Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Организация проектной и исследовательской деятельности в образовательных учреждениях»
Выпуск №30 Октябрь 2010 | Статей в выпуске: 111


Елена Геннадьевна Федоренко,
учитель-дефектолог
высшей квалификационной категории
МБС(К)ОУ С(К)ОШ-интерната № 37 I,II вида
Железнодорожного района г. Новосибирска

О проекте формирования коммуникативных компетенций в специальной коррекционной школе для детей с нарушениями слуха

Меняется общество, меняется наша жизнь, меняемся мы, учителя, меняются методики преподавания и меняются наши ученики. Раньше в нашей школе учились только глухие ребята, затем стали обучаться слабослышащие, и вот уже третий год, как у нас появились дети, имеющие кохлеарные импланты. В связи с изменением состава обучающихся учителями школы была поставлена основная цель – социализация, адаптация детей с нарушениями слуха к жизнедеятельности в условиях современного общества. При её успешном достижении дети с проблемами слуха будут полноценно интегрированы в общество слышащих и смогут вести самостоятельный, достойный, независимый образ жизни. Таким образом, деятельность наших педагогов направлена по пути специального педагогического воздействия на каждого ребёнка для сглаживания последствий слухового дефекта и интеграцию в современное общество. А это возможно только при сформированной на достаточном уровне коммуникативной компетенции. Для решения этой задачи в ходе реализации Программы развития школы «Социализация личности в образовательном пространстве специальной коррекционной школы на 2007-2011 годы» реализуется проект формирования и развития коммуникативной компетенции как основной жизненной компетенции для учащихся, имеющих нарушенный слух. Этот проект нацелен на обеспечение качества коммуникативной компетенции, достаточного для социальной адаптации школьников с особыми образовательными потребностями. Данный проект осуществляется уже в течение трёх лет, его реализация будет продолжаться до 2015 года.

Одним из немаловажных факторов успешного осуществления проекта стало активное использование современной качественной звукоусиливающей аппаратуры, FM – систем, кохлеарных имплантов, компьютерной программы SV, медиа-клавиатуры. На уроках и индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия всё шире используются возможности инновационных компьютерных технологий для повышения качества устной речи школьников (видеосюжет № 1).

Особенно хочется выделить группу наших школьников, имеющих кохлеарные импланты. Благодаря кохлеарным имплантам и особым образом организованному интенсивному обучению, такие ребята учатся по-новому слышать, понимать речь, говорить и, в конечном счёте, качественно улучшать свою устную речь (видеосюжет № 2). В школе успешно применяется разработанная мною обучающая программа по сопровождению детей, имеющих имплантанты.

Кохлеарная имплантация является в настоящее время самым эффективным методом абилитации или реабилитации неслышащих детей. Обучение данной группы школьников наиболее перспективно, так как впоследствии такие дети полностью интегрируются в общество слышащих и в старшем звене включатся в инклюзивное образование.

В ходе реализации проекта разработана система оценки качества сформированности коммуникативной компетенции по следующим направлениям: активизация речевого общения, интенсификация развития слухового восприятия и произносительной стороны устной речи, совершенствование усвоения языка при изучении основ наук. В результате работы по проекту уже получен интересный опыт: созданы новые методики, в том числе с использованием интерактивной доски; программы; дидактические материалы, в том числе электронные; проводятся уроки различных типов, в том числе и бинарные.

Таким образом, следует подчеркнуть, что проектирование в специальной педагогической деятельности весьма продуктивно не только для результативности коррекционно-образовательного процесса, но и для профессионального развития учителя.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 13)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Проектная деятельность учащихся с недостатками слуха
2. Метод проектов в начальной школе
3. О проекте формирования коммуникативных компетенций в специальной коррекционной школе для детей с нарушениями слуха