Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Организация проектной и исследовательской деятельности в образовательных учреждениях»
Выпуск №30 Октябрь 2010 | Статей в выпуске: 111


Татьяна Михайловна Орлова,
руководитель методического объединения
учителей начальных классов Дзержинского района,
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 153
Дзержинского района г. Новосибирска

Методические рекомендации по написанию работ на конкурс «Моё первое исследование»

Какими могут быть темы детских исследований?

1. Фантастические – тема, ориентированная на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений (создание волшебной машины, проект космического корабля или прибора).

2. Эмпирические – темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов (наблюдения за животными, растениями, людьми, природой и т.п.).

3. Теоретические – темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках (при анализе теоретических источников найти интересные закономерности, незаметные для поверхностного взгляда, которые можно представить для обсуждения в коллективе сверстников).

Программирование детского исследования

Общая классификация:

1. Живая природа: зоология, ботаника, генетика, природопользование (с/х).

2. Земля: география, климат, строение Земли.

3. Вселенная: галактика, Солнце, звезды, инопланетные цивилизации.

4. Человек: происхождение человека, развитие человеческого организма, медицина, психология, деятельность, выдающиеся мыслители.

5. Общество: цивилизации, государства и страны, история, демография, государственные деятели.

6. Культура: язык, религия, искусство, образование.

7. Наука: математика, физика, химия, астрономия, история науки.

8. Техника: транспорт, промышленность, техническое конструирование и дизайн, строительство.

9. Экономика: финансы и производство, деньги и торговля, банки.

Программа учебно-исследовательской деятельности

«Тренинг» (развитие исследовательских способностей):

– видеть проблемы;

– ставить вопросы;

– выдвигать гипотезы;

– давать определение понятиям;

– классифицировать;

– наблюдать;

– проводить эксперименты;

– делать умозаключения и выводы;

– структурировать материал;

– готовить тексты собственных докладов;

– объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

«Исследовательская практика» (основная, центральная). Проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Степень самостоятельности ребенка в процессе возрастает.

«Мониторинг» (анкетирование, статистика, динамика, схемы, таблицы, ранжирование идей по степени важности и т.п.). Эта часть должна быть меньше других, но одна из самых важных и доказательных.

Подготовка текста

1. Почему избрана эта тема.

2. Какую цель преследовало исследование.

3. Какие ставились задачи.

4. Какие гипотезы проверялись.

5. Какие использовались методы и средства исследования.

6. Каким был план исследования.

7. Какие результаты получены.

8. Какие выводы сделаны по итогам исследования.

9. Что можно исследовать в этом направлении дальше.

10. Чему научился в ходе исследования.

Требования к структуре работы

Объем работы 5-7 страниц (без приложения):

– Титульный лист (приложение 1)

– Оглавление

– Введение (актуальность для ребенка, почему выбрал эту тему, чем она интересна; цель (предполагаемый результат), задачи (что нужно сделать, чтобы цель была достигнута)

– Основная часть: теоретическая и практическая (описание того, как решались поставленные задачи, характеристика основных понятий)

– Заключение (результаты и выводы, перспективы дальнейшей деятельности)

– Источники информации

– Приложение (фото, схемы, таблицы, графики, результаты анкетирования, статистика и т.п.)

При оценке работы учитывается:

1) соответствие содержания теме;

2) научная достоверность, грамотное изложение;

3) творческое отношение автора (наличие оригинальных схем, таблиц, мнение по поводу прочитанных книг, оригинальность изложения);

4) оформление в соответствии с требованиями.

Умение автора «защитить» работу предполагает:

– точность изложения;

– лаконичность изложения;

– свободное владение материалом;

– эмоциональность изложения;

– способность оперативно отвечать на поставленные вопросы.

Требования к устной презентации (5-7 минут)

Моя работа называется…..

Я выбрал эту тему, потому что…(свое отношение)

Что я хотел узнать…(цель)

Что я для этого сделал…(задачи)

Что наблюдал…(основная часть, понятия и описание того, что наблюдал)

Что получилось…(выводы и результаты, перспектива)

Источники информации…

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 18)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела