стали делить пшеницу? (Варианты ответов детей).

Повез мужик урожай на базар. Как вы думаете, ребята, это были колосья пшеницы или зерна. (Варианты ответов детей)

Конечно, зерна. А как он их достал из колосков? (Варианты ответов детей. У педагога в руках цеп)

– Посмотрите на этот предмет и отгадайте загадку:

Над головой вертятся,

а в руках крутятся,

стучат, гремят

и все говорят:

то мы, то-то мы.

(Цеп)

(Педагог объясняет, как обмолачивали зерно с помощью цепа)

Теперь мы знаем, как сеяли и как собирали урожай, а сказка «Жерновцы» рассказывает о жерновах, при помощи которых мололи зерно.

Жили-были дед да баба. Были они такими бедными, что часто у них не было в доме никакой еды. Однажды старик пошел в лес и принес на обед желудей. А один желудь закатился в щель в полу и стал расти. Вырос из него дуб до самого пола, а дальше-то некуда. Пожалела бабка деревце, попросила деда прорубить пол: «Пусть, мол, растет, бог с ним!» Рос, рос дубок и дорос до крыши, прорубил дед и крышу. Стал дуб расти дальше, и выросло огромное дерево, макушкой в облака доставало. Полез дед на дуб за желудями, залез на самую макушку, а там...

Что же дед там увидел? Петушка с волшебными жерновцами. Взял старик жерновцы, посадил на плечо петушка и стал спускаться.

– Ну-ка, смотри, бабулечка, что я тебе принес, – говорит дед.

– Да зачем нам жерновцы, нам и молоть-то нечего.

– А что обычно мололи на жерновцах? (Варианты ответов детей)

У бабки зерна не было, но ручку жерновцов она все же покрутила. А из жерновцов вдруг выскочил блин. Крутнула еще раз – пирог. То блин, то пирог. Вот уж обрадовались старики, зажили они счастливо: и сами сыты, и гостей есть чем угостить.

Ребята, так случилось в сказке, а в жизни жернова служат для того, чтобы перетирать зерна в муку. И снова загадка:

Брат брата трет,

Белая кровь течет.

Догадались, что это за белая кровь? – Конечно, это мука. Но чтобы испечь пироги, муку нужно просеять. Что для этого нужно взять? Отгадайте-ка загадку:

Сотни глаз,

А сам слепой,

Засорил глаза мукой.

(Сито)

– Ребята, а как заканчивается сказка про жерновцы? Верно. Петушок помогает деду с бабой перехитрить богатого барина.

А в какой еще сказке животные помогают людям? Я немного помогу вам: это домашнее животное, которое помогает девочке. Да, это сказка «Крошечка-Хаврошечка». Ведь ей помогала добрая коровушка-матушка. Вы знаете, что есть на свете люди хорошие, но есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся: к таким вот и попала Крошечка-Хаврошечка.

(Ребята «путешествуют» по разделу «Обрабатывающие ремесла»).

Выйдет, бывало, в поле Крошечка-Хаврошечка, обнимет свою рябую коровку, прижмется к ней и рассказывает, как тяжело ей на белом свете жить-поживать:

– Коровушка-матушка! Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню надо пять пудов (80 кг) напрясть, наткать, побелить и в трубы скатать.

Давайте, ребята, посмотрим, как же ткали.

Ткали холст – грубую ткань – на специальном станке из дерева. Сначала в стан заправляли нитки основы, потом вручную прокладывали поперечную нить, движением решетки ее уплотняли. Нажимая на педаль, меняли уровни нитей. И так постепенно рождалось полотно. Как вы думаете, быстро ли ткать да прясть? Могла ли Крошечка-Хаврошечка столько за ночь наткать ткани сама? Конечно же, нет. Кто ей помогал? Правильно, ей помогла волшебная сила коровушки-матушки. Крошечка -Хаврошечка влезала ей в одно ушко, в другое вылезала, и работа была сделана.

