Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Организация проектной и исследовательской деятельности в образовательных учреждениях»
Выпуск №30 Октябрь 2010 | Статей в выпуске: 111


Все статьи автора(2) Елена Владимировна Карпова,
учитель начальных классов МБОУ Гимназия № 10
Железнодорожного района г. Новосибирска

Метод проектов в начальной школе

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Содержание проектной деятельности младших школьников формируется путем отбора доступного материала, вводящего учащихся в мир знаний.

Под словом «проект» понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т.е. продукта). Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Проект – это «пять П»:

– проблема;

– проектирование (планирование);

– поиск информации;

– продукт;

– презентация.

Со своими учениками стараюсь работать по рекомендуемым специалистами этапам [1].

На первом этапе – «Мозговой штурм» и формулирование темы исследований учеников, формирование групп для проведения исследований, выдвигаем гипотезы решения проблем. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них.

На втором этапе проводим выбор творческого названия проекта и обсуждаем план работы учащихся индивидуально и в группе. В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план действий ученика и учителя, создается банк идей и предположений. На протяжении всей работы учитель оказывает помощь в постановке цели и корректирует деятельность учащихся.

На третьем этапе обсуждаем со школьниками возможные источники информации, начинается самостоятельная работа групп по выполнению заданий; учитель корректирует последовательность технологических операций в каждой группе.

Трудностью осуществления проектного метода в начальных классах является то, что учащиеся только-только приступают к поисково-исследовательской работе. Они еще учатся работать с литературой, выделять главное, делать обобщения.

На первых порах для осуществления проекта я делила класс на группы по 5-6 человек. В группе определяли лидера. Все группы выполняли одинаковые задания, но проекты ребята создавали совершенно разные.

Так, в проекте «Числа» сбор сведений по теме начинался со знакомства учащихся с тем, как изображали числа в древности. Для проведения поисковой работы были подготовлены следующие вопросы и задания:

– Как изображали числа в древности?

– Догадайтесь, какие числа изобразили индейцы майя, древние римляне. (Ребята по изображениям чисел узнают, какие именно числа изображены знаками.)

– Где встречаются числа в окружающем нас мире?

– Где ваши родители, соседи, друзья используют числа?

Если учащиеся испытывали затруднения, я задавала наводящие вопросы. В результате подготовительной работы ребята придумали собственные изображения чисел, кто-то подобрал веселые математические задачки, ответом в которых было определенное число. При помощи взрослых был создан проект, в котором собраны названия мультфильмов, кинофильмов, литературных произведений, где фигурирует число 3.

Конечно же, в начальных классах учащиеся не умеют на достаточном уровне работать с энциклопедиями, словарями, справочниками. Поэтому очень важно приготовить обобщенный дополнительный материал, где имеются ответы на поставленные вопросы. Тогда перед учащимися стоит более простая задача: найти ответ в одном источнике.

По мере приобретения опыта работы с дополнительной литературой число вопросов можно постепенно увеличивать.

После того, как ответ найден, его нужно обсудить. При этом важна направляющая деятельность учителя, который может дополнить ответы учащихся.

Ответ коротко записать в тетрадях.

На четвертом этапе ведется подготовка школьниками презентации по отчету о проделанной работе. Вся работа проходит под наблюдением учителя.

На пятом, завершающем, этапе проекта проводится презентация (защита) полученных результатов и выводов, учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали (книги, рисунки, модели, поделки пр.). Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своем проекте. Также нужно помочь ученикам подготовить проект к презентации.

После защиты проекта изготовленные изделия можно подарить людям, чьи потребности изучали дети, членам семей учащихся, можно передать в детский сад. Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили, почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям.

Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в какой-либо номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Оригинальный проект», «Красочный проект» и т.п.

Возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности учащихся. Дети начальных классов еще слишком малы для проектирования. Скорее всего, речь не будет идти о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Это будут лишь элементы проектной деятельности в ее классическом понимании. Но для малыша это будет его проект. Однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности [3].

На собственном опыте я убедилась, что учитель и ученик выполняет в проектной деятельности разные роли:

Роль учителя:

– консультирует,

– мотивирует,

– фасилитирует (провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации),

– наблюдает.

Роль ученика:

– выбирает (принимает решения),

– выстраивает систему взаимоотношений с людьми,

– оценивает себя и других.

Длительность выполнения проекта стараюсь ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной-двумя неделями в режиме урочно-внеурочных занятий. В комплекте учебников «Планета знаний», по которому я работаю, вариативная часть предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников. Предлагается создание проектов по темам: «Алфавит», «Школа», «Одежда», «Числа», «Наши питомцы», «Мы живем в космосе», «Жизнь леса», «Пословицы и поговорки», «Единицы измерения», для 4-го класса «Энциклопедия «Тайны русских слов», «Словарик речевого этикета», «Сборник отзывов «Советуем прочитать» и др. Для того чтобы каждый ребёнок мог найти себе проект по душе, рекомендуется предлагать на выбор спектр проектов, отличающихся:

– видом деятельности (изготовление поделок и создание книг, рисунков, игрушек, моделей и пр.; подготовка и проведение спектаклей, викторин, концертов; проведение исследований);

– количеством участников;

– продолжительностью;

– необходимостью привлечения взрослых.

Используя проектный подход, стремлюсь вдохновлять своих учеников на следующие действия:

– научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;

– размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;

– принимать самостоятельные аргументированные решения;

– самостоятельно формировать глубокие знания и развивать необходимые умения в области изучаемой дисциплины;

– активно участвовать в планировании, создании проекта, повторении пройденного и проведении презентации выполненной работы;

– взаимодействовать с людьми и окружающим миром так, чтобы данное взаимодействие было полезным и значительным для решения поставленных задач. Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли [2].

Педагогическим результатом проектной деятельность является, прежде всего, сама деятельность. И с точки зрения детей – тоже. Дети любят создавать проекты. Они что-то делали, у них родилось множество идей и замыслов, они столкнулись с необычными проблемами, преодолели их, узнали много нового, использовали свои знания. А продукт – это одно из воплощений замысла. Вот, что говорят мои ученики: «Мы были командой, где у каждого была своя роль, важно, чтобы каждый исполнял свою роль, не ленился», «Бывает трудно только тогда, когда мы не можем решить, какой проект сделать. Но если мы работаем группой, мы должны уметь договариваться», «Интересно смотреть, что придумали другие ребята. Иногда удивляешься: как здорово сделано, почему я до этого не додумался!»

Таким образом, проектная деятельность помогает учащимся развить в себе все виды способностей. А развитие этих способностей позволит моим ученикам сделать обучение интересной частью своей жизни.

Использованная литература:

1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000.

2. Статья Е.С. Полат «Метод проектов» на сайте http://www.bgpu.ru/intel/metodika/metod%20pro.htm

3. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.

4. Материалы сайта http://www.nachalka.com/book/export/html/326

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 11)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела