Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Организация проектной и исследовательской деятельности в образовательных учреждениях»
Выпуск №30 Октябрь 2010 | Статей в выпуске: 111


Все статьи автора(2) Ирина Анатольевна Зайцева,
директор МБС(К)ОУ С(К)ОШ-интерната № 37 I,II вида
Железнодорожного района г. Новосибирска

Проектная деятельность учащихся с недостатками слуха

Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению. Но как доказывают современные исследования и богатый опыт педагогов нашей школы, репродукционные методы обучения не дают возможности школьникам овладеть такими компетенциями, как анализ, обобщение, умение делать самостоятельные выводы и т.д. Особенно это актуально для детей с проблемами слуха, так как они испытывают значительные затруднения в речевой коммуникации, имеют ограниченные возможности доступа к информации, пониженный уровень самостоятельности. В то же время, в современных условиях успешность любого человека невозможна и без владения им информационно-коммуникационными технологиями.

Происходящие изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности, творческой инициации, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Этим обусловлено введение в образовательный процесс методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. По нашему глубокому убеждению, проектная форма может стать тем звеном, который преобразует содержание, способы, среду образования. Ведь цель школы сейчас не знания, а способность учиться и действовать самостоятельно. Одним из путей успешного формирования информационной компетенции, по нашему мнению, является использование проектной деятельности, которая стимулирует и поддерживает учебную мотивацию.

Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи могут решаться в любом образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов-единомышленников во главе с управленцем, организатором учебно-воспитательного процесса и научного руководства, развитием этой деятельности со стороны специалиста или научного учреждения. Этим педагогам потребуется определённый уровень научно-методической подготовки, владение технологией проектирования и исследовательским методом. Все эти условия были в нашей школе, когда мы начинали деятельность по внедрению проектного метода в образовательный процесс. С 2001 года школа № 37 являлась экспериментальной площадкой Института электронных программно-методических средств обучения Российской академии образования по внедрению информационных технологий в образовательный процесс специальной школы. В мае 2006 года школе присвоен статус экспериментальной площадки научно-методического центра «Современные технологии» НИПКиПРО по теме «Информатизация образовательного пространства».

Задолго до появления национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» педагогический коллектив работал на опережение. В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе I,II вида (для детей с недостатками слуха) опытно-экспериментальная работа по применению в учебной деятельности метода проектов с обязательным широким использованием ИКТ ведётся уже 8 лет.

Это, во-первых, проектная деятельность педагогов по созданию учительских проектов, во-вторых, проектная деятельность обучающихся под руководством педагогов.

В школе созданы и успешно осуществляются проекты педагогов, в том числе и социально-значимые. Это проект «Формирование готовности школьников с особыми образовательными потребностями адекватному профессиональному выбору» (2007-2011 годы), проект «Концепция и программа информатизации образовательного пространства как средство социализации неслышащих детей», занявшие 1 места на конкурсе социально-значимых проектов в 2008 г., проект «Модель формирования и развития коммуникативной компетенции в образовательном процессе специальной (коррекционной) школы для детей с проблемами слуха как основа социализации», который занял 3 место в городском конкурсе в 2010 году и многие другие. Ход реализации проектов представляется на городских и межрегиональных семинарах, информация о которых размещается на городских образовательных сайтах.

На этот учебный год запланировано уже более десяти проектов педагогов: «Формирование ключевых компетенций в начальной школе через проектную деятельность», «Использование интерактивной доски для повышения качества знаний учащихся», «Система работы над поэтическим текстом с использованием интерактивной доски», «Интерактивные средства на уроках русского языка», «Создание электронных учебных пособий по математике, физике, компьютерным технологиям для детей с недостатками слуха» и другие.

Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в нашей школе выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования. При организации данной работы в начальной школе учитываются возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. А именно, темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним: «Что рассказала карта?», «Деревья в жизни человека» и т.д. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения проекта или исследования ограничивается обычно 1-2 неделями в режиме внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.

Вместе с детьми ставятся учебные цели по овладению приёмами проектирования и исследования как общеучебными умениями. В процесс работы над темой включаются экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работа с различными текстовыми источниками информации, подготовка практически значимых продуктов и широкая общественная презентация (с приглашением старших ребят, родителей, педагогов и руководителей). Презентация готовится с помощью программы PowerPoint.

Уже с подготовительного класса у обучающихся на традиционных занятиях наши педагоги начинают формирование умений по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности (таких как: целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий и так далее). В 1, 2, 3 классах обычно создаётся один проект или исследование, в 4-ом возможно уже два проекта или исследования. Если позволяют ресурсы учебного времени, проектная и исследовательская деятельность организовывается в урочное время, но при условии личностно мотивированного включения ребёнка в работу.

Для обучающихся в основной школе в соответствии с возрастной спецификой на первый план выходят цели освоения коммуникативных навыков. Поэтому здесь проектная или исследовательская деятельность так же организуется в групповых формах. При этом ученик не лишается возможности выбора индивидуальной формы работы.

Темы детских работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной), проблемы – близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым. Например, в ходе работы над проектом «Учимся дружить» ребята учились понимать ценность дружбы, помогать другим, участвовать в общих делах.

Презентация результатов проектирования или исследования проводится публично в виде конкурса учебных проектов. В школе разработаны «Критерии оценки презентаций». При этом педагоги должны иметь в виду реальные сроки проведения этого мероприятия и соответствующим образом планировать завершение работ обучающихся, дать тем самым шанс обучающемуся публично заявить о себе и своей работе, получить подкрепление в развитии личностных качеств и проектной и исследовательской компетентности. При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании мы считаем, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося. Можно оценивать, как это делают наши педагоги, степень самостоятельности каждого ученика в выполнении различных этапов работы над проектом.

Чтобы создать условия для самостоятельной творческой проектной и исследовательской деятельности обучающимся, педагогами проводится подготовительная работа. Предусмотрены ресурсы учебного времени, для того чтобы избежать перегрузки обучающихся и педагогов. Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовые ЗУН) в содержательной области проекта или исследования. Ему понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки (проектирования или исследования) для самостоятельной работы. Каждый проект или исследование должны быть обеспечены всем необходимым: материально-техническое и учебно-методическое оснащение, кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты), информационные (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, аудио и видео материалы и т.д.) и информационно-технологические ресурсы (компьютеры и другая техника с программным обеспечением), организационное обеспечение (специальное расписание занятий компьютерного класса, работы библиотеки, выхода в Интернет), отдельное от урочных занятий место (неограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием – медиатека). Разные проекты потребуют разное обеспечение. Поэтому проектная и исследовательская деятельность обучающихся побуждает к организации информационного пространства образовательного учреждения. Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом. В противном случае за проект не надо браться, либо его необходимо переделывать, адаптировать под имеющиеся ресурсы. Недостаточное обеспечение проектной или исследовательской работы может свести на нет все ожидаемые положительные результаты. Все последние годы организация информационного пространства – приоритетная задача в нашей школе, поэтому мы добились хороших результатов.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 27)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела