Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Организация проектной и исследовательской деятельности в образовательных учреждениях»
Выпуск №30 Октябрь 2010 | Статей в выпуске: 111


Все статьи автора(19) Сергей Владимирович Федорчук,

директор МКОУ ДОВ города Новосибирска

«Городской центр информатизации «Эгида»

Информационная компетентность как проблема развития муниципальной системы образования

Реформа российского образования, осуществляемая в наши дни, ориентирована на создание условий конкурентоспособности современного ученика (гражданина) в информационном обществе. В тексте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» прямо сказано: «Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем…гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни…»[1].

Другими словами, нужно создать такую образовательную систему, которая позволяла бы человеку XXI века заниматься повышением собственной квалификации и профессионального мастерства постоянно (перманентно), то есть всегда быть готовым к новым вызовам времени. Это необходимая плата за наш переход к информационному обществу (большинство работающих в нём занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний) с особой модернистской культурой, где знания стали универсальной производительной силой.

Какой же должна быть российская школа в представлении высшего руководства государства?

«Новая школа – это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты…чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья… детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение...

Новая школа – это новые учителя… понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя – помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность школы будущего. В такой школе изменится роль директора, повысится степень его свободы и уровень ответственности.

Новая школа – это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями… Школы как центры досуга будут открыты в будние и воскресные дни, а школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия будут местом семейного отдыха.

Новая школа – это современная инфраструктура. Школы станут современными зданиями… с оригинальными архитектурными и дизайнерскими решениями, с… функциональной школьной архитектурой – столовой с вкусной и здоровой едой, медиатекой и библиотекой, высокотехнологичным… оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством.

Новая школа – это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом»[2].

Всем понятно, что учитель – это не столько профессия, связанная с обучением и воспитанием молодёжи, сколько серьёзная миссия по формированию личности ребёнка. От его профессиональной компетентности во многом зависит наше будущее, то есть выполнение основной функции общества – передачи знаний и опыта последующим поколениям.

Учитель пропускает через призму своего индивидуального опыта достижения человечества и заставляет ученика осмыслить окружающую действительность как часть собственной мировоззренческой картины. Знания, полученные на уроке, укрепляют интеллектуальный багаж человека, но вот эмоции, пережитые в процессе получения образования, развивают его личностные начала, заставляют сострадать и сопереживать каждому человеку в отдельности и всему обществу в целом.

«Школьный учитель» является продуктом определенных общественных отношений, а образовательная система – результатом цивилизационного развития общества и является основой его последующего прогресса. При этом основная функция системы образования заключается в осуществлении перехода имеющихся знаний на язык изменившихся условий. Только через передачу опыта следующему поколению граждан, через воспитание личностных качеств мы и можем сделать мир лучше.

Реформируя образование как систему, не следует забывать о том, что любая ошибка здесь может носить фатальный характер для судеб миллионов людей. Ведь ясно, что система образования – становой хребет цивилизации, ядро культуры и основной механизм передачи исторического опыта и духовного наследия следующим поколениям. Корневым вектором развития образования является сохранение национальных традиций и осознанное внедрение осмысленных инноваций, ориентированных на формирование высоконравственной личности.

Сегодня нужна не столько реформа образования, сколько изменение парадигмы мышления общества. Школа – всего лишь один из общественных институтов, наряду с семьей, государством, и сама по себе, в одиночку, ничего изменить не сможет. Более того, большего эффекта можно добиться при объединении усилий всех социальных институтов. Нужен настоящий «санитарный» кордон от тлетворного влияния СМИ на молодое поколение россиян. Не цензура, а именно, запрет на «промывание мозгов». Хотя в сегодняшней ситуации полного «вывиха интеллекта» и падения культурного уровня нации, цензура в некотором смысле была бы даже полезной. Реформаторы от образования должны понять, как только изменится система образования, изменится и общество. Именно поэтому реформы в образовании чаще всего не успешны. Общество на уровне подсознания сопротивляется «западным» новациям. Народ понимает, если образование как система перестанет существовать, то и дух народа разрушится, мы перестанем быть теми, кем были раньше.

«Бедные», в смысле заработной платы, учителя не могут быть примером для учеников. Учитель – это мастер, а настоящий мастер должен быть самодостаточной личностью. Личность может быть воспитана только другой личностью, с богатым духовно-нравственным опытом. И здесь достойная оплата – это фундамент личностного развития. Хорошие условия работы и обучения – это залог как здоровья и благополучия, так и духовного роста человека. Пусть это звучит банально, но, если осмыслить ту ответственность, которую берет на себя педагог по воспитанию ребёнка, то его труд должен быть одним из самых высокооплачиваемых. Ведь его результат – новый человек.

Современная реформа образования имеет и позитивную сторону. За всей словесной шелухой содержится много полезных инноваций, меняющих как сознание людей, так и их отношение к жизни. Новации всегда трудно входят в нашу жизнь, но без них нельзя обойтись. Мы не хотим меняться, но это неизбежно, так как в противном случае нас ожидает гибель и регресс. Общество устойчивее, когда оно способно ассимилировать заимствованные духовные ценности, делая их своими.

Информатизация образования – это необходимая инновация. Ю. Г. Молоков и А. В. Молокова так определяют термин информатизации образования: «…это процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования… информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания. Информатизация, основанная на активном использовании в учебном процессе ИКТ-технологий, позволяет расширить область самостоятельной работы школьников, обеспечить высокую активность их работы с учебными материалами, что повышает качество образования».

В соответствии с этим информатизация образования представляет собой процесс изменения содержания, методов и форм подготовки учащихся в условиях использования информационных технологий, автоматизации системы управления, расширения числа источников и получателей образовательной информации за счет субъектов социокультурного окружения.

Таким образом, «…сущность информатизации образовательного пространства можно определить как технологическое обеспечение условий для развития и социализации учащихся – граждан информационного общества, изменение качества образования посредством повышения уровня информационной компетентности педагогов и руководителей, оказание социально востребованных образовательных услуг в условиях расширенного доступа к информации, глобальной информатизации и коммуникации образования и общества», – пишет Ю. Г. Молоков[3].

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс должно стать фундаментальной основой для формирования человека цифрового мира с особыми культурными и духовными потребностями. В этом смысле под информационными технологиями мы понимаем способы создания, фиксации, переработки и распространения информации, то есть инструмент среды, в которой благодаря компьютеру и современным средствам связи обеспечивается не только накопление информационных ресурсов, но и равный доступ к ним всех желающих.

Информационная культура – это не только умение человека получать, осмысливать, обрабатывать и передавать информацию, но и устойчивая потребность в производстве и продвижении новых информационных продуктов. Сознание современного человека становится подвижным и система образования должна реагировать на эти перемены. В рамках информационного общества формируется новое мышление, основанное на перманентном стремлении к повышению уровня знаний, овладении новыми формами обучения, расширении сферы интеллектуальной активности человека.

Однако применение информационных технологий в образовательном процессе носит дуалистический характер. Во-первых, являясь по своей сути только инструментом в достижении образовательных целей, информационные технологии не самодостаточны, ибо не могут обойтись без конкретных отраслей знаний, обеспечивающих содержание образования. Во-вторых, информационные технологии создают специфическое информационное пространство, которое ориентировано на воспроизводство этических ценностей виртуального мира, имеющего свои законы, траекторию и потенциал развития, формы и нормы поведения, позитивные и негативные стороны. И это не всегда соответствует поставленным изначально образовательным задачам.

В этом смысле до сих пор не потеряло своей актуальности высказывание Е. С. Полат «…то, что закладывается в качестве… задач развития государства сегодня, будет завтра выполняться выпускниками школ. Будут они достаточно подготовлены интеллектуально и нравственно к реализации… задач, задуманные программы могут оказаться выполненными, не будут – жди очередных революций, перестроек, катаклизмов»[4].

Поэтому, как мы уже отмечали раньше, «…педагог должен в полной мере владеть современным педагогическим инструментарием – как методикой преподавания предмета, так и средствами актуализации полученных знаний и умений». Человек, будь то педагог или школьник, должен стать фундаментальной основой информатизации образования. В противном случае она бессмысленна. Только формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса является отправной точкой развития гуманистически ориентированного образовательного пространства[5].

В таких условиях роль учителя возрастает многократно. Он должен не просто ввести школьника в мир знаний, научив его общаться, показав сущность этических норм и правил, но и быть умелым проводником в области современных научных достижений. Грамотное использование компьютера в образовательном процессе и управленческой деятельности современной школы, свободная ориентация в информационных потоках также важны, как и умение использовать алфавитный каталог библиотеки для поиска необходимой информации. Вот здесь-то и возникает проблема информационной компетентности педагога.

Под компетентностью вообще мы понимаем системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности. Компетентный специалист – это состоявшаяся личность, обладающая совокупностью профессиональных качеств и имеющая практический опыт деятельности в определенной сфере.

Профессионализм – это особое свойство человека систематически и эффективно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. Однако понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда. Это и особое мировоззрение человека. Быть профессионалом трудно. Нужно не только уметь принимать ответственные решения, но и иметь волю добиваться ожидаемого результата.

Компетентный профессионал – это человек информированный, то есть умеющий добывать новую информацию и использовать её в повседневной деятельности. Информационная компетентность учителя является важной составляющей его профессионализма, так как позволяет целенаправленно организовать учебный процесс в рамках образовательной деятельности и принимать эффективные решения в учебной и воспитательной работе.

В исследованиях ряда российских учёных понятие «информационная компетентность» трактуется как: сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий и определённого набора личностных качеств[6]; новая грамотность, в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств[7].

С. В. Тришиной удалось углубить данное понятие, рассматривая его с позиций личностно-ориентированного подхода как интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности[8].

Мы не будем в нашей статье касаться всех характеристик данного понятия, но подробно остановимся на функциях категории «информационная компетентность». Формирование информационной компетентности учителя как специалиста предполагает обязательное освоение знаний и умений из области информационно-коммуникационных технологий, так как компьютер является основным инструментом в работе с информационными потоками на современном этапе развития цивилизации.

Вместе с тем необходимо развивать у педагогов коммуникативные и интеллектуальные способности как основы их профессиональной деятельности. Например, учитель истории должен хорошо знать не только свой предмет и смежные с ним дисциплины, но и владеть знаниями в области географии и психологии, уметь грамотно писать, говорить и вести дискуссию. Учитель истории должен сам много читать, чтобы разбираться в основных тенденциях развития исторической науки.

Мы живём в глобальном мире и страдаем не от отсутствия информации, а от её избытка. В огромных информационных потоках нужно найти то, что нам пригодится на уроке, понять, как это преподнести ученику, и увидеть, какое влияние окажет данная информация на общую мировоззренческую картину ребёнка. Другими словами, нужно умело ориентироваться в современном информационном пространстве. Интернет – это «добро» и «зло» одновременно, и школьнику в одиночку не справиться с его искушениями. И если учитель, даже хорошо знающий свой предмет, не будет осваивать современные технические средства обучения (компьютер и т. д.), то он не сможет разговаривать с учеником на одном языке, им вообще будет трудно понять друг друга. Здесь есть ещё один очень важный момент – мотивация школьника к обучению. Увлечь ребёнка учением, используя только книгу и тетрадь, в наше время уже трудно. Ведь появление компьютера в корне изменило каналы получения информации и представления молодёжи о знании как таковом вообще.

Современный учитель – это стремление к постоянному повышению собственной квалификации (компьютерная и междисциплинарная грамотность), инновационное мышление (поиск новых форм организации учебного процесса), развитая информационная культура. В этом смысле термину «информационная компетентность» присущ дуализм, имеющий объективную и субъективную стороны. Объективная сторона выражается в требованиях, которые социум предъявляет к профессиональной деятельности современного педагога. Субъективная сторона определяется через индивидуальность учителя, его профессиональную деятельность, особенность мотивации в совершенствовании и развитии педагогического мастерства.

Таким образом, информационная компетентность учителя носит относительный характер, и как пишет А. В. Хуторской «…имеет внутреннюю логику развития, которая не сводится к суммированию ее подсистем (элементов) и логике развития каждой подсистемы в отдельности»[9].

Информационная компетентность – это фундаментальная основа деятельности педагога, чтобы учить других, необходимо самому уметь учиться. Причины здесь две:

1. Наши знания быстро устаревают и их можно рассматривать как новые только в условно-определённом пространственно-временном отрезке. Чем больше ускоряется прогресс, тем чаще нам приходится повышать квалификацию и заниматься самообразованием. Конкурентоспособность специалиста на рынке труда определяется уже не только дипломом об окончании ВУЗа, но и его профессиональным опытом, параллельным владением другими специальностями, возможностью выполнять различные функции.

2. Не вся поступающая к нам информация преобразуется в знания, умения или навыки. Мы должны уметь разбираться в её качестве, уметь дозировать объёмы обрабатываемой информации. В информационном обществе информация – это и первичное сырьё, и конечный продукт, и движущая сила развития. Роль учителя в данном случае заключается в умении организовать учебный процесс в условиях всеобщей информатизации.

Значимость категории «информационная компетентность» для профессионального становления педагога ярче всего проявляется в её функциях, среди которых мы выделяем[10]:

1. Познавательная функция направлена на систематизацию знаний, на познание и самопознание человеком самого себя. Познание окружающего нас мира – это фундаментальная потребность человека с момента рождения и до самой смерти. Систематизация наших представлений о мире и о себе – сложный процесс, который мы называем обучением.

2. Коммуникативная функция ориентирована на получение человеком знаний как с традиционных (книга), так и с электронных (электронный учебник и т. д.) носителей информации.

3. Адаптивная функция направлена на адаптацию человека к условиям жизни и деятельности в информационном обществе.

4. Нормативная функция проявляется как система норм и требований к человеку в информационном обществе и осуществляется при соблюдении норм морали и юридического права, которыми нужно руководствоваться в профессиональной деятельности.

5. Оценочная функция заключается в формировании умений и навыков человека ориентироваться в информационных потоках.

6. Развивающая функция объединяет все вышеперечисленные функции в единое целое через использование определенной системы знаний, норм, правил поведения и формирование активной самостоятельной и творческой деятельности самого субъекта отношений.

Мы уверены, что информационная компетентность, рассматриваемая не как объём знаний педагога о самом себе, об учащихся и их родителях, об опыте работы других педагогов, а как результат отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации для принятия и реализации оптимальных решений в рамках образовательного процесса, является ключевой компетентностью в мировоззрении современного учителя. Особенно это проявляется в развивающей функции информационной компетентности, которая представляет собой систему знаний педагога, его мировоззренческую концепцию, ориентированную на развитие творческой активности. Педагог как личность раскрывается только через информационную компетентность.

Так почему же проблема недостаточной информационной компетентности педагога мешает развитию муниципальной системы образования?

Учитель XXI века должен быть эмоционально устойчивым деликатным лидером, способным осуществлять прямую и обратную связь с учащимися, умеющим общаться, говорить и слушать, а главное знающим, как мотивировать школьника к обучению (коммуникативная компетентность). Педагог должен уметь управлять собственным поведением, грамотно формулировать цели и задачи деятельности, профессионально организовывать планирование учебного процесса, поддерживать учебную активность учащихся, объективно оценивать промежуточные результаты деятельности, проводить рефлексию (регулятивная компетентность). При этом любой учитель должен обладать критическим мышлением, гибкостью ума, фантазией, логикой и т. д., то есть владеть комплексом умений и навыков по анализу, синтезу, сравнению, абстрагированию, обобщению и конкретизации информации (интеллектуально-педагогическая компетентность)[11].

Все эти качества педагога под воздействием накапливаемого эмпирического опыта трансформируются в педагогическое мастерство, которое невозможно без постоянного стремления к самосовершенствованию и уважения к маленькому человеку, формируемого школой. Информационная компетентность, как связующая нить, соединяет разнообразные личностные качества педагога в единое целое – в мировоззрение мастера. Настоящий учитель не тот, кто больше знает или умеет, а тот, кто может привить тягу к познанию как к осознанной необходимости, а значит сделать нас свободными от предрассудков.

В современном мире невозможно быть не компетентным в области новейших технических средств обучения (компьютер и т. д.), нереально не уметь пользоваться продвинутыми средствами коммуникационного взаимодействия (Интернет и т. д.), трудно не использовать информационные технологии в трудовой деятельности. Для учителя – это важно вдвойне. Мы уже писали раньше, что «…нужно научить учителя использовать компьютер в рамках его предметной области, руководителя – в административном регулировании, а тех и других – в сетевой работе»[12].

Но станет ли работник школы после этого человеком с более высоким уровнем информационной компетентности? Естественно, нет. Овладение компьютером и современными средствами связи – это лишь первый шаг, без которого в постиндустриальном мире не только информационной компетентности не сформировать, но и образованным человеком стать проблематично, а самое сложное начинается потом, когда человек становится продвинутым пользователем и начинает все ответы на злободневные вопросы искать в компьютере или через Интернет. Для любого учителя важно понять то, что его никто не сможет заменить на реальном уроке. Урок был, есть и будет основной формой организации учебного процесса, а компьютер – это лишь один из инструментов в достижении педагогических целей, наряду с мелом, авторучкой и тетрадкой в клеточку. И вот здесь-то в головах многих российских граждан начинается форменный бардак.

Ведь если информатизацию образования мы проводим для повышения его качества и для этого создаём специфическую среду, в которой благодаря компьютеру обеспечивается накопление информационных ресурсов и равный доступ к ним всех желающих, то вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения по содержанию данной среды должны профессиональные специалисты. Вот именно отсюда и вытекают основные проблемы информатизации муниципальной системы образования города Новосибирска на современном этапе:

1. Кадровая. Многие работники образования не владеют информационными технологиями даже на пользовательском уровне (различные мониторинги показывают, что среди учителей, доля не владеющих компьютером на уровне пользователя, составляет около 50 %, а среди руководителей – свыше 70 %). И это после 25 лет информатизации в России, в образовательной системе третьего по численности населения города страны, крупнейшего научного центра нашей необъятной Родины. По нашему мнению, причины данного явления заключаются, с одной стороны, в слабой методической подготовленности учителей, а с другой стороны, в отсутствии мотивации к освоению новых методов и приёмов педагогической работы. Как можно строить инновационную экономику в условиях, когда основным показателем качества работы школы являются результаты ЕГЭ, по сути своей шаблонного теста? Новатор – это творческая личность, способная принимать нестандартные решения. Вы думаете, этому нужно начинать учить в ВУЗе? Нет, именно в школе. И здесь важно напомнить о роли учителя в этом процессе – она огромна, но для этого сам педагог должен быть профессионалом, а значит необходимо менять и систему подготовки учителей, и систему повышения их квалификации. Нельзя готовить современных учителей по лекалам XX века. Наступило время уходить от примитивного обучения умениям и навыкам работы за компьютером к осознанному применению информационных технологий в профессиональной деятельности учителя и руководителя школы. Курсовая подготовка должна быть максимально приближена к сфере деятельности педагога. В этом смысле перспективной является развитие накопительной и дистанционной форм повышения квалификации. Важно разрабатывать интегрированные в предметные области курсы, когда использование информационных технологий является только частью приобретаемых педагогом знаний. В этом случае эффективность курсов повышения квалификации выше, а усвоение образовательных компетенций прочнее, так как комплексное повышение квалификации основано на конкретном педагогическом опыте. Это единственный способ создания системы обучения в течение всей жизни.

2. Методическая. Подготовить хорошего специалиста – это полдела, главное довести его до совершенного уровня, что можно сделать только уже на реальном производстве. Подготовить хорошего учителя ещё трудней: мало того, что у человека должна быть предрасположенность к педагогической профессии (нужно любить людей!), так ещё и уровень образованности учителя должен быть на высочайшем уровне: знания в области различных наук, навыки воспитателя и тонкого психолога, а главное методическая грамотность (умение преподнести имеющийся учебный материал так, чтобы школьник смог его понять, усвоить и потом применять в повседневной жизни). Методическая подготовленность – это всегда профессиональный опыт, помноженный на постоянное самообразование. Научиться этому в университете нельзя, можно только получить опытным путём в условиях реальной школы, как говорится «у станка». В советские времена «доводкой» специалистов «на производстве» занимались методические службы в школе, в районе, городе, селе, области и т. д. Реформа образования практически разрушила эту систему. Теперь уже нужно создавать мощный современный ресурсный информационно-методический центр, который возобновит систему перманентного повышения квалификации учителя с методическими днями, методическими объединения педагогов, с работой с молодыми специалистами. У нас в городе есть шикарный «Дом учителя», это здорово, но он никогда не решит главную задачу нашего времени – превращение молодого педагога в зрелого мастера, его функция – душа педагога, его самореализация как личности в жизни, но не в профессии. Помочь молодому учителю может только методист, способный указать на профессиональные ошибки, проанализировать методическую компоненту урока, углубить представления о методике преподавания предмета, сформировав индивидуальную траекторию самообразования. Это сложно, но крайне необходимо уже сегодня.

3. Материально-техническая. Статистика – вещь необходимая. Согласно «Основным показателям муниципальной системы образования в социально-экономическом развитии города Новосибирска в 2010 году», на 1 сентября 2010 года на 1 компьютер приходилось 14 учащихся, все общеобразовательные учреждения подключены к сети Интернет, а 92 % учителей в образовательном процессе регулярно используют компьютер и информационные технологии. Давайте сразу же оговоримся, что эти цифры никак не влияют на рост качества образования. В условиях, когда во многих районах России осуществляется переход к формуле «1 ученик – 1 компьютер», показатель 14:1 выглядит даже как отставание. К тому же никто не считает количество учителей на 1 компьютер. Даже если 100 % учителей будут проводить уроки с компьютерной поддержкой, ещё не означает, что благодаря информационным технологиям повысилось качество образования школьников, и выросла информационная компетентность педагогов. Не следует забывать и об эффективности использования информационных технологий в образовательном процессе – не всякую информацию следует искать в Интернете, не всякий опрос следует заменять компьютерным тестированием и т. д. Современной школе нужны новые компьютеры, но ещё больше ей нужен новый контент в виде электронных учебников, автоматизированных систем управления образовательным процессом. В этом плане нужно укреплять материально и технически городскую методическую службу как основу постоянного повышения квалификации педагогических работников.

Как же мы предлагаем решать проблему низкой информационной компетентности педагогических работников в рамках муниципальной системы образования города Новосибирска? Нам представляется, что на данную проблему стоит посмотреть в трех аспектах.

Во-первых, сегодня как никогда актуален тезис о создании единого информационно-образовательного пространства региона, созданного в тесном взаимодействии с ВУЗами, научными учреждениями, представителями бизнеса и общественными организациями. Это, в свою очередь, подразумевает следующее:

– Принятие на муниципальном уровне нормативно-правового документа, регламентирующего электронный документооборот.

– Развитие муниципального образовательного портала, консолидирующего все информационные ресурсы.

– Создание городского ресурсного информационно-методического центра, объединяющего в своих недрах методическую, информационную и сервисно-техническую службы.

Важно уже сегодня заняться разработкой концепции и согласованного плана мероприятий по развитию единого информационно-образовательного пространства. Правовая сторона вопроса может быть обставлена путём подписания двухсторонних договоров между ГУО мэрии и ВУЗами, научными организациями и методическими службами, а согласованный план – станет результатом их общей работы. Нужна воля, которая и должна сыграть роль катализатора в объединении усилий по созданию целостной системы повышения квалификации[13].

Во-вторых, в корне изменить систему аттестации и повышения квалификации педагогических работников. Формальность аттестации стала очевидной после перехода образовательных учреждений на новую систему оплаты труда, когда результативность педагога стала оцениваться на уровне педагогического коллектива. Да и вообще, что важнее для учителя квалификационная категория или уровень квалификации? Нам кажется, что показателем педагогического мастерства может являться только успешность учеников, но при аттестации учителей эта формула практически не работает. Мы анализируем косвенные показатели качества обученности (отметки учеников).

Поэтому мы считаем, что систему повышения квалификации необходимо сделать перманентной и накопительной. Мы не можем отказаться от аттестации как таковой – это прерогатива субъекта РФ, но нам вполне по силам на месте решить вопрос о признании повышения квалификации учителем в любом лицензированном образовательном учреждении: НИПКиПРО, центре дополнительного образования или другом образовательном учреждении. Мы спокойно можем ввести в правила аттестации требования, что при защите на высшую квалификационную категорию педагог должен опубликовать своё представление педагогического опыта в виде статьи, что в корне изменит отношение учителей к этому документу в частности и к аттестации вообще. Публичность такого рода отчёта будет требовать от педагога осмысленного анализа проделанной работы, отказа от формализма, поиска творческих решений. Ведь никому не хочется выглядеть в глазах своих коллег непристойно.

Потом представьте себе, какой кладезь методического опыта мы получаем в результате, если каждый педагог будет представлять свою систему работы, каждый руководитель анализировать свою деятельность через призму изменения условий организации образовательного процесса и воспитательной работы в его учреждении. У молодых специалистов появится реальная возможность прикоснуться к этому бесценному опыту. Так, с 2005 года мы издаём электронную газету «Интерактивное образование». Мы уверены, что практика, когда в издании газеты участвуют педагоги, представители науки, работники управленческих структур и общественные деятели, благотворно сказывается на её качестве. Такое СМИ выполняет три важные функции: максимально приближено к основному потребителю информации – родителю, ученику и учителю; написано на доступном языке, но при этом не лишено научности и методической значимости; создает для всех участников образовательного процесса равные условия для самореализации и самовыражения.

В-третьих, информационная компетентность не может формироваться в информационном вакууме. Если мы хотим, чтобы педагог занимался своим самообразованием и постоянно повышал квалификацию, то необходимо создавать условия для осуществления подобного рода деятельности. Сетевая активность наших методических служб и центров дополнительного образования должна возрасти и перейти на новый качественный уровень. Мы должны перейти к сетевой публикации методических материалов, творческих работ и аналитических статей. Педагог должен твёрдо знать, что на муниципальном портале он найдёт самую оперативную информацию, необходимую правовую базу, получить ответы на интересующие его вопросы. То же самое касается и школьников, и их родителей. Сетевая активность сегодня – это как изобретение печатного станка в XV веке, совершенно новый взгляд на способы передачи важной образовательной информации. Для реализации этой задачи, с одной стороны, необходимо создать пресс-центр, решающий вопросы информационного сопровождения муниципальной системы образования, а с другой стороны, в приказном порядке обязать все свои подразделения передавать информацию для сайта в оперативном и непрерывном режиме.

Педагог – это личность и вечное стремление к познанию. Только поиск комплексного решения позволит нам нивелировать разрыв между запросами, предъявляемыми к человеку информационным обществом и реальной компетентностью учителя. Наша задача в данной ситуации сводится к поиску основных мотивов, благодаря которым профессиональный рост будет являться осознанной необходимостью для педагога. Ведь ясно, что информационная компетентность влияет на мотивационную сферу, так как именно «мотивация организует целостное поведение, повышает активность личности, влияет на формирование цели и выбор путей ее достижения, оказывает существенное влияние на результаты учебной деятельности в целом»[14].

Таким образом, проблема информационной компетентности носит совершенно не надуманный характер. Её решение даже важнее, чем обеспечение школ современными техническими средствами обучения. Качество подготовки педагога непосредственно влияет на качество образования тех, кто завтра придёт нам на смену – нового поколения россиян.


[1] Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/

[2] Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/

[3] Федорчук С. В. Информатизация муниципальной системы образования города Новосибирска: вчера, сегодня, завтра // Интерактивное образование, № 22: http://io.nios.ru/index.php?rel=22&point=12&art=215

[4] Основные направления развития современных систем образования: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/84173

[5] Федорчук С. В. Роль информационных технологий в управлении школой в современных условиях // Интерактивное образование, выпуск № 12-13: http://io.nios.ru/old/releases.php?num=12&div=05

[6] Зайцева О. Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий [Текст]: Автореферат диссертации ...канд. пед. наук. / О.Б.Зайцева. Брянск, 2002. 19 с.

[7] Семёнов А. Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании. М.: Изд-во МИПКРО, 2000. 12 с.

[8] Тришина С. В. Информационная компетентность как педагогическая категория: http://www.bestreferat.ru/referat-71270.html

[9] Тришина С. В., Хуторской А. В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования: http://www.eidos.ru/journal/2004/0622-09.htm

[10] Тришина С. В., Хуторской А. В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования: http://www.eidos.ru/journal/2004/0622-09.htm

[11] Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. – 2003. – №10. – С. 51-55.

[12] Федорчук С. В. Информатизация муниципальной системы образования города Новосибирска: вчера, сегодня, завтра // Интерактивное образование, № 22: http://io.nios.ru/index.php?rel=22&point=12&art=215

[13] Федорчук С. В. Информатизация муниципальной системы образования города Новосибирска: вчера, сегодня, завтра // Интерактивное образование, № 22: http://io.nios.ru/index.php?rel=22&point=12&art=215

[14] Шадриков В. Д. Деятельность и способности. М., 1994. С. 57.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 542)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Информационная компетентность как проблема развития муниципальной системы образования