Интересно, ребята, как вы думаете, во что была одета Крошечка-Хаврошечка? Правильно, в сарафан. Попробуйте найти его в экспозиции. А где она его взяла, ребята? Сама сшила, и холст соткала, и нитки спряла. А кудельку? Куделька была в основном льняная. Лен – это очень красивое растение с голубыми цветочками. Его осенью, как и пшеницу, жнут. Потом его размягчают, мнут в ступе. Вспомните, кто в русских сказках в ней летает? Молодцы, ребята, хорошо знаете русские народные сказки! Потом волокна этих растений расчесывали гребнем. Такая операция помогала их очистить, отделить твердые частички. Получалась мягкая куделька, которую привязывали к прялке. При помощи какого предмета пряли льняные нити? Вот и загадка:

Чем больше я кручусь,

тем толще становлюсь.

Правильно, веретено, Представляете, ребята, вот из этого неочищенного льна в конце концов получались вот такие великолепные костюмы.

А в какой еще сказке животные помогают людям? Я вам подскажу: в этой сказке появляется странное животное, сделанное из соломы. Совершенно верно, это сказка «Соломенный бычок, смоляной бочок».

Дед с бабкой сделали из соломы бычка, вымазали ему один бок смолой и поставили во двор. Утром народ скотинушку погнал, и бабушка с Аленушкой погнали своего бычка.

А куда, ребята, и зачем погнали они бычка?

Пригнали они бычка на полянку, а сами пошли в лес ягоды собирать.

А во что они ягодки собирали, как вы думаете? В корзинку или лукошко, его, наверное, умелец дедушка плел.

Бычок стоит на полянке, а тем временем бежит зайка. Ребята, как мы изобразим зайку? Молодцы. И говорит зайка:

– Сколько лет я бегал по этому лугу, никогда не видел такого чуда. Бегал, бегал зайка вокруг да около, взял и тронул бычка своей лапой да в смолу попал. Пришли бабушка с Аленушкой, погнали бычка домой. А зайчик на трех лапах следом прыгает. Стал зайчик просить:

– Отпустите меня домой, я вам за это бус да лент принесу. Жалко стало зайчика, отпустили они его домой. На другой день опять погнали они бычка в лес. Пригнали на полянку, а сами ушли по грибы. По полянке бежала лиса, увидела она бычка и очень им заинтересовалась. Бегала она кругом и тронула бычка лапой, да никак не может назад свою лапу вытащить. Пришли бабушка с внучкой и погнали бычка домой, а лиса следом за ними на трех лапах прыгает. Стала лиса просить:

– Отпустите меня домой, я вам за это гусей, да уток, да кур принесу. Будут у вас и яички, и мясо, и подушки пуховые, и перинки перьевые.

Отпустили они и лису. На третий день погнали они бычка, смоляного бочка в поле. Поставили, а сами ушли цветы собирать. Собирают они цветы, вдруг на полянку вышел медведь, увидел он бычка – любопытно стало ему. Кругом обошел, что за чудо, в жизни не встречал он такого бычка. Дотронулся до него лапой, да и залепил ее. Сколько ни бился Мишка, никак свою лапу освободить не может. Пришла бабушка с внучкой, погнали они бычка домой, а Мишка за ними следом на трех лапах переваливается. Стал Мишка просить:

– Отпустите вы меня к малым детушкам – медвежатушкам! Я за это вам бычков и коров осенью пригоню. Отпустили они Мишку. После этого они все лето гоняли бычка в поле, никто больше не попадался лапой в смоляной бочок. Осенью народ всю скотинку во дворе закрыл и Аленушка с бабушкой своего бычка тоже закрыли.

А чем же, ребята, они тогда кормили своих животных? Сеном, силосом.

Сидит Аленушка дома, скучно ей. Вдруг на улице шум, крик: «га-га-та». Смотрит Аленушка, лиса гонит и кур, и уток, и гусей, только пух летит по всей улице. Пригнала и кричит:

– Отворяй ворота, Аленушка! Бабушка с Аленушкой открыли ворота, впустили кур, уток. И появилось у них свежее мясо и перинка перьевая, подушка пуховая и яички. Через какое-то время опять по деревне шум пошел: коровы мычат, быки кричат. И медведь ревет:

– Отворяйте ворота!

Ребята, а как кричат коровы, козы?

Вот какой шум стоял в деревне. Пришлось ворота открывать. Да и скучать Аленушке не пришлось, работы прибавилось. Зато теперь у них и молоко всегда свежее, и сметанка, и сливки, и творожок, и маслице бьют из сливок.

А как?

У меня здесь есть маслобойка, или, как ее иногда в наших деревнях называют, пахталка. Найдите ее среди экспонатов. В нее наливают сливки и вращают вот эту ручку – так взбивают масло.

А наша Аленка живет, горя не знает. Только зайчик ничего не принес. Ну, думает, Аленушка, обманул их зайка. А зайка ждал зимы. Как только зима наступила, зайка пришел в деревню на посиделки. И мы с вами, ребята, отправимся сейчас на посиделки.

На посиделках девушки песни поют, пряжу прядут, а зайцу весело, пошел он плясать да всякие колена выделывать! Долго плясал заяц, девушки его нарядили – кто бусы, кто ленты привязал. Зайчик сел в уголок, сидел, сидел, и только девушки сели за прялки, стали песни петь – он тихонько и сбежал. Аленушке и бусы, и ленты принес. Теперь у Аленушки есть все. А что за посиделки, ребята, зимою такие? Что на них делали? Оказывается, девушки собирались вместе, чтобы рукодельничать: прясть, а также петь песни. Приходили и парни: плясали, развлекали рукодельниц. В нашей сказке девушки сели за прялки.

А что это такое? Ребятки, найдите здесь прялочку. А хотите, я вам покажу, как надо прясть?

Затем, когда было спрядено много ниток, начинали ткать.

Сказочные герои живут и работают в тех же условиях, что и крестьяне. Вспомните сказку о Жихарке. Жили-были кот, петух да маленький человечек Жихарка.

А где жили? В избушке.

Кот с петухом на охоту ходили, а Жихарка домовничал. Обед варил, стол накрывал, хлеб пек.

Давайте с вами поиграем. Кто из вас знает, как пекут хлеб и что для этого нужно? Правильно, нужна мука, вода. А откуда приносили воду? С реки или из колодца. Ведь тяжело два ведра воды нести. Тут без коромысла не обойтись. Сейчас нам девочки покажут, как пронести коромысло, чтобы не расплескалась вода, и было бы любо-дорого смотреть!

Ну вот, наносили мы воды, теперь давайте щи с кашей варить. Затопим печь. Когда прогорят дрова, нам будет нужна кочерга. А вот для чего, отгадайте-ка:

Полная конюшня

Красных коров,

Черная зайдет,

Всех выгонит.

Давайте найдем ее. А в чем будем щи варить? Конечно же, в чугуне. Поставим его в печь при помощи вот этого предмета. Назвать его нам поможет загадка:

Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдает,

А сам на отдых идет.

(Ухват)

Теперь время пришло и тесто месить. Замесили, разрежем его, скатаем булочки. А как же их в печь-то положить, чтобы не обжечься? На специальной лопате. А кто на такой лопате нашего Жихарку в. печку сажал?

Лиса, но Жихарка хитрым оказался. Он на лопату сел, ручки-ножки растопырил, и никак не смогла лиса его в печку затолкать.

– Ты не так сидишь, – говорила ему лиса.

– А ты мне, тетенька, покажи, ведь я не умею.

– Экой ты недогадливый.

Лиса Жихарку с лопаты сбросила, сама прыг на лопату, кольцом свернулась, лапки спрятала, хвостиком накрылась. А Жихарка ее в этот миг в печку засунул, да заслонкой закрыл, и сам скорее вон из избы, да к себе домой побежал. Тут и сказки конец.

Ребята, теперь я думаю, что вы в сказках все будете понимать. А для того, чтобы вы лучше запомнили предметы, с которыми сегодня познакомились, давайте выполним некоторые задания. (Ученики выполняют задания).

Методически благодатными для коллективного рисования детей также оказываются все темы из цикла «Мир, в котором мы живем», например: «Наш дом», «На улицах нашего города», «Праздник на Неве», «Зоопарк», «Театр», «Цирк», «Школа» и т. д.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 15)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Анализ работы музеев образовательных учреждений за 2009/2010 учебный год
2. Роль школьного музея в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
3. Школьный музей как один из факторов реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
4. Система дополнительного образования детей в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения
5. Хранители памяти
6. Личностно-ориентированное образование учащихся средствами школьного музея
7. Роль музея в духовно-нравственном воспитании
8. Дню Учителя посвящается: В Музее СССР открылась выставка «Уроки в советской школе»
9. Проект «Золотая хохлома»
10. Сценарий открытого урока для детей младшего школьного возраста «Бабушкины сказки»
11. Линейка памяти Бориса Богаткова