Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Организация проектной и исследовательской деятельности в образовательных учреждениях»
Выпуск №30 Октябрь 2010 | Статей в выпуске: 111


Все статьи автора(4) Любовь Васильевна Третьякова,

Отличник народного просвещения,
директор Дома детского творчества имени Володи Дубинина 
г. Новосибирска

Интеграция общего и дополнительного образования в свете реализации идей национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

Дом детского творчества им. В. Дубинина – ровесник Великой Победы. Накануне 9 Мая мы отпраздновали свой 65-летний юбилей. За эти годы бывший Дом пионеров с пятью кружками, расположенными в одноэтажном здании парка им. Кирова, превратился в современное учреждение дополнительного образования, в котором сегодня обучаются свыше 5000 ребят по 53 образовательным программам.

Современная российская система дополнительного образования детей уникальна. Она рассматривается педагогической наукой как «зона ближайшего развития образования России». И сегодня, когда стоит задача построения новой школы, нам, педагогическим работникам учреждений дополнительного образования, приятно осознавать, что основные идеи национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» уже успешно реализуются в наших Домах, Центрах и спортивных школах.

Творческо-ориентированный подход, воплощаемый в жизнь через дополнительные образовательные программы, формирует у подростков гибкость мышления, а это, в свою очередь, воспитывает человека, способного принимать нестандартные решения, самостоятельно планировать свою жизнь, делать ее более интересной, в конечном счете, занимать активную жизненную позицию.

В современном учреждении дополнительного образования развивается способность обучающихся к сознательному выбору тех или иных жизненных позиций. Ребенок с раннего возраста добровольно выбирает творческое направление и образовательную программу, вместе с педагогом составляет индивидуальный образовательный маршрут, у ребенка расширяется возможность коммуникативного выбора.

Одно из основных положений нашей концепции – работа с детьми с различными образовательными потребностями. Для современной системы дополнительного образования – это дети и подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, это старшеклассники, это обучающиеся с различной степенью одаренности. Уже два года в нашем учреждении работает Психологический центр, основное назначение которого – оказание оперативной поддержки семьям воспитанников и самим обучающимся.

Приоритетное направление нашей деятельности – воспитание талантливых ребят. В учреждении действует программа «Звезды нашего Дома», результатом реализации которой стали достижения наших воспитанников: среди них есть серебряный призер чемпионата мира и России по судомодельному спорту, лауреаты международных и всероссийских театральных и хоровых фестивалей, лауреаты всероссийских научно-практических конференций учащихся.

Так, этим летом воспитанница нашего педагога Мелентьевой Татьяны Дмитриевны Мартемьянова Надежда в составе сборной России стала призером чемпионата мира по спортивной аэробике, воспитанницы хореографического ансамбля «Пленительные ритмы» (педагог Широкова Светлана Ивановна) в городе Геленджик стали лауреатами международного хореографического конкурса «Браво, дети!», а в городе Самаре воспитанница фотостудии «Эдельвейс» (педагог Миронова Ирина Олеговна) на всероссийском конкурсе юных фотолюбителей «Мир глазами юных» заняла третье место.

Еще одна важная стратегическая задача, заявленная в «Новой школе» – сохранение и развитие здоровья обучающихся – также успешно реализуется в учреждениях дополнительного образования детей через использование на учебных занятиях целого комплекса здоровьесберегающих технологий.

Сегодня, в связи с введением с сентября 2010 года стандартов второго поколения, вопрос об интеграции общего и дополнительного образования наиболее актуален. Чем могут в настоящее время поделиться педагогические работники учреждений дополнительного образования с общеобразовательной школой?

Прежде всего, это организационно-методическая поддержка, которая включает в себя:

– повышение профессиональной компетенции педагогов в сфере воспитания и дополнительного образования;

– интеграция творческого опыта педагогов на межведомственной основе;

– организация различных конкурсов и соревнований по привлечению как можно большего числа учащихся к дополнительному образованию.

В течение 4-х лет реализуется совместный с кафедрой педагогики НИПКиПРО проект «Каникулярные встречи». Итогом проекта стало издание трех сборников из опыта работы классных руководителей школ Ленинского района, а в этом году, учитывая специфику направленности воспитательной работы в год юбилея Великой Победы, вышел в свет сборник по гражданско-патриотическому воспитанию «Прикоснемся душой и сердцем».

Весной 2010 года мы отметили первый пятилетний юбилей районных межведомственных педагогических чтений. В сборниках, изданных по материалам ежегодных чтений, смогли опубликовать свой творческий опыт более 100 педагогов из общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей нашего Ленинского района.

Для эффективной организации деятельности любого творческого объединения дополнительного образования необходимы 3 условия: наличие образовательной программы, квалифицированных кадров и материальной базы.

Мы готовы поделиться опытом разработки образовательных программ и отслеживания результатов их выполнения. У нас также накоплен достаточно богатый опыт по непрерывному профессиональному развитию педагогических работников. В нашем Доме творчества, как и в других учреждениях дополнительного образования, примерно треть из них не имеют базового педагогического образования. Тем не менее, целенаправленная работа с педагогическим коллективом позволила нашим педагогам, не имеющим педагогического образования, трижды становиться лауреатами всероссийских конкурсов «Сердце отдаю детям».

Сегодня особенно остро стоит вопрос об организации системы дополнительного образования детей на базе общеобразовательной школы.

Мы можем оказать помощь в создании вариативных моделей дополнительного образования на базе общеобразовательных учреждений. По данному вопросу мы активно сотрудничаем с 10-ю школами нашего Ленинского района.

Формы сотрудничества самые разные:

– это и содействие развитию внутришкольной среды через организацию различных кружков и клубов по интересам;

– это углубление и расширение школьной специализации через различные курсы и факультативы;

– это и организация предпрофильной и профильной подготовки учащихся и т.д.

Сегодня уже каждый педагог должен понимать, что только активное взаимодействие общего и дополнительного образования может создать условия для самореализации, творческой и интеллектуальной деятельности детей, их личностного и профессионального самоопределения, духовно-нравственного воспитания и гражданского становления.

Действительно, быть вместе, быть заинтересованными друг в друге, быть ответственными друг перед другом – вот залог общего позитивного образовательного результата!

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 310)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела