Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Организация проектной и исследовательской деятельности в образовательных учреждениях»
Выпуск №30 Октябрь 2010 | Статей в выпуске: 111


Все статьи автора(3) Марина Анатольевна Дроздова,
учитель истории первой квалификационной категории
МБОУ СОШ № 57 Дзержинского района г. Новосибирска

Формирование познавательного интереса к истории родного края через социально значимую проектную деятельность

Сегодня одной из проблем является то, что дети мало читают. Компьютер занимает одно из лидирующих мест в их деятельности. Сформировать интерес к чтению становится важной задачей. Как для учителя истории мне важно привлечение учащихся к чтению историко-краеведческой литературы, что способствует изучению истории своей малой Родины.

Одним из направлений моей работы является изучение истории родного края, проведение занятий по краеведению в среднем звене. Мною была создана разновозрастная группа учащихся 5, 6, 8, 9 классов, с которыми мы разработали социально значимый проект «Люблю тебя, мой край родной». Ребята, входящие в состав инициативной группы, проводят внеклассные мероприятия, которые уже третий год в рамках дней краеведения проходят в нашей школе, а также участвуют в различных конкурсах, связанных с историей родного края.

Цели проектной деятельности:

– формирование познавательного интереса к историко-краеведческой литературе;

– привлечение учеников к чтению книг по истории родного края;

– формирование чувства любви и уважения к своей малой Родине;

– содействие патриотическому воспитанию учащихся на примере истории родного края;

– развитие интеллектуально-творческого потенциала учащихся.

Правильно организованный учебно-воспитательный процесс позволяет создать условия для развития способностей и интереса учащихся к творческой деятельности. Ребёнок с раннего детства может и должен находиться в среде развивающего обучения, что-то придумывать, фантазировать, то есть быть включённым в деятельность поиска и творчества.

Сегодня ребят интересует история своей малой Родины. Как учитель-предметник, поддерживаю и развиваю их интерес по истории Сибири, проводя внеклассные занятия, на которых больше всего ученики проявляют свои скрытые творческие способности.

Для активизации познавательного интереса проводятся:

1. Занятия по краеведению для начальной школы, в среднем звене.

2. Посещения Новосибирского краеведческого музея, музея «Арго», музея школы; мероприятия, посвящённые г. Новосибирску (фестиваль детского творчества « Мой Новосибирск родной»), к 75-летию Дзержинского района (посещение библиотеки им. Островского);

3. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны – сибиряками;

4. Подготовка ребят для участия в районных и городских конкурсах по истории родного края.

1. Планирование и выбор номинации.

Самыми любимыми номинациями у ребят стали:

– историко-литературоведческая (учащиеся представляют интеллектуальные вопросы по выбранной книге, пишут сочинения, рецензии);

– иллюстративная (представляют фотоальбом или альбом с авторскими рисунками);

– литературная (учащиеся представляют литературную викторину, кроссворд).

2. Определяем участников (один или группа).

3. Подбираем материал, который необходим (то есть ребята учатся работать с различной литературой, готовить рассказы, творчески подходить к выполнению своих работ по различным темам).

4. Обсуждаем содержание книг, работы участников.

Всё это проводится в первой четверти.

5. Выполнение самой работы (в течение второй четверти).

Например, конкурс книгочеев «Встречь солнцу», посвящённый истории Сибири, проходил в два тура.

1-й тур. Участники конкурса отвечали на вопросы, состоящие из 4-х блоков по книге М.Н. Щукина «Встречь солнцу»:

– Истории связующая нить.

– Сибирью связанные судьбы.

– Безмолвные свидетели истории.

– Сибирская Ярмарка.

Во 2 туре участники составляли авторские интеллектуальные вопросы по заданной теме.

Ученики, входящие в состав инициативной группы, показывают свои знания в различных конкурсах и занимают призовые места. В номинации «Литературная» учащиеся 5 «Б» класса по книге Шамова «Фонтаны над Обью» составили кроссворд «Сказочный город», творчески оформив работу.

Творческая группа «Сибиряки» стала победителем в этой номинации и вошла в «Золотой фонд Новосибирска».

В районном фотоконкурсе «Взгляд в будущее», посвящённом 75-летию Дзержинского района, ученик 6 «Б» класса стал лауреатом конкурса.

В конкурсе «Мир на ладони», посвящённом 115-летию г. Новосибирска, ученики 8 «А» класса заняли 2-е место в районе.

Закончить хочу словами В. Сухомлинского: «Ребёнок не увидит красоты окружающего мира, если не почувствует красоты слова, прочитанного в книге».

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 74)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела